Карьера • 23 июля 2024 • 5 мин чтения

Эффективная стратегия поиска новой работы

Разбираемся в целях поиска работы и рассказываем, как подготовить стратегию поведения для достижения каждой из них.

Цель поиска работы

Можно выделить три цели поиска работы в зависимости от текущего положения человека:

1. Повышение зарплаты или улучшение условий. Специалиста устраивает его уровень компетенций, но он хочет получать больше денег или работать в более комфортных условиях. Это может быть, например, удалёнка, бонусы в виде медицинской страховки или оплаты спортзала.
2. Карьерный рост. Специалист вырос из своей должности и хочет горизонтального или вертикального роста. Допустим, ему могли наскучить текущие проекты и он стремится к чему-то новому. Или есть желание перейти на более высокую позицию, например ведущего специалиста или руководителя отдела.
3. Смена профессии. Человеку стало неинтересно в сфере своей деятельности, и он начал интересоваться другими специальностями, не связанными с его предыдущим опытом. Эта цель наименее чёткая, потому что многие имеют достаточно размытое представление о профессиях и не понимают, какая из них может подойти.

Разобраться в том, какую специальность выбрать, поможет бесплатный профориентационный тест Практикума и МГУ. Ответив на несколько вопросов о своих предпочтениях и методах работы, можно получить список подходящих востребованных профессий.

Бесплатный тест на профориентацию

Тестирование разработано специалистами в области образования. Вы получите подробный анализ ответов: как и с чем вам больше нравится работать, какие области и профессия вам подойдет.

Принципы поиска

Для каждой цели есть своя стратегия поведения при поиске работы. Но все они отвечают нескольким общим принципам.

Оценка рынка. Поиск работы стоит начинать с анализа предложений, количества вакансий в выбранном регионе, средней зарплатной вилки. Стоит учесть наличие подходящего формата работы — удалёнки или гибрида.
Подготовка резюме. Нужно сопоставить его с интересующими вакансиями и акцентировать внимание на собственном опыте — он должен быть релевантен желаемым позициям.
Написание сопроводительного письма. Важно адаптировать письмо под конкретную вакансию, чтобы обосновать, почему человек — подходящий кандидат на эту позицию.
Подготовка к собеседованию. Полезно отрепетировать ответы на вопросы, которые часто задают на интервью, и подумать, что спросить о позиции у работодателя в конце собеседования.
Выбор оффера. Когда кандидат получил несколько предложений, нужно проанализировать функционал, условия и карьерные перспективы каждой позиции, а также самого работодателя — например, поискать в открытых источниках информацию о судебных исках. Полезно пообщаться с людьми, которые уже работают в этой компании.

Основные стратегии поиска работы

Разберёмся, как подготовить стратегию поведения при поиске работы исходя из целей соискателя.

Улучшение зарплаты или условий

Выбор стратегии поиска работы зависит от статуса специалиста. Если он эксперт в своей отрасли и обладает хорошей репутацией, может быть достаточно пассивного варианта: разместить резюме и упомянуть о поиске работы в соцсетях. Компании будут сами его находить и делать выгодные предложения. Менее «звёздным» кандидатам подойдёт активный поиск. Он включает в себя следующие этапы:

1. Обучение. Возможно, понадобится освоить новые навыки. Например, обучение юнит-экономике позволит продакт-менеджеру заниматься более крупными проектами и претендовать на больший доход.
2. Подготовка резюме. Нужно обратить внимание на описание собственных навыков, знаний конкретных программ и результатов работы. Также стоит заполнить раздел «О себе» и добавить туда информацию, которая может повлиять на решение о приёме на работу.

В резюме важно первым упомянуть наиболее релевантный опыт работы, даже если он был не последним

3. Продвижение резюме. Размещение его на сайтах по поиску работы, в телеграм-каналах, соцсетях, на профессиональных ресурсах и форумах.
4. Активность в профессиональном сообществе. Посещение отраслевых мероприятий, например конференций и выставок, чтобы лично познакомиться с потенциальными работодателями.

Карьерный рост

Если специалист хочет заниматься более сложными и интересными проектами, можно выбрать комбинированную стратегию поиска работы. Разместить резюме, ждать откликов или откликаться самостоятельно и искать подходящие условия через соцсети и рекомендации. Для вертикального роста или перехода на менеджерские и управленческие позиции этого будет недостаточно. Нужна активная стратегия:

1. Обучение. Получить недостающие знания помогут курсы, направленные на изучение конкретных навыков или инструментов. Например, углублённый курс по разработке на Python приблизит джуна к переходу на позицию мидла.
2. Подготовка резюме. Важно сделать акцент на навыках и качествах, которые требуются на желаемой позиции. Например, соискателям руководящей должности важно раскрыть опыт, включающий менеджерские задачи и управление командой.
3. Продвижение резюме и активность в профсообществе. Кандидату, который претендует на более высокую позицию, нужно активно размещать резюме на разных площадках, посещать онлайн- и офлайн-мероприятия.
4. Подготовка к собеседованию. Перед интервью важно актуализировать портфолио, добавив туда релевантные проекты. Полезно провести тренировку с опытным коллегой и смоделировать процесс собеседования.

Смена профессии

Если человек решил выбрать другую сферу деятельности, ему придётся начинать с нуля. Стратегия поиска работы в этом случае следующая:

1. Анализ компетенций и универсальных навыков. Важно понять, что хорошо получается в работе, учёбе или хобби. Постараться выделить базовые навыки без привязки к задачам, например умение выступать перед незнакомой публикой или организовывать процессы.
2. Выбор профессии. Чтобы составить шорт-лист подходящих специальностей, можно пройти профориентационный тест или обратиться к карьерному консультанту. При этом нужно детально изучить рутинные задачи специалистов, потому что образ профессии часто далёк от реальности.
3. Анализ рынка. Необходимо оценить зарплаты джунов в профессиях из шорт-листа, а также отказаться от вариантов, которые предполагают сложный переход и где могут возникнуть трудности с поиском работы.
4. Обучение. Лучше выбирать курсы, ориентированные на практику: это позволит собрать портфолио и выходить на рынок хотя бы с небольшим количеством кейсов.
5. Составление резюме. Важный блок резюме — релевантный опыт, он не обязательно должен быть коммерческим. Если его ещё нет, можно описать учебные проекты и показать их в портфолио. Нерелевантный опыт лучше указать кратко, сосредоточившись на результатах работы.
6. Активный поиск. Новичкам точно не подойдёт пассивная стратегия, для поиска работы нужно размещать резюме на всех возможных ресурсах и откликаться на вакансии.
7. Подготовка к собеседованию. Помимо прокачки в ответах на основные вопросы, начинающим специалистам стоит внимательно ознакомиться не только с вакансией, но и с сайтом компании. Это поможет почувствовать себя увереннее и задать необходимые вопросы в конце собеседования.

Совет эксперта

Рита Головко
Поиск работы — это тоже работа, которую надо воспринимать и вести как полноценный проект, прилагать усилия, иначе процесс может затянуться надолго. При этом нужно не только искать подходящие вакансии, но и переключаться на себя, собственное развитие. Получение новых навыков или изучение инструментов, переделка старых проектов и кейсов помогут максимально приблизиться к желаемой позиции.
Статью подготовили:
Рита Головко
Яндекс Практикум
Менеджер по трудоустройству, карьерный консультант
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Aug 14 2024 15:50:37 GMT+0300 (Moscow Standard Time)