Менеджмент  •  19 декабря  2022  •  5 мин чтения

Сорсинг: где и как искать кандидатов в IT

В IT-cфере бывает так: нет откликов на вакансию, потому что все подходящие специалисты уже трудоустроены. Рассказываем, как рекрутеру искать кандидатов, которые не ищут работу.
Анна Смирнова
Яндекс Практикум
Руководитель карьерного центра направления программирования
Наталья Классен
Яндекс Практикум
Редактор

Что такое сорсинг

Сорсинг (от англ. sourcing) — это исходящий, или «холодный» поиск кандидатов на вакансию. Рекрутер не собирает отклики кандидатов, а самостоятельно ищет специалистов, которые подходят на позицию.

У потенциальных кандидатов даже могут быть не опубликованы резюме, потому что они не заинтересованы в смене работы. Это усложняет поиск, поэтому сорсер использует разные инструменты — специальные поисковые запросы и ПО.

Сорсинг полезен и за пределами рекрутмента. Освоив этот навык, можно искать не только резюме кандидатов, но и любую информацию в интернете, например, вакансии для себя и других, научные статьи и статистические данные для исследования. Это универсальный навык для работы и жизни.

Где использовать сорсинг

Чаще всего сорсинг используют в IT-сфере. Публикация вакансии и сбор откликов не всегда помогают компании закрыть позицию, потому что нужные специалисты часто уже трудоустроены, и их не интересуют открытые вакансии. Рекрутеры самостоятельно ищут кандидатов, предлагают им пройти отбор на позицию, а кандидаты решают, принимать предложение или нет.

За пределами IT-сферы сорсинг применяют при подборе персонала, когда нужно найти специалиста с неочевидной комбинацией навыков. Например, технолога на производство кормов для животных со знанием французского языка.

Материал по теме:
Что ждёт профессию IT‑рекрутер в 2022 году

Этапы сорсинга в IT-сфере

Поиск кандидатов в рекрутинге — первый этап. Сорсинг можно разделить на четыре этапа.
Сорсинг начинается с создания стратегии
Сорсинг начинается с создания стратегии. Далее нужно не только найти кандидата, но и выяснить, как с ним связаться. Последний этап сорсинга — написать потенциальному кандидату и заинтересовать его вакансией
1. Создание сорсинговой стратегии
Чтобы определить стратегию поиска, нужно снять заявку. Заявка — это документ, в котором собрана информация о вакансии и требования к кандидату. Чтобы снять заявку,IT-рекрутер вместе с сорсером общаются с заказчиком. Как правило, это нанимающий менеджер, которому нужно закрыть вакансию в команде. Рекрутер собирает информацию о навыках потенциального кандидата — обязательных (на англ. must to have) и желательных (на англ. nice to have).
Полнота информации в заявке влияет на скорость поиска кандидата
Полнота информации в заявке влияет на скорость поиска кандидата

2. Поиск потенциального кандидата
Стратегию сорсинга выбирают в зависимости от обязательных и желательных навыков в заявке. Например, нужно найти фулстек-разработчика для позиции мидла с навыками работы в Javascript и React. Сорсер может искать не только через поисковые сервисы Яндекс и Google, но и по специализированным сайтам типа Хабр и Github, где разработчики делятся своими проектами.

3. Поиск контактов
У найденного кандидата необязательно будет резюме с контактами. А если это профиль на специализированном ресурсе, в нём вообще может быть только ник. Придётся искать этого кандидата на других сайтах, где могут быть опубликованы его имя, фамилия, контакты и информация об опыте. Например, в LinkedIn или других социальных сетях.

4. Персонализация письма или сообщения
Сорсер не только ищет кандидатов, но и первым связывается с ними. На этом этапе нужно заинтересовать вакансией человека, который не ищет работу. Сорсер изучает кандидата и погружается в его опыт: места работы и учёбы, проекты, выступления на конференциях, интересы.

Важно найти взаимосвязи между кандидатом и компанией и персонализировать первое сообщение. Например, сделать акцент на то, что обе стороны — компания и кандидат — делают проекты на похожую тематику
У рекрутеров, особенно в IT, помимо сорсинга, много других специфических навыков: построение стратегии поиска, анализ воронки кандидатов. Поэтому рекрутингу надо учиться. На курсе «IT-рекрутер» студенты учатся не только искать и нанимать, но и быстро знакомиться с новыми направлениями индустрии, и учитывать главное, на чём нужно сосредоточиться.
Работайте в IT и не пишите код
Освойте полный цикл поиска и подбора IT‑специалистов за 3 месяца. Начните с бесплатной вводной части курса, чтобы попробовать себя в роли IT‑рекрутера.

Виды сорсинга

Сорсер выбирает, как и где искать кандидата, в зависимости от заявки заказчика. Стратегии сорсинга строят по разным моделям поиска:

1. Поиск по ключевым словам
Ключевые слова — это обязательные и желательные навыки потенциального кандидата, а также сфера деятельности, технологии, библиотеки и фреймворки. Сорсер составляет поисковые запросы из комбинаций ключевых слов.

2. Поиск по компаниям-донорам
Компании-доноры — это компании, чьи сотрудники чаще всего успешно проходят отбор на вакансии заказчика и без проблем адаптируются. Если сорсер или рекрутер не первый раз работает с заказчиком и знает компании-доноры, то может сразу начать по ним поиск. Для этого название компаний и ключевые навыки потенциального кандидата указывают в поисковых запросах на разных ресурсах, например, Google, Яндекс, LinkedIn, Хабр, Github, Stack Overflow.

3. Поиск по компаниям-конкурентам
Кандидатов можно искать у конкурентов заказчика. Они работают в одной сфере или над похожими продуктами, значит, у сотрудников одинаковый набор профессиональных навыков.

4. Поиск по образованию
Можно изучить программы институтов, университетов или курсов и отобрать те, где обучают ключевым навыкам из заявки. После этого искать студентов и выпускников этих учебных заведений.

5. Нестандартный поиск
Поиск по навыкам, компаниям-донорам, конкурентам и образованию — это простые стратегии сорсинга. Когда они не дают результата, приходится импровизировать.

Например, нужно найти кандидата в крупную IT-компанию. Сорсер знает, что у этой компании есть специфика найма — отбор проходят специалисты, которые умеют решать алгоритмические задачи.

Чтобы найти подходящих кандидатов, можно рассмотреть компании с похожими процессами найма — этапом отбора с алгоритмическими задачами, затем искать среди тех, кто прошёл этот этап. Можно сорсить на ресурсах, где пользователи тренируются решать алгоритмические задачи, например, Codewars. Сорсер должен уметь ориентироваться на таких сайтах: разбираться в рейтингах, находить нужных специалистов, а главное — их контакты.

Чтобы определиться со стратегией сорсинга, нужно изучить задачу поиска с разных сторон
Чтобы определиться со стратегией сорсинга, нужно изучить задачу поиска с разных сторон

Работа сорсера похожа на работу детектива. Нужно изучать и анализировать много разной информации:

● о компании-заказчике — рынок, тематику, конкурентов, доноров, специфику найма, сотрудников компании и их рабочие задачи;
● о потенциальном кандидате — профессиональную сферу, окружение и профессиональные интересы.

Инструменты для сорсинга

Инструменты для сорсинга — это аналитические навыки сорсера, поисковые запросы с булевыми операторами и специальное ПО.
Булевые операторы

Булевые операторы — это символы и комбинации для поискового запроса. С помощью операторов можно управлять выборкой: расширять, сужать, уточнять, искать по определённым геолокациям или сайтам.

Сорсинг по всему интернету называется boolean search. Базовые операторы для такого поиска:

● AND — чтобы объединить несколько запросов,
● OR — чтобы расширить выборку,
● NOT — чтобы исключить часть выборки и сузить запрос,
● Location — чтобы искать по определённой геолокации.

С помощью операторов можно уточнить поисковой запрос, чтобы найти на HH.ru резюме фронтенд-разработчика со знанием React и Redux из Москвы

Иногда внутренний поиск на ресурсе органичен, например, как поиск по LinkedIn для пользователей бесплатной версии. В этом случае можно использовать X-ray search — это внешний поиск по конкретному сайту через поисковый сервис. Для этого в запрос добавляют оператор site: и название ресурса. Например, чтобы найти на LinkedIn открытых к поиску фронтенд-разработчиков со знанием React и Redux из Москвы, можно ввести в поисковике запрос:

site:ru.linkedin.com (Frontend OR Javascript OR JS) AND (Developer OR разработчик) React Redux location:Moscow "open to"

Программное обеспечение

Поиск кандидатов и их контактов можно упростить. Для этого есть платные программы и плагины, например:

AmazingHiring — приложение, которое автоматизирует сорсинг. Рекрутеру не нужно вручную вводить булевые запросы и собирать информацию о кандидате на разных ресурсах. Приложение делает это автоматически и выдаёт полный профиль специалиста с контактами, информацией об опыте и технических навыках.

Lusha — расширение, которое позволяет «доставать» контакты из профилей LinkedIn.

improver — расширение для поиска email-адресов пользователей социальных сетей.

MixMax — сервис для автоматизации отправки электронных писем кандидатам.

Перспективы сорсера

На международном рынке сорсер — самостоятельная профессия, в которой можно развиваться. Например, стать руководителем отдела сорсинга или перейти в смежные профессии, рекрутмент или HR.

В России сорсинг — это направление в рекрутменте. Сорсеры либо помогают рекрутеру, либо один специалист выполняет обе функции. Поэтому карьерные перспективы у сорсера такие же, как у рекрутера — можно дорасти до руководителя HR-отдела или директора по персоналу. Для этого сорсер может постепенно брать новые задачи, вести кандидата дальше через собеседования, процесс найма и адаптацию в компании.

Сорсеры могут искать не только людей, но и информацию
Сорсеры могут искать не только людей, но и информацию, например, подбирать вакансии или делать исследование рынка. Поэтому один из вариантов карьерного развития сорсера — карьерный консалтинг

Как стать сорсером

Чтобы стать сорсером, нужно освоить онлайн-курс, где учат работе с инструментами boolean search и X-ray search. Помимо владения поиском, предстоит развивать гибкие навыки:

Усидчивость
Много времени посвящать поиску.

Аналитическое мышление
Изучать большие объёмы информации, определять стратегию поиска и следить за её результативностью — количеством найденных кандидатов.

Стрессоустойчивость
Кандидаты могут долго не отвечать на сообщения или не ответить вообще. Это неприятные ситуации, которые создают ощущение работы впустую.

● Умение выстраивать коммуникацию
Кандидата может не заинтересовать вакансия или он не пройдёт отбор. В этих случаях сорсеру всё равно нужно сохранить с ним связь. Возможно, через месяц или полгода этот кандидат идеально подойдёт для другой вакансии.

Совет эксперта

Анна Смирнова
Чтобы стать классным сорсером или рекрутером, нужно искренне интересоваться сферой: рынком, компаниями, людьми, событиями, постоянно поглощать информацию, а потом использовать её в работе.

Поделиться
Wed Jan 18 2023 14:34:38 GMT+0300 (Moscow Standard Time)