Любой бренд строится на базе платформы, в которую входят:
● суть бренда, то есть его главная идея;
● миссия — цель бизнеса, помимо получения прибыли;
● ценности — принципы, которых придерживается бренд;
● характер — узнаваемые черты бренда, которые отличают его от конкурентов;
● стиль или tone of voice (ToV) — тексты, фото, видео и другие выразительные способы, которые передают настроение и идею бренда.
ToV (от англ. tone of voice — «тон голоса, интонация») означает характерную стилистику, с которой бренд общается со своей аудиторией через тексты, фото, видео, аудио, иллюстрации. Tone of voice в маркетинге — это свод правил и рекомендаций, которые помогают маркетологам, PR-специалистам, дизайнерам, копирайтерам и менеджерам по продажам озвучивать позицию, ценности и миссию компании в общении с аудиторией: от СМС до рекламного баннера. Обычно ToV оформляют в виде презентации, документа в Notion или Google Docs. Если у бренда нет своего «голоса», компания может затеряться среди конкурентов.
Алевтина Золотарёва
У любого бренда есть две важные функции: коммуникации и идентификации. Представим, что есть приёмник и передатчик. Передатчик должен отправить такое сообщение, чтобы оно сразу и без помех поступило в приёмник. Если это происходит, значит, сообщение было выбрано правильно. Идентификация — это то, как быстро потребитель «находит» продукт бренда среди аналогов.
Например, если в ленте встретился пост с обращением «судари и сударыни», сразу понятно, что он принадлежит сети ресторанов «Теремок». Слова «сударь» и «сударыня» — часть tone of voice этого бренда.
Чтобы люди узнавали бренд, ToV должен быть единым на уровне текста и картинки.
Для ToV на уровне текста важны:
● Стиль, который использует бренд: разговорный или серьёзный, информационный или молодёжный. Например, бренд шоколада Snickers разговаривает со своей молодой аудиторией на её языке, и это выражается в надписях на упаковке.
● Построение предложений: длинные и распространённые или короткие, из пары слов. Apple для своего tone of voice выбрали второй вариант, и это стало узнаваемым стилем компании.
● Оформление текста: есть ли эмодзи, отступы между абзацами, точки в конце предложений.
Для ToV на уровне картинки важны:
● композиция: какие планы используются, есть ли симметрия в изображении;
● ритм фото или видео: спокойный и размеренный или динамичный.
Чтобы определить стиль общения между бизнесом и целевой аудиторией, используют четыре основных характеристики tone of voice:
● серьёзный или смешной;
● официальный или неофициальный;
● уважительный или дерзкий;
● сдержанный или восторженный.
Кроме этих вариантов, есть более детальные характеристики tone of voice, например: страстный, ностальгический, игривый, романтичный.
Например, BMW — это дорогие, солидные и надёжные автомобили. Такому позиционированию соответствует и голос бренда: он серьёзный, официальный, уважительный и восторженный.
Повышает узнаваемость бренда. Современный человек живёт среди большого количества информации, и ему тяжело перерабатывать все сообщения, которые приходят из разных источников. Например, если в соцсетях бренда шутки, мемы и дружеский тон, а в рассылке «Уважаемый пользователь! Информируем Вас о выгодном предложении…», это создаёт путаницу. Из-за этого у подписчиков не сработает «приёмник», они не идентифицируют бренд, поэтому вряд ли вспомнят о нём в нужный момент.
Транслирует образ бренда. Например, образ марки модной одежды — москвич 30–45 лет, который любит дорогие брендовые вещи в стиле минимализм и может себе их позволить. Tone of voice помогает транслировать этот образ через тексты и фото.
Помогает отстроиться от конкурентов. Например, в интернете есть несколько десятков онлайн-магазинов кофе. Их tone of voice примерно одинаков, как и описания вкусов.
Бывает, что компания выбирает вид ToV, подражая известным брендам. Получается фальшиво, и люди это чувствуют. В итоге вместо привлечения аудитории случается обратный эффект.
Так происходит потому, что у каждого бренда свои ценности и миссия. Например, сленг и мемы, которые использует Snickers, могут не понять те, кто покупает шоколад Merci. Чтобы подобрать tone of voice, который выделит бренд среди конкурентов, найдёт отклик у аудитории и будет работать на увеличение прибыли компании, нужно действовать по этапам:
1. Прописать ценности и миссию компании.
Миссия — это цель бизнеса, помимо извлечения прибыли, то, какой смысл основатель компании вкладывает в своё дело. Например, миссия банка «Точка» звучит так: «Мы делаем мир удобным для бизнеса».
Ценности — это правила и принципы, которые помогают привлекать клиентов, партнёров и сотрудников. Например, ценности банка «Точка»: «Относимся к каждому клиенту как к единственному», «Бережём друг друга».
Tone of voice должен отражать суть миссии и принципов, а не противоречить им.
2. Изучить целевую аудиторию.
На этом этапе нужно составить детальный портрет потенциального клиента. Если компания ориентируется на разные сегменты, то создать несколько портретов целевой аудитории. Чтобы проанализировать ЦА, нужно ответить на вопросы:
● пол и возраст человека,
● где он живёт и работает,
● чем увлекается,
● какие СМИ читает,
● за кем следит в соцсетях.
Надо представить, что общего у этого человека с брендом, что ценит, почему выбирает именно эту компанию. После анализа ЦА будет понятно, какой tone of voice подойдёт.
3. Описать характер бренда.
На этом этапе нужно представить бренд так, словно это человек, и описать его возраст, характер, привычки, внешность, манеру речи. Можно подобрать фото знаменитостей, которые ассоциируются с брендом. В результате должно получиться примерно такое описание.
4. Выбрать вид tone of voice.
Для этого можно воспользоваться четырьмя основными характеристиками и подобрать подходящую тональность. Например, у уважительного ToV могут быть такие характеристики: авторитетный, заботливый, вежливый. Чтобы tone of voice правильно использовали все сотрудники компании, его нужно зафиксировать — например, в таблице «Как мы говорим, как не говорим и почему».
Tone of voice Snickers, BMW или банка «Точка» — разные варианты того, как бренд общается со своей аудиторией. Вот ещё несколько примеров ToV, который органично проявляется и в текстах, и в изображениях.
● Tone of voice — это то, как бренд общается со своей аудиторией через тексты, фото, видео или аудио.
● Голос бренда помогает отстроиться от конкурентов.
● Tone of voice должен быть единым во всех каналах коммуникации, чтобы бренд быстрее узнавали.
● Чтобы создать tone of voice бренда, нужно определить миссию и ценности компании, изучить целевую аудиторию, описать характер бренда, выбрать тональность.
Алевтина Золотарёва
Если у бренда нет своего tone of voice и пока непонятно, каким он должен быть, можно говорить с целевой аудиторией от имени основателя компании. Это оправданно, потому что бренд вырастает на основе ценностей создателя и в соответствии с той миссией, которую он видит.
Читать также: