Цветовой круг Иттена — схема, на которой цвета собраны в определённом порядке. Она нужна, чтобы быстро подобрать цвета, подходящие друг другу, и потом использовать их для оформления рекламного баннера, интерьера или даже колорирования волос.
В 1961 году художник Иоганнес Иттен придумал, как собрать цвета в схему, и написал подробную инструкцию в книге «Искусство цвета». Суть в том, что все цвета можно разделить на две группы — хроматические и ахроматические. Ахроматические — белый, чёрный, серый цвета и любые их оттенки, хроматические — все остальные цвета спектра. Запомнить легко — обычно это цвета радуги, как в детской мнемонической фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Хроматических цветов три — жёлтый, синий и красный. Если их смешивать между собой в разных пропорциях, можно получить любые другие цвета, а вот в обратную сторону это не работает — из других цветов жёлтый, синий и красный сделать не получится.
При смешивании основных цветов получаются цвета второго уровня — оранжевый, зелёный и фиолетовый. Основные цвета ещё называют первичными, потому что они — начало других цветов. Если пойти дальше и смешать хроматические и вторичные цвета, которые соседствуют рядом, получатся цвета третьего уровня — третичные.
Все получившиеся 12 цветов Иттен расположил внутри круга, и получилась знакомая всем дизайнерам схема сочетания цветов.
Круг цветов Иттена помогает не перемудрить с цветами и создать гармоничный дизайн. Цвет — это источник информации. Например, пользователи могут принимать решение о том, кликать на баннер или нет, в течение 90 секунд после первого взаимодействия, и это решение во многом будет основано на цвете и визуальной привлекательности. Цвет может влиять на эмоции, вызывать ассоциации, воздействовать на память.
В мире проводятся сотни исследований о том, как цвет влияет на человека. Физики разбираются в световых волнах, химики создают новые оттенки красок, физиологи изучают, как цвет влияет на мозг, а психологи и маркетологи — на продуктивность сотрудников или на продажи. На основе собранных знаний о цвете зародилась и новая наука — колористика. Её используют в работе не только дизайнеры, но и архитекторы, стилисты, рукодельницы и даже мастера маникюра.
Несмотря на то что восприятие цвета субъективно, определённые цвета воздействуют на большинство людей одинаково. Например, красный вызывает желание действовать, пастельные тона успокаивают, а глубокий фиолетовый ассоциируется с богатством — это доказывает Г. Браэм в книге «Психология цвета». Если использовать несочетаемые цвета, они могут вызвать любопытство, раздражение или неприятие.
Важно придерживаться гармоничного сочетания цветов по нескольким причинам:
● Эмоциональное воздействие. Цвет может вызывать разные эмоции и настроение. Правильно подобранное сочетание цветов поможет создать нужную атмосферу и передать чувства.
● Удобочитаемость. Несочетаемые цвета в одном пространстве сложно воспринимать как единое целое — создаётся ощущение хаоса.
● Акцент на важном. Например, яркое выделение сразу привлечёт внимание и подскажет, куда его направить.
● Стиль и эстетика. От сочетания разных цветов зависит восприятие. Например, дизайн в чёрно-белых цветах воспринимается как минималистичный и современный.
● Узнаваемость. Определённое сочетание цветов, которое используется во всех коммуникациях бренда с пользователями, может помочь создать узнаваемый бренд.
Пользоваться кругом Иттена не так сложно, как кажется на первый взгляд. Чтобы не ошибиться с подбором цветов, достаточно применять проверенные комбинации.
1. Комплементарная — если нужно использовать контрастные цвета. Например, сделать акцент на чём-либо и привлечь внимание к элементу.
Контрастные цвета находятся на противоположных сторонах круга.
2. Триаду, или сочетание трёх цветов, используют, когда нужно показать мягкий контраст. Найти такие цвета легко — достаточно нарисовать внутри круга равносторонний треугольник. Его вершины и будут теми цветами, которые гармонируют друг с другом.
3. Аналоговая триада — это три-пять цветов, которые находятся рядом. Такое сочетание цветов помогает добиться сдержанности и элегантности в дизайне. Один цвет выбирают основным, второй — поддерживающим, а остальные используют для выделения. Примерное распределение цветов: 60% : 25% : 15%.
4. Тетрада, или сочетание четырёх цветов. Чтобы найти нужные оттенки, нужно в круг вписать квадрат или прямоугольник. Углы фигуры и будут искомыми сочетаниями.
Если нужны другие цвета, а в круге их нет, то к каждому из выбранных цветов добавляют белый или чёрный цвет — то есть делают цвет темнее или светлее. Так можно бесконечно создавать новые оттенки — брать соседние цвета и перемешивать их, добиваясь нужного результата.
Чтобы не заниматься подбором вручную, можно использовать специальные сервисы, например расширенный цветовой круг. С его помощью можно онлайн подобрать цвета, оттенки, насыщенность и яркость. Если этого недостаточно, есть более продвинутый инструмент — Adobe Color. Он поможет не только подобрать палитру сочетания цветов, но и извлечь цвет или градиент из понравившегося изображения, а ещё подскажет, подходит ли выбранный цвет фона и текста для графических задач.
Генератор палитр Coolors подберёт готовые сочетания за несколько секунд. Можно искать палитры по стилям, например «винтаж», цветам или по теме, например «закат» или «город».
Из раздела «Трендовые палитры» можно взять популярные сочетания. Coolors может подбирать шрифты, использовать палитры из фотографий и проверять контраст между двумя цветами.
Сергей Максимов
Цветовой круг поможет начинающим дизайнерам почувствовать цвета и понять, как они взаимодействуют друг с другом. Даже если кажется, что подобранные «на глаз» сочетания гармоничны, лучше проверить их на круге. Иногда даже незначительные изменения в оттенках могут полностью испортить дизайн.
Вдохновение можно брать в природе — там идеально сочетаются цвета.
Читать также: