Градиенты в дизайне: виды, психология и тренды
Градиенты в дизайне: виды, психология и тренды
Цветовые переходы снова в тренде. Разбираем, какие градиенты и почему чаще используют и какие нюансы смешения цветов важно учитывать.
Градиент — это плавный переход между двумя и более цветами, который создают с помощью смешивания. Приём добавляет дизайну и визуальным образам глубину, динамику и живость. В отличие от 3D-графики, градиенты меньше весят, а значит, не препятствуют быстрой загрузке продукта.
Отличительные особенности градиентов — универсальность, способность создавать запоминающийся минималистичный дизайн и привлекать внимание к определённым элементам. Градиенты позволяют заполнить пространство так, чтобы оно выглядело не пустым, а минималистичным.
Научиться работать с цветовыми сочетаниями, с помощью градиентов выстраивать цельный образ продукта и подчёркивать его особенности поможет курс «Графический дизайнер». Пройти первые уроки можно бесплатно, достаточно зарегистрироваться на платформе.
Перечислим наиболее распространённые виды градиентов и приведём примеры.
● Линейные градиенты — переход цвета от одного к другому происходит по прямой линии. Линейные градиенты используют наиболее часто в силу их простоты и функциональности. Популярные области их применения — брендинг и UI/UX: логотипы, фоны, кнопки и другие элементы интерфейса.
В мае 2025 года компания Google обновила логотип, заменив чёткое разделение цветов в первой букве на многоцветный линейный градиент. Источник: rbc
● Радиальные градиенты — цвета переходят от центра к краям в форме круга или эллипса, подобно кругам на воде. Пример такого градиента легко увидеть в природе, например любуясь солнцем на закате. Радиальные градиенты создают эффект мягкого свечения или объёма.
● Угловые градиенты — цвет разворачивается из середины круга к краям, меняясь вдоль задаваемой углом линии. Угловые градиенты добавляют динамику и движение.
● Ромбовидные градиенты — цветовой переход строится от центра к углам ромба, а не по прямой или по кругу.
● Сетчатые градиенты (mesh-градиенты) — строятся на основе сетки, где отдельным для отдельных точек задаётся свой цвет. Приём позволяет создавать сложные цветовые переходы со множеством оттенков.
Самые простые градиенты — линейные. Остальные виды создают более сложные визуальные эффекты.
Обычно, когда дизайнер выбирает палитру для проекта, он исходит из классических схем цветового круга Иттена: триада, комплиментарные цвета, аналоговые цвета, тетрада. Например, основной голубой и акцентный оранжевый — сильная палитра, позволяющая выделить важные детали, где основной цвет воспринимается как фирменный.
Но если руководствоваться стандартными правилами при выборе цветов для градиента, например взять тот же переход из голубого в оранжевый, то прямая линия между выбранными цветами будет проходить через серый центр.
Частая ошибка начинающих дизайнеров — выбирать противоположные цвета для градиента и игнорировать серый переход между ними. В идеале для градиентных переходов от одного цвета к другому или от одного через 2–3 цвета нужно брать варианты из одной половины цветового круга. Другой способ избежать появления серой зоны — добавлять промежуточный цвет и проводить линию через него. Градиенты с серой зоной в вебе будут выглядеть грязноватыми, а на печати серые точки будут хорошо видны.
Если дизайнер сделает переход, например, между бирюзовым, голубым и фиолетовым цветами, получится нежная и красивая волна. Аккуратная и симпатичная, она будет восприниматься цельно, потому что все эти цвета расположены на одной половине цветового круга. Такой градиент можно использовать, например, в IT, в медицине и бьюти-сфере.
Если же дизайнер использует бирюзовый, голубой и розовый оттенка пыльной розы или даже ещё желтее, то есть цвет, расположенный ближе к противоположному краю круга, то на стыке цветов получится серая зона. Градиент уже не будет восприниматься с настроением, которое дизайнер хотел задать, а будет выглядеть грязноватой мешаниной.
При выборе оттенков для градиента дизайнеру важно также учитывать психологию цвета. Например, холодные оттенки синего и зелёного воспринимаются как спокойные и гармоничные. Использование градиентов позволяет комбинировать эмоции, создавая более сложные и многогранные визуальные образы.
Градиенты широко используют в различных областях: веб-дизайне, UX/UI, печати и медиаискусстве. Градиенты придают дизайну динамичность и добавляют глубину, например, совсем скучным или слишком однотонным плашкам. Да, градиенты декоративны, но в то же время и функциональны.
Сетчатые градиенты применяют в веб-дизайне — например, в качестве фона для главного экрана или лендинга. Они позволяют сделать интересный фон, не используя графику и сложные иллюстрации. Но создавать сетчатые градиенты сложнее, так как там больше цветов и требуется больше опыта, насмотренности, чувства цвета, чтобы воплощать красивые и аккуратные сочетания.
Использование градиентов во многом зависит от стиля проекта и того, какие задачи с их помощью хочет решить дизайнер. Часто градиент используют для добавления глубины. Посмотрим, как градиенты применяют в разных областях дизайна.
Запоминающийся брендинг банка с использованием градиента в зелёных оттенках в качестве корпоративного цвета. Источник: sberbank
В отличие от печати, где использование градиентов связано с техническими сложностями и ограничениями, в веб-дизайне можно использовать более яркие цвета и сложные градиенты благодаря преимуществам RGB-цветовой модели.
Сегодня тренды в дизайне стали более короткими: пользователи потребляют больше контента, в том числе визуального, и поэтому им быстрее приедаются приёмы, решения и стили. Но градиенты — это один из долгоиграющих трендов последних лет, который со временем немного модернизируется. У них меняется стиль, палитра и форма, но сам приём по-прежнему активно используется. Условно говоря, были популярны линейные градиенты, затем на первый план вышли более сложные сетчатые.
На популярность градиентов влияют следующие факторы:
● Развитие искусственного интеллекта. Если нейросети не задать какой-то определённый стиль, скорее всего, она создаст картинку с использованием градиентов.
● Усталость от флэт-дизайна. Пользователи и дизайнеры устали от плоского дизайна и ищут более живые и глубокие решения. Градиент с этой точки зрения отличный вариант как нечто среднее между флэт-дизайном и 3D.
● Стремление к креативности. Использование градиентов помогает выделиться в массе визуальных образов и делает продукт запоминающимся.
Совет эксперта
Читать также: