Менеджмент  •  27 февраля  2023  •  5 мин чтения

Тимбилдинг: как создать команду мечты

Работать над задачами можно в группе или в команде. Группа может сформироваться стихийно, а команду нужно создавать. Рассказываем, как в этом помогает тимбилдинг.

Что такое тимбилдинг

Часто в компаниях есть коллектив, но нет команды. Чтобы её построить, проводят тимбилдинг — мероприятия, которые объединяют людей, помогают им лучше понимать друг друга, повышают мотивацию. Команда, как живой организм, постоянно меняется, поэтому мероприятия по сплочению нужно проводить регулярно.

Чем команда отличается от группы

Начинающие руководители часто путают эти понятия и не понимают, почему не получается добиваться результатов в работе.
Группа
Команда
Несколько человек, которые работают над одной задачей, но каждый преследует свою собственную цель, а не общую.
Люди, которые вместе работают над общей целью или задачей и могут полагаться друг на друга.
Мотивация
Исходит извне, участники работают, потому что надо.
Исходит изнутри, участники решают задачи, потому что хочется.
Сплочённость
Чаще всего не важна, поэтому низкая.
Высокая, так как команду собирают в том числе и по психологической совместимости участников.
Конкуренция
Участники конкурируют между собой.
Все участники — единое целое, поэтому команда конкурирует с другими командами.
Общение
Не всегда открытое, часто формальное, участники общаются только по необходимости.
Открытое, участники не замалчивают проблемы, дают друг другу обратную связь.
Доверие
Участники мало доверяют друг другу и группе в целом.
Отношения участников основаны на доверии.
Например, в работе над текстами для курса Яндекс Практикума участвуют автор и методист. Вот как может выглядеть их сотрудничество.
При работе в группе каждый преследует свои цели: автор хочет сделать задания лучше, а методист не хочет тратить время на разработку другого варианта. В команде участники слышат друг друга, идут навстречу и всегда готовы сделать немного больше, чтобы достичь общей цели

Когда и для чего нужен тимбилдинг

Главная цель тимбилдинга — сплотить команду или сделать большой шаг к её созданию. Активности для сплочения команды лучше проводить хотя бы раз в полгода, а если есть возможность — то и чаще. Бывают ситуации, когда тимбилдинг полезен и вне плана, например:

● Сотрудники не знакомы друг с другом — такое случается при слиянии нескольких отделов или создании нового коллектива.
● Коллеги часто конфликтуют, но конфликты нездоровые, с переходом на личности, и это мешает работе.
● Команда переживает сложные моменты, например, сменился руководитель.
● Для подъёма командного духа: чтобы повысить мотивацию сотрудников перед запуском нового проекта или разнообразить рабочую рутину.

Чтобы создать команду, нужен не только тимбилдинг. Студенты курса «Управление командой» учатся выстраивать отношения в коллективе, развивать сотрудников, планировать и контролировать выполнение задач. Любую рабочую ситуацию можно обсудить с наставниками — опытными руководителями.

Научитесь управлять командой за 4 месяца
Сможете повышать эффективность команды, управлять большим потоком задач, разрешать конфликты и получите 6–12 консультаций с наставником.

Виды тимбилдинга

В менеджменте нет строгой классификации мероприятий, которые помогают сплотить команду. Условно их можно разделить на фановые и хардовые.

Муштари Хакимова
Фановые — это развлекательные мероприятия вроде походов, пикников, творческих мастер-классов. Это тоже тимбилдинг, потому что у людей есть возможность классно провести время и пообщаться в неформальной обстановке. Такие активности создают эмоциональные нити между членами команды. Как результат — больше доверия, честности и открытости по отношению друг к другу. Именно после таких мероприятий «Катя из бухгалтерии, которая приносит нам акты сверки» становится «Катей, с которой мы сплавлялись в одном каяке». Людям обязательно нужны эмоциональные связи, и тимбилдинг даёт такую возможность.

Вот примеры развлекательных мероприятий для формирования команды:

Спортивные
Легко организовать, они популярны среди сотрудников, потому что дают возможность выплеснуть негативные эмоции и психологически разгрузиться. Важно, чтобы соревнования были командными, например: пейнтбол, «верёвочный курс», полосы препятствий. Эти состязания можно проводить как отдельные мероприятия или в рамках корпоративных спартакиад.

Интеллектуальные
Можно проводить в любое время года и с любым количеством участников. Обычно для этого формата выбирают квизы или игры вроде «Что? Где? Когда?», «Мафия», «Сто к одному». Интеллектуальный тимбилдинг помогает проявить личные качества каждому участнику команды, выявить неформальных лидеров.

Творческие
Это любые занятия, где человек может проявить свои способности, например, кулинарные мастер-классы. Творческие мероприятия нужны, чтобы сотрудники могли пообщаться в неформальной обстановке и при этом не соревноваться. Лучше всего такой тимбилдинг работает на сплочение команды.

Муштари Хакимова
Хардовый тимбилдинг — это не просто упражнения и задания, от которых весело. Это испытания, которые разрабатывают для конкретной команды, например, пройти квест или лабиринт. Задания подобраны так, чтобы участники учились лучше слышать и чувствовать друг друга, выражать своё мнение, принимать решения, в том числе и нестандартные.

Как организовать тимбилдинг

Компания может проводить тимбилдинг своими силами или привлекать специалистов. С развлекательным тимбилдингом справится ивент-менеджер: подберёт формат, найдёт площадку, организует трансфер и питание.

Бывает, что руководитель хочет сам провести тимбилдинг, но это неправильно, потому что он должен участвовать в мероприятии как член команды. Для хардового тимбилдинга обязательно нужен модератор — независимый человек, который его проведёт и не будет участвовать в соревнованиях для командообразования.

Муштари Хакимова
При выборе организатора нужно обращать внимание на то, какие вопросы задаёт специалист, стремится ли выявить боли команды, и то, как упражнения, которые он предлагает, повлияют на команду.

Иногда от тимбилдинга ждут быстрых результатов, но чаще всего их нельзя измерить. Бывает, что компания-организатор проводит анонимные опросы участников до и после мероприятия, чтобы понять, что изменилось. Но даже анонимная анкета не даёт гарантии объективности. Чаще всего ответы участников субъективны, потому что продиктованы эмоциональным подъёмом после мероприятия на сплочение коллектива.

Муштари Хакимова
Бывает, когда после тимбилдинга у команды есть заметные результаты. Например, я проводила мероприятие для отдела продаж и после него был взрывной рост продаж в течение двух недель. Конечно, приятно думать, что тимбилдинг — суперэффективный инструмент, но важно помнить, что на результаты работы команды могли повлиять и другие факторы, например выход нового продукта или сезонность.

Преимущества и недостатки тимбилдинга

Тимбилдинг — это не волшебная таблетка, которая поможет построить команду за один приём. У этого метода командообразования тоже есть плюсы и минусы.

Преимущества

Помогает лучше узнать коллег. Тимбилдинг даёт возможность собрать вместе всю команду в неформальной обстановке, увидеть участников с новой стороны, раскрыть их таланты.

Формирует чувство сопричастности к команде и организации. Во время мероприятий на сплочение коллектива создаются важные эмоциональные связи, появляются общие шутки, повышается уровень доверия. В результате у сотрудников растёт мотивация делать больше и лучше.

Даёт психологическую разгрузку. Во время тимбилдинга сотрудники могут переключиться с рабочей рутины, получить новый опыт, эмоции и впечатления.

Помогает находить новые способы решения проблем, которые можно использовать в рабочих ситуациях.

Недостатки

Увеличивает расходы. Тимбилдинг нужно проводить регулярно, а это дополнительные расходы для компании.

Прерывает рабочие процессы. Мероприятия лучше проводить в будние дни, а значит, работу отдела или компании придётся приостановить на 1–2 дня.

Может провоцировать ссоры и конфликты. Обычно так бывает в ходе хардового тимбилдинга, и руководители должны быть к этому готовы. Если мероприятие ведёт опытный модератор, который умеет управлять конфликтами, этот недостаток станет преимуществом: между членами команды будет больше взаимопонимания и доверия.

Есть риск травм. Такое возможно в спортивных мероприятиях и играх, например «верёвочный курс».

Совет эксперта

Муштари Хакимова
Когда руководитель задумывается о проведении тимбилдинга, он часто не знает, какой вариант выбрать, — развлекательный или хардовый. Оба формата полезны, но в первую очередь нужно отталкиваться от потребностей команды. В идеале мероприятия нужно чередовать, например, зимой — большой кулинарный мастер-класс, летом — спартакиада, а осенью — «Форт Боярд». Часто тимбилдинг рассчитан на несколько дней. В первый день используют развлекательный формат мероприятий на сплочение коллектива, а на следующий — хардовый. Так тимбилдинг пройдёт намного продуктивнее, потому что коммуникация между сотрудниками будет уже налажена.

Статью подготовили:

Муштари Хакимова
Яндекс Практикум
Наставник на курсе «Навыки рабочих коммуникаций», специалист по мягким навыкам с 10-летним опытом
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Бесплатный вебинар: Как выбрать IT профессию по душе и начать карьеру
Thu Jul 13 2023 10:14:54 GMT+0300 (Moscow Standard Time)