Эффективная стратегия поиска новой работы
Карьера • 23 июля 2024 • 5 мин чтения
Эффективная стратегия поиска новой работы
Разбираемся в целях поиска работы и рассказываем, как подготовить стратегию поведения для достижения каждой из них.
Можно выделить три цели поиска работы в зависимости от текущего положения человека:
1. Повышение зарплаты или улучшение условий. Специалиста устраивает его уровень компетенций, но он хочет получать больше денег или работать в более комфортных условиях. Это может быть, например, удалёнка, бонусы в виде медицинской страховки или оплаты спортзала.
2. Карьерный рост. Специалист вырос из своей должности и хочет горизонтального или вертикального роста. Допустим, ему могли наскучить текущие проекты и он стремится к чему-то новому. Или есть желание перейти на более высокую позицию, например ведущего специалиста или руководителя отдела.
3. Смена профессии. Человеку стало неинтересно в сфере своей деятельности, и он начал интересоваться другими специальностями, не связанными с его предыдущим опытом. Эта цель наименее чёткая, потому что многие имеют достаточно размытое представление о профессиях и не понимают, какая из них может подойти.
Разобраться в том, какую специальность выбрать, поможет бесплатный профориентационный тест Практикума и МГУ. Ответив на несколько вопросов о своих предпочтениях и методах работы, можно получить список подходящих востребованных профессий.
Для каждой цели есть своя стратегия поведения при поиске работы. Но все они отвечают нескольким общим принципам.
● Оценка рынка. Поиск работы стоит начинать с анализа предложений, количества вакансий в выбранном регионе, средней зарплатной вилки. Стоит учесть наличие подходящего формата работы — удалёнки или гибрида.
● Подготовка резюме. Нужно сопоставить его с интересующими вакансиями и акцентировать внимание на собственном опыте — он должен быть релевантен желаемым позициям.
● Написание сопроводительного письма. Важно адаптировать письмо под конкретную вакансию, чтобы обосновать, почему человек — подходящий кандидат на эту позицию.
● Подготовка к собеседованию. Полезно отрепетировать ответы на вопросы, которые часто задают на интервью, и подумать, что спросить о позиции у работодателя в конце собеседования.
● Выбор оффера. Когда кандидат получил несколько предложений, нужно проанализировать функционал, условия и карьерные перспективы каждой позиции, а также самого работодателя — например, поискать в открытых источниках информацию о судебных исках. Полезно пообщаться с людьми, которые уже работают в этой компании.
Разберёмся, как подготовить стратегию поведения при поиске работы исходя из целей соискателя.
Выбор стратегии поиска работы зависит от статуса специалиста. Если он эксперт в своей отрасли и обладает хорошей репутацией, может быть достаточно пассивного варианта: разместить резюме и упомянуть о поиске работы в соцсетях. Компании будут сами его находить и делать выгодные предложения. Менее «звёздным» кандидатам подойдёт активный поиск. Он включает в себя следующие этапы:
1. Обучение. Возможно, понадобится освоить новые навыки. Например, обучение юнит-экономике позволит продакт-менеджеру заниматься более крупными проектами и претендовать на больший доход.
2. Подготовка резюме. Нужно обратить внимание на описание собственных навыков, знаний конкретных программ и результатов работы. Также стоит заполнить раздел «О себе» и добавить туда информацию, которая может повлиять на решение о приёме на работу.
В резюме важно первым упомянуть наиболее релевантный опыт работы, даже если он был не последним
3. Продвижение резюме. Размещение его на сайтах по поиску работы, в телеграм-каналах, соцсетях, на профессиональных ресурсах и форумах.
4. Активность в профессиональном сообществе. Посещение отраслевых мероприятий, например конференций и выставок, чтобы лично познакомиться с потенциальными работодателями.
Если специалист хочет заниматься более сложными и интересными проектами, можно выбрать комбинированную стратегию поиска работы. Разместить резюме, ждать откликов или откликаться самостоятельно и искать подходящие условия через соцсети и рекомендации. Для вертикального роста или перехода на менеджерские и управленческие позиции этого будет недостаточно. Нужна активная стратегия:
1. Обучение. Получить недостающие знания помогут курсы, направленные на изучение конкретных навыков или инструментов. Например, углублённый курс по разработке на Python приблизит джуна к переходу на позицию мидла.
2. Подготовка резюме. Важно сделать акцент на навыках и качествах, которые требуются на желаемой позиции. Например, соискателям руководящей должности важно раскрыть опыт, включающий менеджерские задачи и управление командой.
3. Продвижение резюме и активность в профсообществе. Кандидату, который претендует на более высокую позицию, нужно активно размещать резюме на разных площадках, посещать онлайн- и офлайн-мероприятия.
4. Подготовка к собеседованию. Перед интервью важно актуализировать портфолио, добавив туда релевантные проекты. Полезно провести тренировку с опытным коллегой и смоделировать процесс собеседования.
Если человек решил выбрать другую сферу деятельности, ему придётся начинать с нуля. Стратегия поиска работы в этом случае следующая:
1. Анализ компетенций и универсальных навыков. Важно понять, что хорошо получается в работе, учёбе или хобби. Постараться выделить базовые навыки без привязки к задачам, например умение выступать перед незнакомой публикой или организовывать процессы.
2. Выбор профессии. Чтобы составить шорт-лист подходящих специальностей, можно пройти профориентационный тест или обратиться к карьерному консультанту. При этом нужно детально изучить рутинные задачи специалистов, потому что образ профессии часто далёк от реальности.
3. Анализ рынка. Необходимо оценить зарплаты джунов в профессиях из шорт-листа, а также отказаться от вариантов, которые предполагают сложный переход и где могут возникнуть трудности с поиском работы.
4. Обучение. Лучше выбирать курсы, ориентированные на практику: это позволит собрать портфолио и выходить на рынок хотя бы с небольшим количеством кейсов.
5. Составление резюме. Важный блок резюме — релевантный опыт, он не обязательно должен быть коммерческим. Если его ещё нет, можно описать учебные проекты и показать их в портфолио. Нерелевантный опыт лучше указать кратко, сосредоточившись на результатах работы.
6. Активный поиск. Новичкам точно не подойдёт пассивная стратегия, для поиска работы нужно размещать резюме на всех возможных ресурсах и откликаться на вакансии.
7. Подготовка к собеседованию. Помимо прокачки в ответах на основные вопросы, начинающим специалистам стоит внимательно ознакомиться не только с вакансией, но и с сайтом компании. Это поможет почувствовать себя увереннее и задать необходимые вопросы в конце собеседования.
Совет эксперта
Читать также: