3D-объекты используются в веб-дизайне, интерфейсах мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности — VR и AR. Персонажи игр и фильмов тоже могут быть созданы с применением 3D-технологий.
На курсе «Графический дизайнер» студенты учатся работать с векторной графикой, разбираться в композиции и цвете. Опытные наставники и ревьюеры помогают в процессе: анализируют прогресс, направляют и помогают прийти к цели.
Основой современной трёхмерной графики стали математические концепции. Невозможно задать поверхность в пространстве без знания геометрии и владения функциями. Но сейчас, чтобы создать 3D-изображение, дизайнеру не нужно выполнять сложные математические расчёты — это сделает программа. Например, 3ds Max, Cinema 4D, Blender, ZBrush, Autodesk Maya, Unreal Engine, Houdini.
В рекламе и брендинге используют 3D, чтобы привлечь внимание покупателей. Информацию о продукте или окно для обратной связи на сайте можно создать в трёхмерном формате, и это будет гораздо привлекательнее традиционного плоского веб-дизайна.
3D-технологии используют совместно с дизайном голосового пользовательского интерфейса, например при вызове Siri. «Живые картинки» часто можно встретить в музыкальных и других сервисах, где используются голосовые команды.
В архитектуре и строительстве. Программы для архитекторов и инженеров позволяют проектировать здания в 3D: делать расчёты нагрузок, разрабатывать дизайн, планировать инженерные коммуникации. Это ускоряет производство, снижает риски, позволяет сэкономить без ущерба для качества постройки.
Векторная графика — это расположение точек по осям x и y. Если нарисовать кружок в редакторе векторной графики, то программа запишет его координаты, размер и цвет. В таком коде нет необходимости в сетке пикселей, достаточно формулы, описывающей свойства рисунка.
Трёхмерная графика возникла в результате развития векторной графики. Компьютеры стали мощнее, это позволило добавить третье измерение (ось z) и усложнить методы «описания» изображений. Теперь плоский кружок может превратиться в объёмный шарик.
Чтобы хранить информацию о трёхмерной модели, редакторы графики используют свои форматы файлов. В редакторе 3D-графики можно получить доступ к исходной модели со всеми свойствами объёма, текстур, освещения и других настроек.
По ссылке на Sketchfab можно покрутить модель в виртуальном пространстве. Но поскольку это занимает много ресурсов компьютера, для применения в дизайне визуализацию модели сохраняют в виде изображения растровой графики.
3D-графика — это разновидность CGI, то есть изображения, созданного на компьютере. В зависимости от целей, для которых создают изображение, этапы будут различаться: проектирование опоры моста в 3D имеет одну специфику, а создание анимации волн для блокбастера — другую.
Разберём этапы разработки статичного 3D-изображения с декоративной или информационной функцией в JPG, PNG или WebP:
1. Предпродашкн. Включает в себя разработку идеи, создание эскизов, подбор референсов, согласование с клиентом или командой, расчёт ресурсов, выбор технологии. Иллюстратор делает эскизы, арт-директор генерирует идеи, участвует в выборе стилистики и согласовании.
2. Продакшн. Это процесс производства сцены в выбранной технологии. Например, моделлер создаёт объект по эскизу, а визуализатор отвечает за рендеринг, текстурирование, освещение.
3. Постпродашкн. Полученное изображение можно дополнительно обработать в программах для работы с растровой графикой. На этом этапе могут изменить композицию, добавить эффекты.
4. Публикация. Подготовка файлов в нужных размерах и форматах для сайта, приложения или другой задачи.
Когда создают 3D-анимацию, порядок этапов остаётся прежним, только постпродакшн переходит в программы видеомонтажа и VFX (от англ. visual effects, «визуальные эффекты»).
1. Моделирование — придать объекту нужную форму.
2. Создание макета и анимации — задать объектам расположение в пространстве.
3. 3D-рендеринг — получить финальное изображение.
Этап 1. Моделирование
Обычно современные 3D-модели создаются с помощью полигонов — поверхностей, задающихся точками. Чтобы вылепить модель, нужно подвигать эти точки, а готовая картинка будет похожа на проволочный каркас. Именно такие сетки компьютер умеет отображать быстро.
Этап 2. Создание макета и анимации
Чтобы определить, где по отношению друг к другу находятся различные элементы, их размер и местоположение, нужно расположить объекты трёхмерной графики в композиции. Для этого создаётся макет. Анимация показывает, как фигуры двигаются и деформируются. Для её настройки используются захват движения и кадрирование.
Этап 3. 3D-рендеринг
На этом этапе создают модели объектов, текстурируют их и добавляют освещение в сцену. Рендеринг выполняется в редакторе трёхмерной графики, а полученные изображения могут ничем не отличаться от фотографии.
Совет эксперта
Никита Канюков
Знакомство с 3D-графикой рекомендую начать с изучения программы Blender. Инструкции и уроки можно найти, например, на YouTube-канале Blender Guru. После этого можно изучать нюансы профессий. Область трёхмерной графики — это не только моделирование, но и анимация, визуализация, создание эффектов, персонажей, игр. 3D — это лишь инструмент, один из многих способов выразить свои идеи или решить задачу клиента.
Читать также: