Матрица SWOT-анализа
Цель SWOT-анализа — помочь команде разобраться в текущем положении дел и принять правильное решение на основе собранной информации. Метод помогает увидеть компанию со стороны, примерно как космонавт видит Землю с орбиты.
У SWOT-анализа 4 задачи:
1. Определить сильные стороны бизнеса. Это может быть качество продуктов, лояльность клиентов или опытные сотрудники. Всё, что делает бизнес привлекательным для клиентов и помогает увеличить прибыль.
2. Определить слабые стороны бизнеса. Например, в компании мало сильных специалистов — это мешает ей развиваться. SWOT-анализ поможет найти подобные проблемы и понять, как их решить.
3. Определить возможности. Например, на рынке тренд на импортозамещение. Возможно, стоит разработать аналог иностранного продукта, пока это не сделали конкуренты.
4. Определить угрозы. Внешние факторы — изменения в политике или перенасыщение рынка — могут негативно повлиять на бизнес. Не все события можно предсказать в ходе SWOT-анализа, но к каким-то можно подготовиться заранее. Например, отказаться от разработки продукта, если конкуренция слишком высокая, а компания — недавно на рынке.
С помощью SWOT-анализа можно:
● Оценить риски перед выводом на рынок нового продукта. Стартап готовится выйти на рынок с новым продуктом. Компании нужно понимать, как сделать это быстро и адаптироваться к новым условиям раньше конкурентов.
● Принять решение — расширять бизнес или нет. Менеджмент компании хочет открыть производство в новой стране. С помощью SWOT-анализа нужно понять, подходит ли выбранный регион для строительства фабрики и достаточно ли у компании ресурсов на этот проект.
● Актуализировать стратегию. Сотрудники компании разработали стратегию развития на год. Через три месяца нужно оценить, как она работает. Возможно, появились внешние экономические изменения, например, подорожало сырьё или приняли новые законы. В этом случае стратегию нужно пересмотреть.
● Решить проблемы. Если продукт не приносит ожидаемой прибыли, SWOT-анализ поможет разобраться, в чём причина проблемы и как её решить. Например, техническая поддержка медленно обрабатывает заявки пользователей — из-за этого они выбирают продукты конкурентов. В этом случае нужно проанализировать, как работает служба поддержки, и, возможно, изменить процессы или усилить команду.
Метод придумали специально для предприятий — оценивать эффективность их работы и принимать управленческие решения. Но SWOT-анализ можно применять и для бытовых задач. Например, понять, готова ли семья к переезду в другой город, стоит ли покупать машину или заводить собаку.
Чтобы использовать SWOT-анализ, не нужно быть бизнес-аналитиком. Но у этой простоты есть обратная сторона — результат зависит от всех участников. Если они не могут объективно оценить сильные и слабые стороны компании или продукта, мало погружены в контекст — встреча не принесёт пользу. Разберём плюсы и минусы метода SWOT подробнее.
Обычно такие сессии ведёт опытный менеджер. Он понимает, как формировать повестку встречи и готовить материалы. Знает, как управлять сложной дискуссией — даже если в одной переговорке встретятся генеральный директор и главный бухгалтер.
Допустим, компания переходит на новую бизнес-модель. Нужны люди, которые понимают, какая модель сейчас и куда движется рынок. Это могут быть:
● маркетолог,
● менеджер продукта,
● технический директор,
● CEO.
Обычно на такие сессии приглашают 5–7 человек — группами с большим количеством участников сложно управлять.
Перед встречей менеджер отправляет участникам письмо, в котором описывает суть метода, как будет проходить встреча и какую информацию нужно подготовить каждому участнику. Это особенно важно, если SWOT-анализ проводят первый раз. Подготовка поможет сэкономить время — не придётся объяснять коллегам на сессии, зачем их собрали.
Контент для встречи зависит от темы, которую будут обсуждать. Вот список материалов, который подходит для большинства встреч:
● Общая информация о компании, отрасли.
● Финансовые показатели. Например, выручка, доля рынка.
● Данные, которые могут повлиять на организацию, — экономические и политические. Например, новые законы или резкое изменение курсов валют.
● Анализ конкурентов и клиентов. Например, компания производила продукт для масс-маркета, а затем решила перейти в люкс. И теперь нужно подумать, какие будут потребности у клиентов из новой ниши.
Если компания большая, подключают аналитиков — они делают срез по её показателям и рынку в целом. Если аналитиков нет, то задачи по подготовке материалов распределяют между участниками.
Заранее составить вопросы для встречи и вывести на экран для всех участников.
Начать лучше с сильных сторон. Это поможет настроиться на позитив и побороть креативный ступор, который обычно бывает в начале встречи. Участники погружаются в мозговой штурм: предлагают идеи, исследуют тему, выявляют сильные стороны компании.
Выписать слабые стороны. Здесь важна объективность и честность. Если в компании принято открыто обсуждать сложности, список недостатков будет не поводом для самобичевания, а способом выявить проблемы и составить план их решения.
Возможности и угрозы — это внешние факторы. Чтобы их описать, нужна качественная аналитика по рынку и насмотренность. Если участники обсуждают запуск нового продукта, они должны понимать потребности целевой аудитории, что происходит у конкурентов, какие технологии в тренде. Например, актуальные потребительские тенденции можно найти на ресурсе о трендвотчинге.
Точные формулировки. Слишком общие фразы усложнят анализ результатов. Например, формулировка «У нашей компании крутой продукт» не даёт конкретной информации о его преимуществах. Лучше назвать его прибыльным и подкрепить цифрами — количеством пользователей, выручкой от рекламы.
Правильные участники. Бывает, что на встречу вместо нужных специалистов приглашают тех, кто не разбирается в теме. Например, компания планирует изменить формат отображения контента в своём приложении — сделать его горизонтальным. Менеджер решил, что технический директор на встрече не нужен. На самом деле он важен, потому что лучше других сотрудников знает, на каких технологиях работает продукт, какие у него возможности и ограничения.
Фокус на цели. Каждый участник должен понимать, зачем он присутствует на встрече и какую ценность принесёт его участие. Задача менеджера — заранее объяснить, почему встреча важна и что нужно сделать каждому участнику, чтобы результат принёс пользу.
Чтобы составить список задач и план действий, нужно каждому пункту присвоить приоритет. Пункты с низким приоритетом убирают или оставляют для других встреч. В итоге остаются только задачи, актуальные для компании — сейчас и в ближайшем будущем, если ничего кардинально не изменится. Есть два способа сделать это. Рассмотрим их подробнее.
Простой способ оценить результат | Матрица приоритизации |
---|---|
Каждый участник присваивает каждому пункту приоритет. Например, от 1 до 5. Где 5 — важно для компании здесь и сейчас, принесёт пользу в будущем и согласуется с её стратегией. 1 — не актуально. | Каждый участник оценивает каждый пункт по двум критериям — значимости и вероятности.
Значимость — отражает важность пункта для компании. 5 — очень важно, 1 — не важно. Вероятность — помогает оценить, может ли это случиться в ближайшее время, например в течение полугода. |
Сначала формулируют крупные цели, а затем дробят их на задачи. Этот список теперь — часть стратегии компании, а участники встречи и их команды — ответственные за задачи. Например, продукт выходит на новый рынок. Для юристов будет задача: изучить законодательство, проанализировать особенности пользовательских соглашений в новом регионе и составить список документов и лицензий, которые нужно оформить.
Лера Фимина
Тренироваться проводить SWOT-анализ можно на любой известной компании. Крупные бренды публикуют в открытом доступе годовые отчёты, маркетинговые стратегии и другие документы, которые нужны для полноценного анализа.
Другой способ попробовать методологию — проанализировать себя. В Практикум многие приходят, чтобы сменить профессию. К этому шагу можно подготовиться и проанализировать свой опыт. Сначала выписать навыки, которые хорошо развиты, и то, как их можно использовать. Затем — слабые стороны и чем их компенсировать. В конце — перечислить возможности на текущей работе, угрозы рынка найма и то, как можно с ними справиться.
Читать также: