Есть две основные группы гарнитур:
Прописные — они же заглавные — это большие буквы, с которых начинают предложения, названия и имена. Их также используют в аббревиатурах.
Иногда прописные и строчные буквы в шрифте выглядят одинаково и отличаются только размером — то есть у них один и тот же глиф. Одно из начертаний в гарнитуре называется капитель.
Авторское начертание букв и целого текста, которое выглядит как рисунок и образует единую композицию. Его часто используют в иллюстрациях, вывесках, дизайне упаковок, интерьерных постерах. Технически леттеринг объединяет графический рисунок и типографику, а в его основе лежит каллиграфия — искусство красивого письма от руки, при помощи пера, кисти или специальных маркеров.
● Удобочитаемость: насколько легко воспринимается текст, хорошо ли различимы буквы и другие символы, можно ли быстро прочитать текст «по диагонали». За это отвечают шрифт, кегль, расстояние между буквами и строками, контраст.
● Заметность: насколько хорошо различим текст на фоне страницы, привлекает ли внимание и не теряется ли на фоне других визуальных элементов даже при слабом освещении. В этом также помогут шрифт и контраст, а ещё — размер букв, полужирное начертание, цвет и другие акценты. При этом важно соблюдать пропорции и подбирать цветовые сочетания в соответствии с фоном и другой графикой: фото, рисунками, логотипами. Иногда выделяют не весь текст, а отдельный, самый важный фрагмент.
Вот базовые принципы типографики:
● Использовать не более трёх шрифтов. Чем меньше текст, тем меньше шрифтов допустимо, иначе внимание читателя рассеивается и содержание текста может ускользнуть. При этом все шрифты должны быть объединены стилистически, а ещё лучше — быть из одной гарнитуры. Так текст выглядит цельным и гармоничным, а разные фрагменты или продукты объединяются визуально. Это актуально и для веб-ресурсов, и для онлайн-сервисов или приложений — в том числе в рамках одной экосистемы.
● Соблюдать оптимальную длину строки. Лучше, если она будет не длиннее 600 pt — иначе будет сложно сфокусироваться и дочитать текст до конца. Слишком короткие строки тоже нежелательны, если только это не список или плакат со слоганами и призывами к действию.
● Разбивать текст на блоки и абзацы. Это нужно по тем же причинам, что и в предыдущем пункте: чтобы удержать внимание читателя, придать тексту логичную структуру и последовательно донести его смысл. Строго говоря, это скорее задача редактора, чем дизайнера или верстальщика. Но иногда текст приходится разбивать на блоки чисто из соображений композиции.
● Выставлять интерлиньяж больше, чем кегль. Расстояние между строками должно быть в полтора раза больше, чем буквы. Например, для 14-го кегля интерлиньяж лучше выставить в 21 pt. Так текст будет выглядеть цельным и собранным, при этом буквы будут достаточно легко читаемы.
● Выбирать шрифт в соответствии с общим дизайном и концепцией. Если это сайт для технологичного продукта или онлайн-сервиса, не стоит набирать текст при помощи Times New Roman или Book Antiqua. Здесь подойдут лаконичные шрифты без засечек.
● Не злоупотреблять акцентами. Даже если нужно сделать акцент и привлечь особое внимание к тексту, набирать его заглавными буквами или слишком большим кеглем — не лучшая идея: это придаёт излишне эмоциональное звучание, вызывает отторжение и беспокойство.
Джеймс Феличи, «Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн».
Руководство по типографике в современном графическом и веб-дизайне, которое не ограничивается шрифтами и размерами в тексте.
Роберт Брингхёрст, «Основы стиля в типографике».
Всё о том, как структурировать текст, придавать ему выразительность и гармоничность.
Эмиль Рудер, «Типографика. Руководство по оформлению».
Глубокий анализ того, как устроено оформление текста и каким правилам нужно следовать в первую очередь.
Эрик Шпикерман, «О шрифте».
Для тех, кто хочет изучить особенности разных шрифтов, их применение и сочетания.
Ян Чихольд, «Образцы шрифтов».
Исследование о том, как устроены шрифты, идеальные формы и пропорции букв.
Владимир Ефимов, «Великие шрифты».
Ещё один полезный справочник по типографике, где основное внимание уделяется кириллическим шрифтам.
Основы типографики также можно освоить на курсе Практикума Графический дизайнер». Он подходит для новичков, которые хотят освоить новую профессию, и тех, кто уже обладает базовыми навыками и хочет развиваться в своей области.
Читать также: