Владислав Бочаров, EMC Group,
Head of Digital
На мой взгляд, управлять маркетингом — это принимать стратегические решения на основании данных и выводов специалистов, и определять цели и средства, которые позволяют их достичь. А ещё грамотно управлять ресурсами: от финансовых до человеческих.
Управлять маркетингом — анализировать рынок и конкурентов, определять тренды, принимать маркетинговые и продуктовые решения, увеличивать прибыль — можно научиться на курсе «Анализ и оценка рынка». Подойдёт начинающим специалистам, руководителям бизнеса, маркетологам, аналитикам и продакт-менеджерам.
Управление маркетингом похоже на многослойный пирог. Каждый слой — или тип управления — по отдельности не имеет смысла, а если собрать всё вместе, маркетинг будет работать. Вот как это можно представить.
Нижний слой пирога — операционное управление. Это задачи, которые исполнитель, например, SMM-специалист, решает регулярно: создаёт креативы, настраивает рекламу, отслеживает показатели рекламных кампаний.
Выше — тоже операционное управление, но более глубокое. Оно проводится с определённой периодичностью: раз в неделю или реже. Например, тот же SMM-специалист отслеживает и анализирует такие важные показатели, как конверсия, количество лидов, продаж, показатель вовлечённости и другие.
Верхний уровень — это стратегическое управление. Здесь контролируют уровень расходов, выручки, количество отказов. В зависимости от специфики и размера компании это может делать маркетолог, руководитель отдел продаж или собственник бизнеса. На этом уровне сам предприниматель оценивает стоимость привлечения пользователей, их LTV, рентабельность инвестиций в маркетинг вообще и отдельные рекламные кампании в частности.
Владислав Бочаров
Если говорить о видах управления маркетингом в малом и микро-бизнесе, то из-за ограниченности ресурсов слоёв будет меньше. Можно выделить два ключевых: стратегическое и операционное управление. В первую очередь предпринимателю нужно определить, что для него стратегически важно. Например, по объёму выручки и заказов идёт рост или падение? Более специфическим, но не менее важным будет показатель стоимости привлечённого клиента или определение наиболее рентабельного источника продаж. Затем можно перейти к операционным задачам и решить, кто ими будет заниматься: сотрудники компании или специалисты-фрилансеры.
Обычно процесс управления маркетингом представляют как последовательность следующих действий:
1. Анализ рынка, целевой аудитории, конкурентов.
2. Разработка стратегии компании и маркетинговой стратегии, формулирование целей и задач.
3. Внедрение стратегий.
4. Мониторинг и контроль.
Такой способ больше подходит для крупных компаний, где есть отдел маркетинга и солидный бюджет на реализацию стратегий. В малом и микро-бизнесе процесс управления маркетингом можно разделить на два этапа: постановка задачи и контроль её исполнения. Если позволяют ресурсы, используют элементы «большого» маркетинга, например, маркетолог-фрилансер анализирует рынок и целевую аудиторию компании. А вот задачи по стратегическому планированию нередко перекладывают на бухгалтерию или финансовый отдел.
Владислав Бочаров
Постановка и контроль задачи — это цикл, который должен повторяться с определённой периодичностью. Например, предприниматель поручил маркетологу запустить контекстную рекламу. Через неделю руководитель и специалист проанализировали результаты и пришли к выводу, что в кампании нужно изменить некоторые параметры. Маркетолог снова решает свои задачи и опять обсуждает с собственником результаты.
На пике — максимальная вовлечённость предпринимателя в управление маркетингом. Затем будет спад до следующего важного этапа, например, запуска новой рекламной кампании или анализа результатов
Владислав Бочаров
Начинающие предприниматели, которые переживают за свой проект, часто настолько глубоко погружаются во все процессы, что мешают исполнителям работать. Как бы ни хотелось контролировать всё самому, нужно давать больше свободы подрядчикам. Если специалист некомпетентен, то он всё равно провалит проект, даже если постоянно «стоять над душой». А профессионал от такого контроля быстро выгорит или будет отвлекаться и допустит ошибку.
В идеале инициатива в коммуникациях должна исходить от исполнителя. Например, предприниматель и маркетолог договорились, что обсуждают результаты раз в неделю. Значит, всё остальное время заказчик не вмешивается в процесс. Исключение — критичные ситуации, когда, например, резко снизился объём заказов, не показываются рекламные объявления или на рынке произошёл форс-мажор.
Ещё один способ упростить процесс управления маркетингом — внедрить визуализацию данных. Для этого можно использовать Excel или более сложные инструменты вроде Yandex DataLens, Power BI. На графиках и дашбордах все показатели видны в динамике, и получается, что не нужно тратить время на аналитику. При этом и собственник, и команда понимают, в каком направлении движутся и при необходимости могут скорректировать процессы.
Управление маркетингом — это процесс планирования, координации и контроля маркетинговых действий, направленных на достижение целей бизнеса. Выбор метода или подхода к управлению маркетингом зависит от условий и задач компании. Вот некоторые из них:
● Сегментация рынка — разделение потенциальных клиентов на группы с общими потребностями и характеристиками. Сегментация позволяет правильно расходовать ресурсы и целенаправленно прикладывать маркетинговые усилия.
● Позиционирование — определение уникального места продукта на рынке и создание образа бренда, который выделяет его среди конкурентов.
● Анализ SWOT — оценка сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз, с которыми она сталкивается на рынке.
● Маркетинговый микс — комбинация из четырёх основных элементов маркетинга: продукта, цены, распределения и продвижения.
● Маркетинговые исследования — сбор и анализ информации о рынке, потребителях и конкурентах.
● Отношения с потребителями — создание и поддержание долгосрочных отношений с клиентами, сохранение их в лояльной клиентской базе.
● Целевое управление маркетингом — фокус на достижении конкретных целей, например, увеличении продаж или улучшении имиджа бренда.
В зависимости от сферы бизнеса и размера компании маркетологи отслеживают несколько десятков показателей. В малом и микро-бизнесе можно ориентироваться на основные:
● Трафик. Это количество уникальных пользователей, которые обратили внимание на продукт: перешли на сайт, зашли в группу в соцсетях. Этот показатель — отправная точка всего объёма потенциальных клиентов: чем больше объём посетителей, тем выше шанс покупки. Он позволяет как высчитывать последующие показатели, так и следить за общей динамикой, например, не уменьшается ли объём возможных клиентов.
● Конверсия. Глобально — это отношение частного к общему в звеньях цепочки продаж. Например, соотношение переходов по рекламному объявлению к общему количеству показов в процентном эквиваленте. Конверсия помогает определять, насколько аудитории интересно предложение компании, и выявлять степень последующих позитивных действий привлекаемого трафика.
● Стоимость привлечения клиента (CAC). Эта метрика помогает узнать, сколько денег потратила компания, чтобы пользователь из общего трафика стал клиентом компании, и понять, насколько выгодно продавать продукт через определённый канал или конкретному сегменту аудитории.
● Объём и стоимость продаж. Это общее количество и стоимость товаров или услуг, которые продали за определённый период. Объём продаж можно измерять в деньгах или единицах, например штуках, литрах, килограммах. Этот показатель пригодится, чтобы в динамике анализировать состояние проекта.
● Рентабельность инвестиций в маркетинг (ROMI). Этот показатель нужен, чтобы понять, какие рекламные каналы эффективны и приносят клиентов, а от каких стоит отказаться.
Владислав Бочаров
Эти показатели — базовый набор для собственника малого бизнеса. Несмотря на короткий список, этого достаточно, чтобы оценить корректность выстроенных маркетинговых процессов в компании. Главное — отслеживать показатели в динамике. Это позволит не только определять текущее состояние бизнеса, но и прогнозировать его состояние в среднесрочной перспективе.
Владислав Бочаров
1. Рекомендую соблюдать интересы исполнителей. Если это фрилансер, нужно понимать, что у него может быть несколько проектов, поэтому не стоит контролировать каждый его шаг, иначе это отвлекает и демотивирует.
2. Собственникам бизнеса не стоит экономить на подрядчиках, которые отвечают за маркетинг: уровень гонорара определяет степень вовлечённости исполнителя.
3. Не стоит пренебрегать хорошими взаимоотношениями в команде и с клиентами — они во многом определяют результативность проекта.
Читать также: