Менеджер проектов — связующее звено между бизнесом и командой разработки
Задача менеджера проектов — видеть всю картину целиком
Кто задействован: инициатор и другие стейкхолдеры, менеджер.
Сколько ресурсов и сил уйдёт на проект?
Какие сложности могут возникнуть с юридической точки зрения?
Какие — с технической?
Этап 2. Планирование. Если идея реализуема и принесёт выгоду компании, менеджер и стейкхолдеры определяют скоп проекта. Скоп проекта — это набор задач, которые необходимы для завершения проекта.
Кто задействован: стейкхолдеры, команда и менеджер.
Диаграмма Ганта может быть простой: этапы проекта и сроки без подробностей
А может быть сложной и подробной: этапы разбиты на подэтапы, шаги, задачи, и всё это привязано к срокам
Кто задействован: вся команда.
Кто задействован: команда и менеджер.
Что происходит: работа над проектом заканчивается. На финальном собрании менеджер проводит ретроспективу — это встреча, на которой менеджер и команда разбирают, что было сделано хорошо, а что — не очень, где возникли проблемы и как сделать так, чтобы в следующий раз их не было. Ещё менеджер рассказывает про удачные и провальные решения и сравнивает базовый изначальный план с реальным.
Принципы управления проектами помогают обеспечить структурированный и организованный подход к реализации проекта, чтобы достигать поставленных целей, оптимально использовать ресурсы и сократить риски.
Вот семь основных принципов:
1. Четкость целей: все участники проекта должны ясно понимать его цель. Целью проекта может быть разработка нового веб-приложения, чтобы лучше управлять базой клиентов.
2. Планирование и контроль: проект должен иметь четкий план, в котором определена последовательность задач и сроки их выполнения. Ход проекта нужно регулярно контролировать, чтобы отслеживать прогресс и вносить корректировки. Например, проект по внедрению новой системы учёта прибылей может включать этапы разработки, тестирования и запуска.
3. Эффективное распределение ресурсов: управление ресурсами в IT-проектах означает оптимальное использование людей, времени и финансов. Например, для проекта по созданию нового мобильного приложения может потребоваться взаимодействие разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и бюджет на разработку и маркетинг.
4. Управление рисками: включает идентификацию, анализ и планирование мероприятий по предотвращению или снижению рисков. Например, при разработке нового ПО могут возникнуть технические проблемы или изменятся требования клиента, поэтому важно заранее определить возможные риски и разработать стратегию для управления ими.
5. Коммуникация и командная работа: например, регулярные совещания и обмен информацией между разработчиками, тестировщиками и менеджерами проекта помогут синхронизировать работу и оперативно решать возникающие вопросы.
6. Гибкость и адаптивность: в проектах часто возникают изменения со стороны клиента или изменения требований рынка, на которые нужно быстро реагировать. Например, при разработке веб-сайта клиент может попросить изменить его дизайн или функциональность.
7. Участие заинтересованных сторон: например, для успешной разработки нового ПО важно обеспечить взаимодействие команды с будущими пользователями, чтобы получить обратную связь и учесть их потребности.
Стандарты выполняют две важные функции: собирают предыдущий опыт сотрудников и позволяют людям общаться внутри проекта на одном языке.
Скрам — гибкая методология управления проектами
Доска в Trello — пример системы канбан
Схематично водопадную модель управления проектами можно представить так
Самостоятельно можно посещать бесплатные вебинары, выступления экспертов, книги и статьи — всё это поможет развить хардскилы, которые пригодятся в управлении проектами. Например, можно почитать: Джозеф Хигни «Основы проектного менеджмента. Классическое руководство», Майк Барроуз «Канбан Метод. Улучшение системы управления».
Можно получить высшее образование — в том числе, второе — в области управления проектами. Например, специальности «Менеджер проектов» учат в СПБГЭУ, РАНХиГС, МИСИС.
На курсах большое внимание практике. Например, на курсе «Менеджер проектов» в Яндекс Практикуме. За 6―9 месяцев студенты учатся запускать с нуля проект, работать со стейкхолдерами, развивают необходимые навыки. Ещё одно большое преимущество этого способа обучения ― помощь с трудоустройством, которую предлагают многие онлайн-школы. Выпускникам помогают составить резюме, подготовиться к собеседованию и найти первую работу.