Маркетинг  •  15 июня  2023  •  5 мин чтения

Расти большой: что такое growth-маркетинг и как его применять

Работать с клиентами компании можно по-разному: месяцами настраивать рекламу и проводить громкие акции или тестировать много гипотез и выбирать из них работающие.

Что такое growth‑маркетинг и зачем он нужен

Growth-маркетинг (с англ. «маркетинг роста») — подход к привлечению и удержанию клиентов, который основан на постоянных экспериментах и тестировании гипотез.

Например, команда работает над мобильным приложением. Маркетологи считают, что настройка автоматических email-кампаний для онбординга новых пользователей сделает их более активными. И число людей, которые покупают подписку в первые дни использования приложения, увеличится. Команда тестирует эту гипотезу, и, если она срабатывает, внедряют инструмент.

Чем больше гипотез удастся протестировать, тем выше шансы найти работающие и увеличить прибыль компании.

Обычно growth-marketing используют компании, которые хотят получить быстрый и кратный рост: подписчиков, покупателей, выручки. При этом важно увеличение и других метрик: удержания клиентов, снижения затрат.

Чем growth-маркетинг отличается от традиционного

В каждом бизнесе есть воронка продаж, которая обычно состоит из 5—6 уровней. Её обычно называют AAARRR-воронка — по первым буквам названий уровней. В традиционном маркетинге часто фокусируются на информировании и привлечении, а остальные работают «как придётся». Growth-маркетолог отвечает за всю воронку, поэтому его действия приносят больше результата: человек становится клиентом, затем постоянным покупателем, а потом — адвокатом бренда, и это приносит ещё больше клиентов.

В традиционном маркетинге больше внимания уделяют информированию и привлечению пользователей, а при growth-подходе работают со всеми уровнями воронки продаж
Екатерина Шпадарева-Гамсриглер,
руководитель отделов Growth и маркетинга в Mimo

При традиционном подходе на первое место выходят цели на верхних этапах воронки — например, привести 10 000 лидов, запустить масштабную рекламную кампанию или потратить Х денег в месяц на маркетинг. Growth-маркетинг, на мой взгляд, смотрит на точки роста бизнеса через призму продукта. Например, growth-команда решает, что самая большая отдача будет, если оптимизировать экран регистрации в приложении. Тогда маркетологи работают с продуктовой командой, чтобы получить больше email-пользователей и конвертировать их дальше по воронке.
Кроме AAARRR-воронки в growth-маркетинге используют «петли роста» (от англ. growth loops). Это стратегия, при которой результат — в деньгах или других единицах — на нижнем уровне воронки обычно выше, чем вложили на верхнем. Например, команда вкладывает в рекламу 1000 ₽ и получает прибыль в 1500 ₽. Пускает все эти деньги в рекламу и получает 3000 ₽ прибыли: так появляется накопительный эффект и закручивается петля роста.

А вот как работают петли роста для привлечения и удержания пользователей: фитнес-приложение предлагает клиенту приглашать друзей в обмен на дополнительные функции или месяц бесплатной подписки. Клиент становится ещё более лояльным и приводит новых пользователей, которые, в свою очередь, привлекают своих друзей.

Вот чем ещё отличаются традиционный и growth-маркетинг.

В традиционном маркетинге:

● создают масштабные рекламные кампании и потом их оптимизируют;
● больше внимания уделяют верху воронки;
● фокусируются на характеристиках продукта.

В growth-маркетинге:

● проводят короткие эксперименты, успешные масштабируют;
● работают на всех уровнях воронки;
● учитывают ценности и потребности клиента, чтобы создавать или менять продукт и выстраивать воронку вокруг них, — плотно работают с продуктовыми командами.

Чтобы выбрать верную стратегию продвижения компании на рынке, нужно разбираться в направлениях маркетинга и уметь использовать разные инструменты. Можно научиться этому самостоятельно или на курсах, под руководством опытных наставников-практиков и на реальных проектах.

Что такое growth‑команды и какие они бывают

Growth-команда отвечает за все уровни воронки, начиная от показа рекламы, когда деньги потрачены, до момента покупки — когда компания получает доход. Чтобы команда была эффективной, она должна быть кросс-функциональной, то есть состоять из разных специалистов, например маркетолога, аналитика, разработчика и дизайнера. Growth-отдел может быть функциональным, но скорее всего в нём будут участники из разных команд.
Екатерина Шпадарева-Гамсриглер
Я работала в проекте, где была отдельная команда для каждого этапа воронки: привлечения пользователей, lifecycle-маркетинга, команды контента, бренда, монетизации. Каждая отвечала за эксперименты внутри продукта на своём уровне. Все эти команды были функциональными, но входили в большую кросс-функциональную growth-команду.

Как построить команду роста

Часто бывает так: руководство компании решает, что нужно внедрять growth-маркетинг, и распределяет обязанности по поиску и тестированию гипотез на сотрудников. Но на деле подход не работает: маркетолог, разработчик и дизайнер в первую очередь занимаются основной работой, и на эксперименты времени не остаётся.
Команду роста можно построить в два этапа:

1. Определить драйвер роста. Хорошо, когда руководители компании уже знают, за счёт чего продукт растёт. Например, это может быть работа отдела продаж, высокая виральность самого продукта — его распространение пользователями, или рост благодаря лояльному сообществу клиентов. Когда известен драйвер роста, компания нанимает growth-маркетолога — лида команды.

2. Собрать команду. Если драйвер — комьюнити, желательно, чтобы у growth-маркетолога было больше опыта в построении сообщества, чем в продажах. А если продукт растёт через продажи, нужен специалист в этом направлении. Growth-маркетолог отвечает за то, какие гипотезы тестировать и какие инструменты для этого использовать.

Екатерина Шпадарева-Гамсриглер
Следующий этап — найм сотрудников под каждый канал привлечения клиентов. Например, в моей команде есть три специалиста по привлечению пользователей: по платному привлечению, органическому продвижению в магазинах мобильных приложений и по SEO-оптимизации.
Дизайнер, который будет тестировать креативы для рекламы, иконки и скриншоты для магазинов приложений, посадочные страницы, должен разбираться в маркетинге. Потому что обычно продуктовые или брендовые дизайнеры не любят работать с маркетинговыми задачами.
Екатерина Шпадарева-Гамсриглер
Ещё в команду обязательно входит lifecycle marketing-менеджер, который отвечает за коммуникацию, нацеленную на удержание покупателей и их продвижение вглубь воронки. Идеально, если есть возможность пригласить growth продакт-менеджера и дата-аналитика либо плотно сотрудничать с этими специалистами.
Участники команды могут работать инхаус ― внутри компании, или на аутсорсе. Например, копирайтер может начать работать на аутсорсе, а затем войти в состав команды, потому что его услуги нужны нескольким growth-маркетологам, а в команде проще выстраивать рабочие процессы.

Как тестировать гипотезы и анализировать результаты

Есть разные методы тестирования гипотез и построения стратегии роста в маркетинге. Разберём на примере фреймворка HADI.
Фреймворк HADI — простая схема, которую используют для тестирования гипотез

1. H — Hypothesis — сначала маркетолог строит гипотезу и определяет метрики, которые должны измениться. Например, команда мобильного приложения для программистов планирует повысить конверсию в загрузку. Маркетологи выдвигают гипотезу: если в магазине приложений поменять фоновый цвет скриншотов на более тёмный, конверсия увеличится, потому что такая цветовая гамма ассоциируется с программированием.

2. A — Actions — в соответствии с гипотезой в продукт вносят изменения и запускают тестирование. Сначала дизайнер готовит новые скриншоты с тёмным фоном. Затем запускают эксперимент и размещают в Google Play скриншоты с тёмным фоном. При этом тестовый вариант показывают 50% аудитории.

3. D — Data — на этом этапе собирают и анализируют данные эксперимента и оценивают, как изменилась метрика, которую определили на первом шаге. Во время эксперимента оказалось, что количество новых установок приложения среди аудитории, которая видела тестовые скриншоты, было на 6,2% выше по сравнению с другой группой. В таком эксперименте эта разница имеет статистическое значение, а значит, тест оказался успешным.

4. I — Insights — на этапе выводов определяют, сработала ли гипотеза и что делать дальше. Если гипотеза подтвердилась, внедряют изменения в продукт. Если нет, фреймворк HADI запускают снова.

Эксперимент показал, что скриншоты с тёмным фоном увеличивают конверсию в загрузку приложения. Можно сделать вывод, что тёмный выглядит более привлекательно для потенциальных пользователей и новая аудитория находит такой цвет более привычным для продуктов, которые связаны с программированием. Увеличение конверсии можно объяснить и более высоким контрастом тёмных скриншотов на светлом фоне магазина приложений. Это помогло иллюстрациям выделиться среди других программ и привлечь внимание пользователей.

Результаты эксперимента могут стать основой для других визуальных изменений, например иконки и видеопревью приложения в магазине, которые увеличат конверсию в загрузку.

Тестировать можно всё что угодно: изменения внешнего вида приложения в магазине приложений, посадочных страниц на сайте, креативы в email, начиная от темы и прехедера письма и заканчивая гифками или мемами внутри него.

Для экспериментов можно использовать стандартный шаблон, который состоит из трёх частей.

Совет эксперта

Екатерина Шпадарева-Гамсриглер
Такой шаблон подойдёт специалистам, которые проводят эксперименты в команде роста, маркетинга или продукта. Его нужно заполнять до и после теста, тогда можно будет: делиться результатами и знаниями с другими командами, получать обратную связь по гипотезе и тестируемому решению, обозначать план действий после получения результата.
Статью подготовили:
Екатерина Шпадарева-Гамсриглер
Mimo
Руководитель отделов Growth и маркетинга
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Aug 14 2024 17:30:47 GMT+0300 (Moscow Standard Time)