Иерархическая структура работ (ИСР) или декомпозиция работ — это разделение проекта на этапы, которые, как правило, выполняются последовательно. Часть шагов может идти параллельно. Например, в проекте по разработке мобильного приложения для интернет-магазина этапы «анализ требований» и «проектирование» нужно выполнять последовательно. А создавать структуру базы данных и разрабатывать API можно параллельно, чтобы ускорить выход готового продукта.
Главная цель ИСР — готовый проект. Он разделяется на вехи, иногда их ещё называют ветками, — основные шаги на пути к цели. Это первый уровень иерархии. Каждая веха делится на задачи второго уровня — то, что нужно сделать, чтобы завершить веху. У каждой задачи есть свои подзадачи — это третий уровень.
В зависимости от сложности проекта может быть разное количество уровней иерархической структуры работ. Например, при создании несложного лендинга может быть три уровня, а в проекте разработки маркетплейса — больше десяти.
Простой пример иерархической структуры работ — строительство дома. Сама по себе цель масштабная, и не всегда понятно, с чего начать. Но даже разделение на вехи уже делает процесс яснее. Например, создание проекта дома, заливка фундамента, возведение стен, строительство крыши. Каждый из этапов можно разделить на задачи — допустим, чтобы залить фундамент, нужно купить цемент и смешать бетон. Так появляется пошаговый план строительства дома.
Применять иерархическую структуру работ можно не только в работе, но и в жизни. Например, планирование отдыха можно разделить на вехи и задачи, так будет проще подготовиться к путешествию.
Иерархическая структура работ помогает управлять проектом на разных этапах и имеет ряд преимуществ:
✅ Понятна загрузка команды. Помимо задач, в иерархической структуре работ указывают специалистов, ответственных за их выполнение. Взглянув на ИСР по созданию интернет-магазина, можно определить объём работ UX-дизайнера и понять, когда ему можно поручить следующий проект.
✅ Легко отследить готовность работ. В ИСР прописывают время, необходимое для выполнения каждой вехи и конкретной задачи. Так в декомпозиции разработки сайта будет чётко видно, когда будет закончена работа с каталогом товаров, а когда — с личным кабинетом покупателя.
✅ Можно контролировать расход ресурсов. Используя метод иерархической структуры работ проекта, можно грамотно спланировать необходимые ресурсы и определить, когда они понадобятся. Структура позволит понять, в какой момент провести съемку товаров для каталога или заказать копирайтеру тексты.
Попробовать самостоятельно составить структурную декомпозицию работ для конкретного проекта и узнать, как правильно следовать ИСР, можно на курсе «Менеджер проектов».
Для того чтобы иерархическая структура работ была понятной и полезной, важно придерживаться четырёх принципов:
1. Принцип учёта рисков
Если не закладывать дополнительное время на выполнение каждой задачи, при возникновении сложностей может «поплыть» вся структура проекта. Например, при запуске рекламной кампании с анонсом акции в интернет-магазине полезно предусмотреть дополнительное время на создание креативов. Маркетолог может попросить дизайнера внести правки в макет, и если время на этот этап заложено без запаса, сроки запуска кампании могут сдвинуться. И интернет-магазин получит меньшую выручку из-за того, что при разработке ИСР менеджер проекта не учёл риски.
2. Принцип назначения ответственных
Важно, чтобы за выполнение каждой задачи отвечал конкретный специалист, а не подразделение в целом. К примеру, в ИСР по созданию мобильного приложения лучше указать, что за разработку интерфейса отвечает не команда дизайнеров, а UX-дизайнер. В больших командах стоит прописывать в структуре не только роль, но и имя ответственного. Это поможет избежать ситуаций, когда специалист думал, что задача поручена коллеге на аналогичной позиции, и не выполнил её.
3. Принцип правильного дерева
Структурная декомпозиция работ должна быть логичной, поэтому задачи не должны дублироваться и у каждой из них должен быть только один родительский элемент. Иначе возникнет путаница.
Допустим, цель ― сделать стикерпак. В структуре этого проекта в двух вехах есть задача «Опрос коллег». Но если назвать их одинаково и привязать к двум родительским элементам «Сбор идей» и «Подбор референсов», будет непонятно, какой этап работ выполнен, а какой ещё нет. Поэтому стоит уточнить каждую задачу и присвоить разным вехам.
Рассмотрим этапы разработки иерархической структуры работ на примере обновления фотографий товара для интернет-магазина:
1. Определение главной цели
Построение иерархической структуры работ начинается с целеполагания. Здесь важно указать именно конечную цель проекта. То есть не просто «Съёмка товаров», а «Публикация новых фотографий на сайте».
2. Формирование вех
На этом этапе нужно разбить проект на основные шаги. Для съёмки товара они будут такими:
Публикация новых фотографий на сайте:
- съёмка товара
- публикация фотографий в каталоге
3. Формирование задач
Дальше необходимо детализировать вехи — прописать, какие шаги нужно сделать, чтобы получить результат каждой вехи. Структура проекта по съёмке становится подробнее.
Этап 5. Назначение ответственных
Когда структура готова, необходимо назначить к каждой задаче ответственного специалиста, чтобы каждый участник проекта понимал, что ему делать.
Этап 6. Указание периода
Для того чтобы проект не растягивался на годы, полезно добавить к каждой вехе и задаче временной период, за который она должна быть выполнена. Важно не забыть при этом про принцип иерархической структуры работ, связанный с учётом рисков, о котором говорилось выше.
Время, которое закладывается на каждый шаг, зависит от многих факторов, в том числе от специфики проекта. К примеру, в авиационной отрасли на одни задачи даётся месяц, на другие — один день. А в IT-компаниях обычно работают недельными спринтами.
Чаще всего используется древовидная визуализация, поскольку она самая логичная и визуально удобная. В этом случае во главе структуры стоит основная цель проекта. На уровне ниже — вехи, они располагаются горизонтально. Под ними — задачи, которые также прописываются по горизонтали. Ниже — подзадачи, они могут располагаться вертикально.
Читать также: