Группа | Команда |
---|---|
Несколько человек, которые работают над одной задачей, но каждый преследует свою собственную цель, а не общую. | Люди, которые вместе работают над общей целью или задачей и могут полагаться друг на друга. |
Мотивация | |
Исходит извне, участники работают, потому что надо. | Исходит изнутри, участники решают задачи, потому что хочется. |
Сплочённость | |
Чаще всего не важна, поэтому низкая. | Высокая, так как команду собирают в том числе и по психологической совместимости участников. |
Конкуренция | |
Участники конкурируют между собой. | Все участники — единое целое, поэтому команда конкурирует с другими командами. |
Общение | |
Не всегда открытое, часто формальное, участники общаются только по необходимости. | Открытое, участники не замалчивают проблемы, дают друг другу обратную связь. |
Доверие | |
Участники мало доверяют друг другу и группе в целом. | Отношения участников основаны на доверии. |
Главная цель тимбилдинга — сплотить команду или сделать большой шаг к её созданию. Активности для сплочения команды лучше проводить хотя бы раз в полгода, а если есть возможность — то и чаще. Бывают ситуации, когда тимбилдинг полезен и вне плана, например:
● Сотрудники не знакомы друг с другом — такое случается при слиянии нескольких отделов или создании нового коллектива.
● Коллеги часто конфликтуют, но конфликты нездоровые, с переходом на личности, и это мешает работе.
● Команда переживает сложные моменты, например, сменился руководитель.
● Для подъёма командного духа: чтобы повысить мотивацию сотрудников перед запуском нового проекта или разнообразить рабочую рутину.
Муштари Хакимова
Фановые — это развлекательные мероприятия вроде походов, пикников, творческих мастер-классов. Это тоже тимбилдинг, потому что у людей есть возможность классно провести время и пообщаться в неформальной обстановке. Такие активности создают эмоциональные нити между членами команды. Как результат — больше доверия, честности и открытости по отношению друг к другу. Именно после таких мероприятий «Катя из бухгалтерии, которая приносит нам акты сверки» становится «Катей, с которой мы сплавлялись в одном каяке». Людям обязательно нужны эмоциональные связи, и тимбилдинг даёт такую возможность.
Вот примеры развлекательных мероприятий для формирования команды:
● Спортивные
Легко организовать, они популярны среди сотрудников, потому что дают возможность выплеснуть негативные эмоции и психологически разгрузиться. Важно, чтобы соревнования были командными, например: пейнтбол, «верёвочный курс», полосы препятствий. Эти состязания можно проводить как отдельные мероприятия или в рамках корпоративных спартакиад.
● Интеллектуальные
Можно проводить в любое время года и с любым количеством участников. Обычно для этого формата выбирают квизы или игры вроде «Что? Где? Когда?», «Мафия», «Сто к одному». Интеллектуальный тимбилдинг помогает проявить личные качества каждому участнику команды, выявить неформальных лидеров.
● Творческие
Это любые занятия, где человек может проявить свои способности, например, кулинарные мастер-классы. Творческие мероприятия нужны, чтобы сотрудники могли пообщаться в неформальной обстановке и при этом не соревноваться. Лучше всего такой тимбилдинг работает на сплочение команды.
Муштари Хакимова
Хардовый тимбилдинг — это не просто упражнения и задания, от которых весело. Это испытания, которые разрабатывают для конкретной команды, например, пройти квест или лабиринт. Задания подобраны так, чтобы участники учились лучше слышать и чувствовать друг друга, выражать своё мнение, принимать решения, в том числе и нестандартные.
Бывает, что руководитель хочет сам провести тимбилдинг, но это неправильно, потому что он должен участвовать в мероприятии как член команды. Для хардового тимбилдинга обязательно нужен модератор — независимый человек, который его проведёт и не будет участвовать в соревнованиях для командообразования.
Муштари Хакимова
При выборе организатора нужно обращать внимание на то, какие вопросы задаёт специалист, стремится ли выявить боли команды, и то, как упражнения, которые он предлагает, повлияют на команду.
Муштари Хакимова
Бывает, когда после тимбилдинга у команды есть заметные результаты. Например, я проводила мероприятие для отдела продаж и после него был взрывной рост продаж в течение двух недель. Конечно, приятно думать, что тимбилдинг — суперэффективный инструмент, но важно помнить, что на результаты работы команды могли повлиять и другие факторы, например выход нового продукта или сезонность.
Муштари Хакимова
Когда руководитель задумывается о проведении тимбилдинга, он часто не знает, какой вариант выбрать, — развлекательный или хардовый. Оба формата полезны, но в первую очередь нужно отталкиваться от потребностей команды. В идеале мероприятия нужно чередовать, например, зимой — большой кулинарный мастер-класс, летом — спартакиада, а осенью — «Форт Боярд». Часто тимбилдинг рассчитан на несколько дней. В первый день используют развлекательный формат мероприятий на сплочение коллектива, а на следующий — хардовый. Так тимбилдинг пройдёт намного продуктивнее, потому что коммуникация между сотрудниками будет уже налажена.
Читать также: