Дизайн • 27 мая 2025 • 5 мин чтения

Градиенты в дизайне: виды, психология и тренды

Цветовые переходы снова в тренде. Разбираем, какие градиенты и почему чаще используют и какие нюансы смешения цветов важно учитывать.

Что такое градиент

Градиент — это плавный переход между двумя и более цветами, который создают с помощью смешивания. Приём добавляет дизайну и визуальным образам глубину, динамику и живость. В отличие от 3D-графики, градиенты меньше весят, а значит, не препятствуют быстрой загрузке продукта.

Отличительные особенности градиентов — универсальность, способность создавать запоминающийся минималистичный дизайн и привлекать внимание к определённым элементам. Градиенты позволяют заполнить пространство так, чтобы оно выглядело не пустым, а минималистичным.

В интерфейсе нет ничего лишнего, все элементы стоят на своих местах, но при этом сайт не выглядит скучно. Источник: sberbank

Научиться работать с цветовыми сочетаниями, с помощью градиентов выстраивать цельный образ продукта и подчёркивать его особенности поможет курс «Графический дизайнер». Пройти первые уроки можно бесплатно, достаточно зарегистрироваться на платформе.

Основные виды градиентов

Перечислим наиболее распространённые виды градиентов и приведём примеры.

Линейные градиенты — переход цвета от одного к другому происходит по прямой линии. Линейные градиенты используют наиболее часто в силу их простоты и функциональности. Популярные области их применения — брендинг и UI/UX: логотипы, фоны, кнопки и другие элементы интерфейса.

В мае 2025 года компания Google обновила логотип, заменив чёткое разделение цветов в первой букве на многоцветный линейный градиент. Источник: rbc

Радиальные градиенты — цвета переходят от центра к краям в форме круга или эллипса, подобно кругам на воде. Пример такого градиента легко увидеть в природе, например любуясь солнцем на закате. Радиальные градиенты создают эффект мягкого свечения или объёма.

Угловые градиенты — цвет разворачивается из середины круга к краям, меняясь вдоль задаваемой углом линии. Угловые градиенты добавляют динамику и движение.

Угол может иметь любое значение — от 0° до 360°. Источник: behance

Ромбовидные градиенты — цветовой переход строится от центра к углам ромба, а не по прямой или по кругу.

Сетчатые градиенты (mesh-градиенты) — строятся на основе сетки, где отдельным для отдельных точек задаётся свой цвет. Приём позволяет создавать сложные цветовые переходы со множеством оттенков.

Mesh-градиенты эффектно смотрятся в интерфейсах. Источник: stripe

Самые простые градиенты — линейные. Остальные виды создают более сложные визуальные эффекты.

Особенности цветопередачи в градиентах

Обычно, когда дизайнер выбирает палитру для проекта, он исходит из классических схем цветового круга Иттена: триада, комплиментарные цвета, аналоговые цвета, тетрада. Например, основной голубой и акцентный оранжевый — сильная палитра, позволяющая выделить важные детали, где основной цвет воспринимается как фирменный.

Но если руководствоваться стандартными правилами при выборе цветов для градиента, например взять тот же переход из голубого в оранжевый, то прямая линия между выбранными цветами будет проходить через серый центр.

В левом варианте серая зона будет присутствовать в градиенте, в правом её удастся избежать. Источник: learnui.design

Частая ошибка начинающих дизайнеров — выбирать противоположные цвета для градиента и игнорировать серый переход между ними. В идеале для градиентных переходов от одного цвета к другому или от одного через 2–3 цвета нужно брать варианты из одной половины цветового круга. Другой способ избежать появления серой зоны — добавлять промежуточный цвет и проводить линию через него. Градиенты с серой зоной в вебе будут выглядеть грязноватыми, а на печати серые точки будут хорошо видны.

Алевтина Гринмирис, Яндекс Практикум, ревьюер курсов, графический дизайнер
Чем больше мы берём цветов для градиента, тем аккуратнее нужно подбирать соседние, чтобы переход был плавным и серая зона не проявлялась. Напоминаю, что в «Фигме» есть специальные плагины, которое сглаживают переходы и делают плавные градиенты.

Если дизайнер сделает переход, например, между бирюзовым, голубым и фиолетовым цветами, получится нежная и красивая волна. Аккуратная и симпатичная, она будет восприниматься цельно, потому что все эти цвета расположены на одной половине цветового круга. Такой градиент можно использовать, например, в IT, в медицине и бьюти-сфере.

Если же дизайнер использует бирюзовый, голубой и розовый оттенка пыльной розы или даже ещё желтее, то есть цвет, расположенный ближе к противоположному краю круга, то на стыке цветов получится серая зона. Градиент уже не будет восприниматься с настроением, которое дизайнер хотел задать, а будет выглядеть грязноватой мешаниной.

При выборе оттенков для градиента дизайнеру важно также учитывать психологию цвета. Например, холодные оттенки синего и зелёного воспринимаются как спокойные и гармоничные. Использование градиентов позволяет комбинировать эмоции, создавая более сложные и многогранные визуальные образы.

Сетчатый градиент в оттенках жёлтого и оранжевого цветов в сервисе заботы о ментальном здоровье помогает пользователям снизить эмоциональное напряжение и настроиться на позитив. Источник: zigmund.online

Как градиенты используют в дизайне

Градиенты широко используют в различных областях: веб-дизайне, UX/UI, печати и медиаискусстве. Градиенты придают дизайну динамичность и добавляют глубину, например, совсем скучным или слишком однотонным плашкам. Да, градиенты декоративны, но в то же время и функциональны.

Сетчатые градиенты применяют в веб-дизайне — например, в качестве фона для главного экрана или лендинга. Они позволяют сделать интересный фон, не используя графику и сложные иллюстрации. Но создавать сетчатые градиенты сложнее, так как там больше цветов и требуется больше опыта, насмотренности, чувства цвета, чтобы воплощать красивые и аккуратные сочетания.

Достаточно добавить несколько графических элементов и крупный заголовок, чтобы страница выглядела привлекательно. Источник: humanvoiceover

Использование градиентов во многом зависит от стиля проекта и того, какие задачи с их помощью хочет решить дизайнер. Часто градиент используют для добавления глубины. Посмотрим, как градиенты применяют в разных областях дизайна.

  • Фон. На главной странице сайта или приложения, на лендингах и других страницах. В этом случае градиент помогает привлечь внимание к определённым элементам, например к CTA-кнопке, форме обратной связи и т. д.
  • Текст. Оформленные таким образом заголовки и подзаголовки привлекают больше внимания и позволяют направлять интерес пользователя.
  • UI/UX-дизайн. Часто градиенты используют для элементов интерфейса: кнопок, небольших плашек. Приём позволяет добавить им глубину.
  • Брендинг. Градиенты могут стать основой визуального стиля бренда и работать на узнаваемость бренда. В качестве примера приведём платформу «Сбер Здоровье»: баннеры и иконки выполнены в консистентных градиентах в пастельных тонах.
  • Иллюстрации и иконки. С помощью сетчатых градиентов часто выполняют объёмные иллюстрации и иконки, которые выглядят как псевдо-3D, но весят при этом значительно меньше.
  • Презентации. Например, просто красный фон будет выглядеть довольно пусто и даже немного тревожно или призывно, как советский плакат. Если сделать градиент из тёмно-бордового в алый, фон будет смотреться более интересно и профессионально.
  • Упаковка и мерч. Градиенты добавляют глубину и сложность даже минималистичным решениям, привлекая внимание покупателей.

Градиент подчёркивает самое главное — шапку, заголовок и кнопку. Источник: leiya

Запоминающийся брендинг банка с использованием градиента в зелёных оттенках в качестве корпоративного цвета. Источник: sberbank

Такой шоколад явно не затеряется на полках магазина. Источник: laroche

Иллюстрация выглядит как 3D, но это сетчатый градиент. Источник: личный архив эксперта

В отличие от печати, где использование градиентов связано с техническими сложностями и ограничениями, в веб-дизайне можно использовать более яркие цвета и сложные градиенты благодаря преимуществам RGB-цветовой модели.

Почему градиенты снова в тренде

Сегодня тренды в дизайне стали более короткими: пользователи потребляют больше контента, в том числе визуального, и поэтому им быстрее приедаются приёмы, решения и стили. Но градиенты — это один из долгоиграющих трендов последних лет, который со временем немного модернизируется. У них меняется стиль, палитра и форма, но сам приём по-прежнему активно используется. Условно говоря, были популярны линейные градиенты, затем на первый план вышли более сложные сетчатые.

На популярность градиентов влияют следующие факторы:

Развитие искусственного интеллекта. Если нейросети не задать какой-то определённый стиль, скорее всего, она создаст картинку с использованием градиентов.
Усталость от флэт-дизайна. Пользователи и дизайнеры устали от плоского дизайна и ищут более живые и глубокие решения. Градиент с этой точки зрения отличный вариант как нечто среднее между флэт-дизайном и 3D.
Стремление к креативности. Использование градиентов помогает выделиться в массе визуальных образов и делает продукт запоминающимся.

Непрокрашенные участки ткани в мерче благотворительного фонда «Подари жизнь» — буквальное отражение и наглядный образ нехватки донорской крови. Источник: 2024.festivalsreda

Совет эксперта

Алевтина Гринмирис

В целом дизайнеру недостаточно заявить, что градиент выступает стилеобразующим элементом. Например: «Я везде на лендинге использую градиент, поэтому весь сайт будет решён в таком стиле». Если в проекте царят хаос и смешение градиентов разных цветов и форм, о единообразии говорить сложно, поэтому советую следить за консистентностью элементов. Например, «Сбербанк» использует холодную голубо-бирюзовую гамму, и у них на всех элементах — один стиль градиентов, линейный, и одинаковый угол наклона.

Также лучше не использовать много цветов в градиенте, чтобы они не выглядели как радуга. Такие градиенты тяжело воспринимаются, особенно если их используют на кнопках или фоне и сверху располагается текст. Сложно подобрать разные цвета и оттенки, которые будут одинаково контрастными для текста. Например, чёрные буквы буду отлично читаться на зелёном или жёлтом цвете, но плохо — на фиолетовом. Важно следить за контрастностью.

Статью подготовили:
Алевтина Гринмирис
Яндекс Практикум
Ревьюер курсов, графический дизайнер
Мария Вихрева
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Насколько хорошо вы совмещаете учебу и отдых? Узнайте и получите скидку на курсы.
Tue May 27 2025 20:50:44 GMT+0300 (Moscow Standard Time)