Менеджмент  •  28 апреля 2022  •  5 мин чтения

Что такое делегирование: основные принципы и секреты эффективности

Быть хорошим руководителем непросто: кажется, что надо быть лучшим в своём деле, отвечать за всё и сразу. Но едва ли не самое сложное — это умение делегировать полномочия сотрудникам. Поначалу может казаться, будто контроль над ситуацией потерян, результат не оправдывает ожидания и лучше всё сделать самому. Но на самом деле это не так.

Разбираемся, какие способы делегирования полномочий существуют и как избежать ошибок.

Понятие делегирования полномочий

Делегирование — это передача каких-либо задач или полномочий от руководителя к подчинённому. От обычного распределения задач это отличается тем, что руководитель передаёт часть своих обязанностей, чтобы сфокусироваться на чём-то более сложном и важном. Например, задача: устроить тренинг для команды. Есть цели и бюджет. Руководитель выбирает, кто может с этим справиться, и поручает ему:

● найти тренера;

● заключить договор и провести оплату;

● выбрать время и забронировать помещение;

● рассказать коллегам и проследить, чтобы они пришли вовремя;

● по итогам провести опрос участников и предоставить в виде презентации.

В повседневной жизни этот навык тоже полезен. Например, если бытовые дела отнимают много времени и сил, можно поручить их кому-то ещё — няне, уборщице или личному ассистенту, — а освободившееся время посвятить семье или отдыху.

Материал по теме:
Всё фиксировать и не звонить по телефону: что ещё нужно знать о деловой коммуникации

Что и как можно делегировать

Вот как выглядит процедура делегирования полномочий:
  1. Определить задачу или функцию, которую нужно передать.
Есть разные уровни и виды делегирования полномочий:

● мелкие поручения и рутина, на которую нет времени: например, бронирование билетов или заполнение Excel-таблицы;

● задачи, которые будут прямыми обязанностями сотрудника и позволят ему расти: например, сбор аналитики по рынку или организация мероприятий;

● узкоспециализированные задачи, для которых у руководителя недостаточно экспертных знаний: такие, как веб-аналитика или SMM от лица компании;

● представительские функции: когда руководитель передаёт свои функции одному или нескольким сотрудникам на время своего отсутствия.

  1. Выбрать исполнителя.
Как понять, что человеку можно делегировать какую-то часть полномочий:

● он уже имел дело с подобными задачами;

● он напрямую заинтересован в задаче и болеет за результат;

● адекватно оценивает свои силы: если вы знаете, что задача займёт не меньше месяца, не стоит поручать её тому, кто готов сделать всё за неделю;

● задача настолько сложная или монотонная, что с ней справится только он (потому что самый въедливый, ответственный и аккуратный).

Если все три пункта вызывают сомнения, то лучше поручить задачу кому-то ещё или делегировать её нескольким сотрудникам.

Например, вы руководите отделом, который проводит тренинги внутри компании. Сначала вы делегировали сотрудникам какие-то локальные задачи — собрать аналитику или отзывы у тех, кто прошёл тренинг. А теперь решили доверить разработку тренинга целиком. Это большая и сложная задача, с которой справится не каждый. Но можно разбить её на несколько мелких этапов, установить сроки и каждую неделю обсуждать, как идёт процесс. Если нужно — привлекать к работе кого-то ещё.

  1. Передать задачу.
Если сотрудник опытный и уже имел дело с такими задачами, можно обозначить её максимально кратко. Если нет — лучше составить подробное ТЗ, со сроками, промежуточными и финальными результатами, а потом убедиться, что исполнитель всё понял правильно.
  1. Проконтролировать выполнение.
Это можно сделать при помощи регулярных встреч, на которых обсуждать, как идёт процесс, или только советоваться в спорных случаях.

Чтобы делегировать задачи и контролировать их, удобно пользоваться CRM или таск-менеджерами вроде Trello, Jira или Notion. Так сразу видно, кто насколько загружен, у кого проблемы со сроками, а кто, наоборот, свободен и может помочь. Если это небольшая команда, такой подход позволит легко распределять большие задачи: подключать сразу несколько человек к одной или разбивать на этапы и раздавать каждому свой.

Пример того, как выглядит доска Trello с общим планом и задачами для всей команды

Методы делегирования полномочий тоже могут быть разными:

● Сверху: когда в компании есть чёткие правила, кто и какие функции выполняет. Тогда руководителю остаётся лишь распределить входящие задачи между сотрудниками.

● Снизу: когда есть общие планы и цели — на год, квартал или месяц — а команда сама решает, кто и за какую часть работ будет отвечать. Руководитель может подключиться, если какая-то задача осталась без исполнителя или слишком сложная для одного.

На курсе по управлению командой для руководителя можно научиться основам делегирования полномочий и тому, как применять их в работе.

В чём преимущества делегирования для руководителя и подчинённых

● Руководитель может освободить себя от рутины и заняться тем, что действительно требует его внимания.

● Подчинённые легко могут заменить руководителя, если тот заболеет или уйдёт в отпуск. Не придётся останавливать все бизнес-процессы или контролировать их вручную.

● Когда все загружены равномерно, общий объём и качество выполненной работы растут. Согласно исследованию Gallup, компании из списка Inc. 500, руководители которых хорошо справляются с делегированием обязанностей, зарабатывают в среднем на 33% больше, чем конкуренты.

● Чем более сложные и интересные задачи вы поручаете сотрудникам, тем больше они мотивированы и тем быстрее растут внутри компании.

● Команда работает сплочённее и не зависит от одного-единственного человека.

Цели и задачи делегирования полномочий

● Сделать работу команды более эффективной, равномерно распределяя задачи в соответствии с компетенциями каждого.

● Приносить компании больше прибыли за счёт оптимизации ресурсов.

● Повышать мотивацию сотрудников, доверяя им сложные и интересные задачи.

● Выращивать новые таланты внутри компании.

● Разгрузить руководителя, не позволяя ему выгореть и переутомиться.

● Сделать так, чтобы каждый занимался своим делом, особенно если у него для этого больше знаний и навыков.

● Избежать текучки кадров из-за неэффективной организации процессов.

Принципы и правила эффективного делегирования полномочий

Порядок делегирования полномочий у каждого свой, равно как и типы задач, их сложность и объём.

Но есть и общие правила:

● распределять задачи так, чтобы исполнителям точно хватило ресурсов на их выполнение;

● чётко обозначать сроки и результаты работы, которые вы ожидаете;

● делегировать полномочия, постепенно увеличивая сложность и объём задач, чтобы сотруднику хватило опыта и компетенций;

● не перегружать одного сотрудника в ущерб остальным, даже если он успевает в три раза больше;

● не давить и не перегибать с контролем: если сотрудник «буксует», можно предложить помощь, но не критиковать и не отбирать задачу при первой же ошибке;

● слишком сложные и рутинные задачи лучше распределять между несколькими сотрудниками;

● обсуждать задачи на каждом этапе и прислушиваться, если подчинённые сообщают о проблемах в работе.

Какие ошибки совершают при делегировании

Делегирование полномочий руководителя не всегда идёт гладко. Тогда нужно разобраться в причинах. Вот самые распространённые из них:

● нереалистичные сроки и результаты;

● задача досталась сотруднику, у которого недостаточно опыта и навыков;

● недостаточно ресурсов;

● подчинённому делегировали функции, которые может выполнять только руководитель;

● слишком жёсткий контроль или критика;

● сотрудник не уяснил до конца суть задачи и её цели;

● руководитель неверно оценил загрузку исполнителя;

● руководитель делегировал задачу группе, не объяснив, кто и за что отвечает;

● новому сотруднику никто толком не объяснил, как устроены процессы в компании;

● исполнитель сообщал о проблемах, но к нему не прислушались;

● в тайминг не заложили время на доработку и исправление ошибок.

Как научиться делегировать?

  1. Принцип делегирования полномочий в управлении: чем раньше, тем лучше. Когда человек становится руководителем, то, помимо своих основных задач — то есть того, в чём он эксперт, — он решает ещё и задачи управления, организуя работу своих сотрудников. Многие делают так: продолжают работать как раньше, 40 часов в неделю, а в дополнение ещё и руководят. Это прямой путь к хронической усталости и выгоранию.

Вот так делают многие начинающие руководители. И это ошибка.

А вот как правильно: вы работаете те же 40 часов, но экспертные и правленческие задачи распределены 50 на 50

  1. При делегировании полномочий подчинённым важно постепенно ослаблять контроль, воспитывая в них самостоятельность. Нет никакой пользы от того, что руководитель передал задачи, если он продолжает следить за их выполнением и быть на связи 24/7, даже во время отпуска.
  2. Потренироваться на бытовых задачах: например, нанять уборщицу и посмотреть, какую реакцию это вызовет. Кто-то с радостью скинет всю уборку и наведение порядка, не объяснив, чего ждёт на выходе. Кто-то, наоборот, будет переживать из-за каждой передвинутой чашки. А кто-то просто не сможет доверить чужому человеку свой дом. Примерно так же человек будет вести себя со своей командой, делегируя ей рабочие задачи.
  3. Если руководитель испытывает тревогу, когда пытается делегировать, это повод разобраться, в чём причина, и обратиться за помощью. Если дело в непонимании механики процессов, то поможет наставник (ментор). Если причины глубже — неуверенность в себе или даже паника, — то психотерапевт.

СЕО, которые вырастили свою компанию с нуля, бывает очень сложно отдавать хотя бы часть функций, даже когда их ресурсы на пределе. Чтобы с этим справиться, можно нанять личного ассистента и передать ему мелкие и рутинные поручения. Более сложные задачи можно поручить тем, кто вызывает больше доверия: например, партнёру по бизнесу или коллеге, который был в компании с самого начала. Наконец, хороший способ немного разгрузить себя от рабочих задач — найти увлечение, которое требует регулярных занятий. Тогда придётся освободить хотя бы пару вечеров в неделю, а значит — найти того, кто будет выполнять рабочие задачи в это время.

Статью подготовили:

Юлия Аравина
Яндекс Практикум
Наставник курса по управлению командой

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Jul 16 2024 18:45:17 GMT+0300 (Moscow Standard Time)