Маркетинг  •  09 сентября 2022  •  5 мин чтения

Как юнит-экономика помогает прогнозировать рентабельность бизнеса

Нельзя заглянуть в будущее и узнать, взлетит ли новый бизнес. Но можно оценить перспективы
и понять, сколько нужно денег и клиентов, чтобы дело пошло. Рассказываем, что такое юнит-экономика и как её посчитать.

Что такое юнит-экономика

Юнит — это единица товара или услуги, которую продаёт компания. Например, ванильное мороженое, курс по математике или час репетиторства.

Юнит-экономика показывает прибыльность одного юнита — сколько бизнес зарабатывает или теряет на нём. Простыми словами, юнит-экономика — это расчёт разницы или соотношения выручки и расходов на продукт, клиента или пользователя.

Считать юнит-экономику нужно до старта бизнеса и после. На этапе запуска она поможет прогнозировать продажи, а с началом работы — отследить возможные проблемы. Минимум раз в неделю полезно проанализировать цифры и видеть, что можно изменить и улучшить. Для расчётов юнит-экономики не нужны знания финмоделей или экономики, школьного курса математики вполне достаточно.

Чтобы узнать, в плюсе бизнес или в минусе, надо:

● выбрать юнит;

● соотнести друг с другом все расходы и доходы, которые этот юнит принёс или может принести. После подсчёта показателей можно сделать выводы и понять, как действовать дальше.

Если после расчёта юнит-экономики окажется, что выручка меньше затрат, надо провести анализ расходов — куда и сколько потрачено денег, какой результат получился. Есть специальные метрики для расчётов расходов — о них расскажем ниже.

Например, предприниматель продаёт онлайн-курс по дизайну. Он запустил рекламу, и пришло много лидов — потенциальных клиентов. Но после консультации курс купили единицы.

У этого могут быть такие причины:

1. Предприниматель неправильно определил целевую аудиторию, и к нему пришли люди, которым на самом деле неинтересен курс. Например, по рекламе было непонятно, что это курс по ландшафтному дизайну, и на сайт перешли люди, которые хотели изучать веб-дизайн.

2. Предприниматель или отдел продаж компании плохо провели консультацию и не раскрыли клиентам преимущества продукта.

Что нужно сделать: проверить обе гипотезы, найти причину проблемы и изменить подход. Переделать рекламу, чтобы привлекать нужную аудиторию, или пересмотреть подход к консультированию. А потом снова посчитать юнит-экономику. Её показатели улучшатся, если причину определили правильно.

Сергей Левадний

Хороший продакт-менеджер должен преследовать три цели:
1. Создать вместе с командой такой продукт, который будет решать проблему пользователя.
2. Сделать так, чтобы продукт был маржинальным, то есть прибыльным.
3. Масштабировать продукт на большое количество пользователей.

На этапе оценки маржинальности продукта важно считать unit-экономику. Например, если появилась идея и хочется разобраться, стоит ли в неё вкладываться, нужно детализировать все метрики и расчёты — это поможет эффективно управлять экономикой продукта».

Метод юнит-экономики проще применять в онлайн-бизнесе, потому что каждое действие клиента или пользователя можно оцифровать. В офлайне юнит-экономика полезна, но точной картины не получится: слишком много составляющих. Например, в расходах учитывать аренду помещения и оборудования, амортизацию, зарплаты, налоги и миллион других вещей, поэтому больше подойдёт финансовое моделирование.

Можно выделить две основные модели юнит-экономики:

Транзакционная. Обычно используется в компаниях, работающих в реальном физическом мире, например: в адвокатском бюро, супермаркете или салоне красоты. Юнитами могут быть проведённые сделки, контракты или проданные товары.

Клиентская. Подходит для любого бизнеса, который работает онлайн или офлайн. Юнитом может быть покупатель или пользователь.

Научиться правильно считать юнит-экономику, оценивать прибыльность продукта и каналов привлечения клиентов можно на курсе «Unit-экономика». Учиться можно из любой точки мира, а после окончания курса кураторы помогут с трудоустройством.

Какой юнит считать

Считать можно любой продукт, чтобы понять, приносит он прибыль или нет. Если товаров много, например, в магазине большой ассортимент канцтоваров или бытовой химии разных брендов, то можно выделить похожие товары в категории и считать юнит-экономику по ним. Допустим, карандаши и ручки — одна категория, папки и файлы — другая. Или гели для стирки любых брендов — одна категория, а стиральные порошки всё равно какой компании — другая.
Цель юнит-экономики — узнать, сколько и как компания зарабатывает на продукте. Поэтому юнитом должны быть только товар или услуга.
Материал по теме:
Лидогенерация в маркетинге: кого считать лидом и как привлекать

Использование юнит-экономики

По показателям юнит-экономики будет видно, зарабатывает компания или только тратит бюджет. Расчёты помогают вовремя увидеть проблемные направления и решить, что с ними делать.

Польза юнит-экономики в том, чтобы:

1. Подтвердить рентабельность проекта. Расчёты позволяют определить выручку, которая покроет расходы, оценить прибыльность каналов продаж, спланировать рекламный бюджет и узнать, сколько нужно клиентов, чтобы бизнес приносил прибыль. Если нужны инвестиции, примеры расчёта юнит-экономики помогут убедить инвесторов, что проект прибыльный.

2. Прогнозировать и повышать прибыль. Бизнес может рассчитать, какую прибыль получит, если продаст N юнитов: десять, сто или миллион. Например, компания продаёт онлайн-курс по программированию. Известны основные данные: стоимость курса, заявки и лида, конверсия. Исходя из этого, можно рассчитать, сколько компания заработает, если конверсия увеличится на 2, 3 или сколько угодно процентов.

3. Найти идеи для улучшения продукта. В юнит-экономике прозрачен каждый этап расчётов: сразу видно, где прибыль меньше. С этой информацией можно работать: придумывать новые пути продаж или делать дополнительные предложения клиентам. Например, давать бесплатные пробные уроки или предлагать купить сопутствующие товары со скидкой.

4. Разобраться в бизнес-процессах. В расчётах юнит-экономики используются метрики, которые отражают, как идут продажи и генерируется прибыль. Например, LTV (от англ. Lifetime Value) — потенциальный доход, который можно получить от клиента за всё время сотрудничества, и RPR (от англ. Repeat Purchase Rate) — коэффициент повторных покупок, который показывает, сколько клиентов купили товар или услугу больше одного раза.

Если какой-то показатель «проседает» — значит, надо разобраться, что не так. Может, дело в нерадивом продавце, а может, в скорости поставки или качестве продукта. Когда проблема найдена, её можно быстро решить и оптимизировать процессы в компании.

Преимущества и недостатки юнит-экономики

Минусы

Можно допустить ошибку в расчётах и получить искажённую картину продаж.

В некоторых расчётах нужно учитывать много дополнительных данных.

Есть сложные формулы.

Плюсы

Метрики помогают определить максимальную цену привлечения клиента.

Видно, где компания тратит деньги, а на чём зарабатывает.

Расчёты помогают понять, есть ли смысл продвигать новый продукт, запускать новое направление или расширяться.

Можно посчитать, выгодно ли будет вкладываться в конкретный канал продвижения или лучше направить деньги на другой.

Как считать юнит-экономику

Базовая формула юнит-экономики — это формула прибыли:

Прибыль = маржинальная прибыль – постоянные расходы

Базовая формула юнит-экономики — это формула прибыли
Маржинальная прибыль — это разница между выручкой и расходами. Формулу прибыли можно ещё записать так: Прибыль = выручка – переменные расходы — постоянные расходы
Остальные расчёты строятся на основе этой формулы и зависят от того, что именно нужно посчитать: доход на клиента, средний чек, себестоимость или что-то другое, например:

Подсчёт прибыли от продажи продукта
Это маржинальная прибыль, она показывает «грубый» доход — сколько предприниматель заработал на продаже продукта, учитывая все понесённые расходы.

Подсчёт прибыли от клиента или пользователя
Сколько денег пришлось потратить на привлечение клиента и какой доход удалось получить.

Для каждой метрики есть обозначения. Их много, и сначала кажется, что всё сложно, но уже после пары расчётов это впечатление пройдёт. Вот основные:

Основные показатели для расчета юнит-экономики
Разберём, как считать юнит-экономику по базовым показателям.
CAC — стоимость привлечения клиента

Нужно взять маркетинговые расходы на рекламу и разделить на общее количество привлечённых клиентов.

CAC = маркетинговые расходы / количество привлечённых клиентов

Показатель получится не очень точный, но, чтобы понимать, как обстоят дела с привлечением клиентов, его достаточно. Если нужны точные цифры, используют финансовое моделирование и считают все маркетинговые расходы: на рекламу, зарплаты сотрудникам, оплату сервисов и прочее. В юнит-экономике, как правило, используют только маркетинговые затраты, в редких случаях учитывают зарплаты или аренду.

Что надо учесть. CAC считают отдельно по каждому каналу привлечения, например, сколько денег потратили для привлечения клиентов с помощью Яндекс Директа, рекламы ВКонтакте и печатных флаеров, которые раздавали на улице.

AvP — средний чек

Нужно взять всю выручку за месяц и разделить на общее количество заказов. Например, магазин за месяц выполнил 10 000 заказов на 5 миллионов рублей.

5 000 000 рублей разделить на 10 000 заказов = стоимость среднего чека 500 рублей.

AvP = выручка за месяц / количество заказов

APC — среднее число покупок

Общее количество покупок нужно разделить на количество клиентов. Например, один клиент покупает раз в месяц, другой — три, а третий — пять. Всего за месяц три клиента сделали девять покупок. Среднее число покупок будет 9/3 = 3.

APC = количество покупок / количество клиентов

CTR — кликабельность

Чтобы подсчитать, насколько эффективна реклама, нужно количество кликов поделить на количество показов. Данные для этого берут из личного кабинета в рекламном сервисе, например Яндекс Директе.

CTR = количество кликов / количество показов

Если Яндекс показал рекламу тысяче человек, а кликнули на объявление только 10, то
10 / 1000 * 100 = 1% CTR.

Чем выше процент, тем эффективнее реклама. Если процент выше — отлично, если ниже — надо исправлять. Например, изменить дизайн рекламного объявления, текст, размер или его расположение на сайте. И после этого снова посчитать CTR, чтобы отследить изменения.

CR — конверсия в продажу

Для подсчёта коэффициента конверсии нужно количество всех купивших клиентов разделить на количество лидов и умножить на 100%.

CR = покупатели / все лиды * 100%

Например, по рекламе курса на сайт онлайн-академии перешло 150 человек. Они оставили свои контакты, менеджер перезвонил и проконсультировал, но в итоге купили курс только двое. Конверсия составила 2/150 * 100% = 1,3%.

ARPU — доход с одного пользователя

Эта метрика показывает, как монетизируется проект: чем выше показатель, тем больше денег приносит один пользователь за период.

Чтобы посчитать доход с пользователя, нужно разделить общий доход за конкретный период на количество покупателей за этот же период.

ARPU = общий доход за период / количество покупателей

Например, в течение месяца 200 человек купили билеты на миллион рублей с помощью онлайн-сервиса брони развлекательных мероприятий. Доход на пользователя составил
1 000 000 рублей / 200 = 5000 рублей.

LTV — доход с пользователя за определённый период

Простая формула: умножить доход на пользователя на общий срок работы с покупателем. Берутся средние значения.

Например, в среднем клиент тратит на подписку на приложение 100 рублей в месяц и пользуется этим приложением полгода. Значит, LTV = 100 ₽ * 6 месяцев и составит 600 рублей.

LTV = доход на пользователя (ARPU) * срок работы с покупателем

Как посчитать затраты на рекламу

Для этого нужно сложить все расходы на рекламу за период времени. Например, компания за месяц заказала рекламный баннер за 7000 рублей, разместила объявления за 5000 рублей и заплатила за клики по объявлению 2000 рублей. Затраты на рекламу составили 14 000 рублей.

Как посчитать доход на пользователя с учётом рекламы

Это один из самых важных показателей в юнит-экономике. Если он отрицательный, значит, бизнес теряет деньги.

Чтобы посчитать доход на пользователя с учётом рекламы, нужно из дохода на одного пользователя (ARPU) вычесть расходы на рекламу по конкретному каналу привлечения.

Например, в среднем один клиент приносит интернет-магазину доход 200 рублей ежемесячно, а клик по рекламному объявлению стоит 50 рублей в месяц. Доход на пользователя с учётом рекламы составит 200 рублей – 50 рублей = 150 рублей.

Если клиент приносит 200 рублей, а клик стоит 300 рублей, это говорит о том, что компания не зарабатывает и ситуацию надо срочно исправлять.

Как рассчитать MR — маржинальную прибыль

Для расчёта маржинальной прибыли нужно умножить количество клиентов на доход на пользователя с учётом рекламы.

Например, у интернет-магазина 500 покупателей в месяц. Один клиент приносит 50 рублей прибыли, то есть ARPU = 50 рублей. Значит, маржинальная прибыль составит
50 рублей * 500 = 25 000 рублей.

MR = количество клиентов * доход на пользователя с учётом рекламы

Маржинальная прибыль в юнит-экономике — это разница между выручкой и расходами.
Она показывает, сколько денег зарабатывает компания за конкретный период без учёта дополнительных расходов, например на ремонт оборудования или налоги.

Возможные ошибки при расчёте юнит-экономики

X   Считать юнит-экономику в общем, а не по отдельным юнитам.
Показатели нужно считать отдельно для каждого канала привлечения пользователей и конкретного сегмента клиентов. Например, нельзя считать доход на пользователя за месяц по данным продаж за три месяца.

Бывает, что один юнит приносит доход, а другой — убыточен. Например, в онлайн-академии продают несколько курсов. Курс по веб-разработке — востребованный, его часто покупают и проходят до конца. Курс по работе с базами данных приносит меньше дохода, а новый курс по таргетированной рекламе пока убыточен, и нужно придумать, как его рекламировать, чтобы начать получать прибыль.

X  Не учитывать расходы на рекламу.
Если не учитывать затраты, то данные о прибыли будут завышены. В итоге бизнес окажется убыточным, а владелец поймёт это слишком поздно.

Пример расчёта юнит-экономики для компании, которая разработала сервис с ежемесячной подпиской за 300 рублей.
LTV = 600 рублей, то есть в среднем клиент оплачивал два месяца и уходил. Казалось, всё хорошо и компания получала доход, но ежемесячная стоимость привлечения клиента была 800 рублей, а приносил он только 600. Минус 200 рублей на клиенте — это убыток.

Где считать юнит-экономику

Для этого подойдут Google Таблицы. В горизонтальных столбцах надо написать метрики и проставить формулы, а в вертикальных — юниты.

Если составлять таблицу самостоятельно, первый раз придётся потратить много времени. С помощью эксперта подготовили шаблон для расчёта юнит-экономики в Google Таблицах. Он поможет автоматизировать процесс и анализировать показатели. Скопируйте или скачайте
его и вставьте свои данные в ячейки.

Совет эксперта

Сергей Левадний

Не стоит бояться формул — учить их не обязательно, всегда можно посмотреть в открытых источниках. В 90% случаев формулы простые, их достаточно закрепить в нужной ячейке таблицы, и не придётся ничего переписывать вручную, когда будут меняться данные — Excel всё сделает за вас.

Нужно чётко понимать цель расчётов и знать, сколько получится заработать и при каких показателях. Считать свои будущие деньги — это всегда приятно и мотивирует каждый раз улучшать юнит-экономику продукта.

Статью подготовили:

Сергей Левадний
Beeline
Senior Product Manager
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Jul 16 2024 18:30:22 GMT+0300 (Moscow Standard Time)