Цветовой профиль, или ICC-профиль, — это файл с информацией о том, как устройство может передавать цвета. ICC (от англ. International Color Consortium) ― Международный консорциум по цвету, организация, которая разрабатывает стандарты цветопередачи.
Цветовые профили имитируют чужой цветовой охват ― особенности цветопередачи определённого устройства: принтера, смартфона, ноутбука, планшета, телевизора, мультимедиа экрана. Файл с ICC-профилем можно скачать и установить в графические редакторы и другие программы.
Существует два вида цветовых профилей:
1. Реальные — профили, которые соответствуют конкретному устройству с его настройками, например принтеру Xerox C230.
2. Абстрактные — усреднённые профили, которые используются на группе устройств, например на всех устройствах фирмы Apple.
Например, печатник пришёл утром в типографию, откалибровал принтер, залил краску и приготовил бумагу, сделал тест и сохранил данные. Эти данные и будут реальным цветовым профилем этой типографии. Готовый профиль можно рассылать заказчикам — он позволит дизайнеру примерно представить, какие будут цвета на макете после печати.
Профиль связан с цветовым пространством — точным описанием цвета в системе координат. Самые известные из них — RGB и CMYK. Для веба дизайнеры используют пространство RGB, при работе с макетами для печати — пространство CMYK. Разница между ними заключается в физике формирования цвета.
В RGB (Red, Green, Blue) диоды трёх разных цветов подсвечивают определённую точку на мониторе — так получается нужный цвет. Этот пиксель будет иметь цветовую координату из трёх чисел. RGB зависит от мониторов и характеристик экрана.
CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black) — модель формирования цвета, которая зависит не только от координат, но и от физических характеристик материала для печати. Цвета в пространстве CMYK связаны с настройками конкретного принтера, то есть могут отображаться и печататься неодинаково.
Предпечатная подготовка включает не только работу с цветовыми профилями. Научиться готовить макеты к печати и общаться с типографией и заказчиком поможет курс «Графический дизайнер». Вводную часть можно пройти бесплатно.
1. Печать макета в типографии
Изображение для печати должно быть в цветовой модели CMYK. При этом отдать файл в типографию можно в любом профиле — напечатают его все равно в CMYK. Допустим, пользователь отдаёт на печать скачанную из интернета картинку с профилем RGB. В типографии файл преобразуется в LAB — абстрактную модель, которая включает в себя все цветовые охваты. LAB позволяет конвертировать RGB в CMYK без потери качества. После того как цвет в LAB переконвертировался, картинка обратно конвертируется в CMYK, чтобы принтер мог её напечатать.
Чтобы представить, как будут выглядеть цвета на печати, нужно перевести изображение в цветовую модель CMYK. Источник: print-magazin
Если не встраивать цветовой профиль, то на каждом устройстве изображение будет разным. Использование профиля помогает поддерживать стандарт цвета: макет будет выглядеть идентично и на ноутбуке с диагональю 24 дюйма, и на трёхметровом баннере.
Также цветовой профиль можно встроить при сохранении файла — выбрать из списка активных либо сначала в самом файле назначить цветовой профиль и затем сохранить. В полученный файл, например формата JPEG, будет вшита информация о назначенном цветовом профиле.
Вот несколько распространённых цветовых профилей:
● sRGB — универсальный профиль, своеобразный международный стандарт для ПО. Чаще всего на сайтах и в приложениях используют его.
● Adobe RGB — альтернативный профиль от компании Adobe. Цветовой охват по сравнению с sRGB значительно больше.
● Apple RGB — специальный профиль, описывающий цветовой диапазон устройств компании Apple.
● ProPhoto RGB — профиль с более широким, по сравнению с sRGB, цветовым охватом. Он ближе современным цифровым камерам и чаще используется для профессиональной обработки фотографий.
● Coated Fogra39 — профиль для цифровой печати на мелованных бумагах (визитки, листовки, постеры, брошюры). В российских типографиях обычно используют именно его.
При выборе цветового профиля нужно учитывать возможности пользователей ― то, как люди будут смотреть эти картинки, фотографии и иллюстрации. На сайтах для фотографов, в фэшн-журналах или в музейных каталогах важны мельчайшие оттенки цвета, здесь имеет смысл использовать особенные цветовые профили. В обычной жизни таких жёстких требований нет, а значит, достаточно базового sRGB.
Если дизайнер делает задачу для приложения в AppStore и в Android его нет, можно использовать профиль Apple RGB, потому что у него цвета немного ярче. Это возможно, так как известно, что приложение по умолчанию не будет использоваться на других устройствах.
Читать также: