Маркетинг • 19 декабря 2024 • 5 мин чтения

Гид по Яндекс Аудиториям: как работает сервис и зачем он нужен

Рассказываем, как использовать сервис Яндекс Аудитории для сегментации и какие интересные опции платформы стоит использовать бизнесу, чтобы достигать маркетинговых целей.

Что такое Яндекс Аудитории

Яндекс Аудитории — это платформа для работы с цифровыми сегментами пользовательских данных. Сервис нельзя назвать отдельным рекламным инструментом, это именно вспомогательная платформа в экосистеме Яндекс Рекламы. Аудитории пробрасываются и синхронизируются между другими продуктами: Директом, Метрикой, геомедийными сервисами, Adfox и пр.

Сервис Яндекс Аудитории — платформа для хранения сегментов аудитории, управления ими и последующей передачи этих данных. Под сегментом в данном случае подразумевается группа пользователей, объединённых по какому-либо признаку, условиям поведения или как база клиентов бизнеса, — например, пользователи сайта бизнеса и/или любители скоростного спуска на велосипеде. Сегментация позволяет более точечно настраивать рекламу: постоянным клиентам показывать одно объявление (или исключить их из рекламных показов), а потенциальным — другое. Точечная настройка, в свою очередь, приводит к повышению эффективности рекламы и её оптимизации.

Аудитории работают по принципам конфиденциальности и кросс-платформенности. Это означает, что данные пользователей легко передавать между разными сервисами и использовать в работе. Например, менеджер может собрать сегмент в Яндекс Аудиториях, сохранить его и затем подгрузить в Яндекс Метрику или даже поделиться им с бизнес-партнёром, не раскрывая при этом персональных данных пользователей.

Умение сегментировать аудиторию не единственный важный навык для маркетолога. Чтобы помогать бизнесу расти, нужно уметь разрабатывать маркетинговую стратегию, выбирать эффективные каналы для рекламы и знать, как привлекать и удерживать клиентов. Освоить мощный набор навыков и инструментов с нуля можно на курсе «Интернет-маркетолог». Бесплатная вводная часть доступна каждому.

Сегментация и сбор данных: источники информации

Основные методы сегментации в Яндекс Аудиториях:

● Демографическая (по возрасту и полу) — это один из базовых критериев отбора (например, женщины от 30 до 40 лет).
● Геолокация — позволяет выбирать пользователей по их местоположению, например по городам, регионам или странам. Опция особенно полезна для локальных кампаний.
● Поведенческая сегментация — на основе активности пользователей в сети и их взаимодействии с контентом. Данные помогают определять предпочтения пользователей и выделять наиболее заинтересованных в наших продуктах потенциальных клиентов.
● Интересы — на основе посещаемых сайтов и просматриваемых товаров и услуг.
● Платёжеспособность.
● Взаимодействие с сайтом.
● Взаимодействие с (нашим) бизнесом.

Создать сегмент в Аудиториях можно на основе данных Яндекс Метрики или AppMetrica, геолокации, загрузить из внешней базы данных, например из CRM компании или из простой Excel-таблицы с адресами электронной почты и телефонами клиентов.

Загружаемый файл должен содержать не менее 100 записей, ограничение по размеру — до 1 ГБ, кодировка — UTF-8 или Windows-1251.

В качестве геолокации можно указать названия конкретных мест, адреса или координаты. Источник: audience.yandex

Также, если речь идёт о кастомной сборке для крупного рекламодателя, можно подгрузить переданные со стороны менеджеров Яндекс Рекламы данные. Но по большей части сам сервис Яндекс Аудитории данные пользователей не собирает, а работает с уже готовыми базами данных.

Интересные опции сервиса Яндекс Аудитории

  • Возможность поделиться собранным сегментом. Кроме перемещения собственных пользовательских сегментов, ими можно поделиться с партнёром или с третьей стороной в зашифрованном формате.

Например, компания имеет некий собранный сегмент или базу своих клиентов. При проведении промо с партнёром менеджер может, не раскрывая персональных данных пользователей, предоставить доступ к сегменту, который позволит сторонней компании настроить на него рекламу. При этом выгрузить сегмент, поделиться им повторно или сделать с ним что-то ещё партнёр не сможет. После завершения кампании менеджеру достаточно отозвать доступ, и сегмент пропадёт из личного кабинета партнёра.

  • Функция Look-alike, то есть поиск похожих пользователей. Маркетолог может загрузить свой сегмент и начать поиск схожих по параметру пользователей. 

Яндекс Аудитории на основе внутренних алгоритмов сделают подбор, ориентируясь на весь комплекс параметров пользователей. Их сервис определяет на основе внутренней технологии Яндекс Крипта. Это объединяющая аналитическая система по всей экосистеме Яндекса, которая работает на основе методов машинного обучения. Она смотрит на интересы, привычки, социально-демографические параметры, геолокацию, платёжеспособность, спектр интересов пользователей и т. д. Полученные данные и сегмент затем можно использовать в рекламных кампаниях в Директе.

Таргетирование рекламы

В Яндекс Аудиториях нет возможности настроить таргетированную рекламу. Это не рекламный, а вспомогательный инструмент. Максимум, что можно сделать, — собрать в Яндекс Метрике сегмент и передать его в Яндекс Директ. По сути это будет в большей степени ретаргетинг, основанный на уже собранном, готовом сегменте.

Обычно подобного рода сегменты собираются на основе взаимодействия с пользователями, то есть они либо уже посещали сайт и видели рекламу компании, либо присутствует в её клиентской базе.

Владислав Бочаров, digital-маркетолог
На холодную аудиторию через Яндекс Аудитории можно настроиться только в том случае, если есть своя база данных. Маркетолог сможет загрузить её в Аудитории, передать в Директ и настроить рекламу на этих пользователей. В большинстве случаев с точки зрения самой концепции сервиса будет правильнее говорить про ретаргетинг.

Преимущества и недостатки работы с Аудиториями

«Сервис одного окна». Яндекс Аудитории удобны тем, что позволяют хранить все пользовательские сегменты компании в одном месте и быстро перемещать их между отдельными сервисами. Кастомный сегмент не нужно загружать по отдельности в Директ или в Метрику, а можно за пару кликов подтянуть из Аудиторий.

Возможность экспериментировать с сегментами. В Аудиториях можно проводить эксперименты — например, чтобы понять, какой из двух сегментов аудитории сработает эффективнее. Для этого менеджеру нужно создать в Директе отдельный эксперимент, завести туда два типа сегментов аудитории и посмотреть, на какой будет эффективнее показывать рекламу.

Инструмент «Пиксель». Позволяет работать с аудиторией медийной рекламы, то есть создавать связку между обычной рекламой и медийной. Для этого нужно в Аудиториях создать пиксель и установить его код в баннер. Затем можно создать сегмент на основе пикселя, причём один пиксель можно использовать в неограниченном числе баннеров.

Пиксель — вторичный функционал, который маркетологи пока используют не в 100% случаев.

❌ К минусам сервиса с натяжкой можно отнести его ограниченный функционал: Аудитории выполняют довольно узкую задачу. С другой стороны, сервис создан именно для сегментирования аудитории и хорошо выполняет свою задачу, так что этот минус довольно условный.

После создания и открутки экспериментальных сегментов статистику по рекламной кампании можно отследить в Директе. Источник: audience

Владислав Бочаров
Если компания работает внутри рекламной экосистемы Яндекса, Аудитории в любом случае интегрированы в эту связку, поэтому ничего дополнительно придумывать не нужно. Нужды в аналогичных инструментах на рынке по сути нет.

Использование Яндекс Аудиторий в маркетинге

Три основных сценария использования сервиса в маркетинге: 

  • Ретаргетинг. Компании могут нацеливаться на пользователей, которые посетили их сайт, но не совершили покупку, и предлагать им специальные предложения или скидки. 
  • Корректировка ставок. Стоимость клика или целевого действия регулируют в зависимости от того, кто из пользователей увидел объявление. 
  • Изучение пользователя. Знание интересов и различных параметров пользователей позволит более чётко настраивать рекламу и не тратить бюджет понапрасну.

Рекомендации по работе с Яндекс Аудиториями

1. Обязательно используйте Яндекс Аудитории в своей работе, не игнорируйте этот сервис. Даже для рекламных кампаний малого бизнеса Аудитории могут принести дополнительную эффективность.

2. Не забывайте исключать свою клиентскую базу из тех рекламных активностей, которые рассчитаны на холодную аудиторию. Также не стоит показывать медийную рекламу уже лояльным клиентам или сотрудникам компании: создайте в Аудиториях специальный сегмент, чтобы исключать их из кампаний.

3. При настройках медийной рекламы в Рекламной сети Яндекса используйте Яндекс Аудитории и инструмент «Пиксель» для отслеживания её эффективности.

4. Не пренебрегайте инструментом Look-alike. Поиск пользователей по похожим сегментам — одна из главных фишек сервиса Яндекс Аудитории.

5. Пользуйтесь возможностью просматривать статистику сегментов, чтобы лучше узнать своих клиентов.

Совет эксперта

Владислав Бочаров
Сегодня каждый уважающий себя маркетолог, который работает в бизнесе масштаба средний плюс, применяет сервис Яндекс Аудитории для решения задач. Без него невозможно создавать комплексные стратегии и связывать контекстную рекламу с медийной. Ещё один важный аспект: Аудитории позволяют исключать определённые сегменты из кампании, чтобы не показывать им рекламу. Сценариев применения множество, и нужно уметь ими пользоваться.
Статью подготовили:
Владислав Бочаров
Яндекс Практикум
Digital-маркетолог
Мария Вихрева
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Как найти работу после онлайн-курсов в 2025: советы реальных выпускников. Бесплатный вебинар 27 февраля
Tue Feb 11 2025 15:07:19 GMT+0300 (Moscow Standard Time)