Анализ данных • 12 апреля 2024 • 5 мин чтения

Инструменты для бизнес-анализа

Бизнес-аналитик формирует требования к продукту, анализирует данные, составляет прогнозы, моделирует и оптимизирует процессы. Разбираемся, какие инструменты для этого нужны.

Сбор требований и данных

Главная задача бизнес-аналитика — работать с требованиями заказчика к продукту и следить, чтобы продукт им соответствовал. Работа специалиста на проекте начинается со сбора информации от клиентов и пользователей, изучения проектной документации, анализа рынка, конкурентов, построения гипотез вместе с командой. Для этого используют разные методы:

Интервью. Проводят с заказчиком и пользователями. Цель — собрать информацию о будущем продукте: какие задачи он должен решать, на какие примеры ориентироваться, какие есть ограничения. Нужно задавать правильные вопросы, которые помогут связать запрос пользователей с потребностями бизнеса. Видение пользователей может не совпадать с целями заказчика, поэтому полезно спрашивать «зачем?» и «почему?» вместо «что?» и «как?» — чтобы понять реальные потребности пользователей.

На онлайн-встрече можно включить демонстрацию экрана и конспектировать основные тезисы, а после ещё раз согласовать их. Так участники встречи будут уверены, что поняли друг друга.

Опросники. Используют, когда нужно собрать требования у 20 и более респондентов. Проводить интервью с такой группой трудозатратно, поэтому аналитик использует специальные инструменты для анкетирования — например, Google Формы. У таких сервисов есть преимущество — они оформляют результаты опроса в диаграммы, это облегчает их обработку.

Мозговые штурмы или брейнштормы. Помогают придумать разные идеи и составить гипотезы. Например, нужно придумать, что будет видеть пользователь приложения для доставки, когда ждёт курьера: иконку, которая перемещается по карте параллельно с курьером, его имя, контакты для связи и т. д.

У брейнштормов есть несколько правил: генерировать как можно больше идей — даже самых на первый взгляд нелепых, не критиковать идеи других участников, помнить о цели брейншторма, укладываться в отведённое время. Все идеи необходимо фиксировать — например, в заметках или Google Документах. Также есть специальные программы с готовыми фреймворками для брейнштормов — например, Miro и FigJam.

Требования к навыкам бизнес-аналитика в разных компаниях могут отличаться: иногда специалисту приходится брать на себя задачи продуктового менеджера или системного аналитика. В этом случае пригодится знание продуктовых исследований и метрик, основ языка программирования SQL и принципа работы баз данных. С этими навыками специалист, например, сможет оценить, насколько реально воплотить в жизнь требования заказчика или посчитать стоимость привлечения пользователя и затраты на его обслуживание.

Ольга Мазур

Бывают кейсы, где без знания SQL не обойтись: например, при разработке платформы, которая агрегирует данные компании. Если специалист знает SQL на базовом уровне, то сможет сам достать эти данные и не обращаться за помощью к другим сотрудникам.

На курсе «Бизнес-аналитик» студенты получают как базовые навыки — сбор, описание требований и моделирование бизнес-процессов — так и те, которые помогут выделиться среди других кандидатов. Например, изучают продуктовые метрики, юнит-экономику и SQL.

Обработка, анализ и визуализация информации

После сбора информации задача аналитика — перевести её с языка бизнеса на язык разработчиков. У бизнес-аналитика есть шаблоны, которые помогают разложить всё по полочкам и формализовать требования. Вот основные инструменты для этого:

User story (от англ. пользовательские истории) — короткое описание функциональности, которое помогает решить запрос пользователя и описывает. Для составления User story используют формулу: [как — тип пользователя, я хочу — цель, чтобы — получить выгоду]. Например: «Как покупатель, я хочу видеть отзывы о товаре, чтобы принять взвешенное решение о покупке». User story можно просто записывать в текстовом документе или создавать в специальных инструментах для управления проектами — например, Jira или Trellо.

Use case (от англ. вариант использования) — описание того, как пользователь взаимодействует с системой, чтобы достигнуть цели из User story. Например, как он покупает товар в интернет-магазине. Бизнес-аналитик составляет юзкейсы на основе интервью и гипотез о том, как система должна решать задачи пользователя. Чтобы составить юзкейсы, нужно определить, кто будет взаимодействовать с системой, какой цели ему необходимо достигнуть, что для этого сделать, а также проработать альтернативные сценарии, которые могут возникнуть в процессе.

Для создания юзкейсов можно использовать текстовые редакторы или специальные инструменты — Microsoft Visio, Draw.io или Creately, в которых удобно рисовать диаграммы с помощью готовых наборов элементов — иконок, стрелок, форм.

Пример юзкейса для использования банкомата

Техническое задание, ТЗ — документ с описанием, как нужно разработать продукт или систему. В начале проекта ТЗ помогает согласовать с заказчиком цель, требования, план работы и бюджет, а во время разработки — регулярно проверять, что всё идет по плану. Юзкейсы и User story могут включить в ТЗ как часть описания функциональности системы.

Бизнес-аналитик участвует в разработке ТЗ вместе с другими специалистами — системным аналитиком, командой разработки, дизайнерами. Он пишет требования к функциональности, дизайну, производительности, безопасности с точки зрения бизнеса. Системный аналитик в свою очередь описывает технические требования — как проект должен работать на уровне системы и кода. Если в команде нет системного аналитика, бизнес-аналитик может взять его задачи на себя.

Моделирование бизнес-процессов

Если бизнес-процесс состоит из нескольких шагов, подойдёт текстовый документ, таблица или блок-схема — визуализация процесса с помощью фигур и стрелок. Для более сложных задач выбирают нотации BPMN — Business Process Model and Notation — набор правил и элементов для визуализации процессов. Диаграмма BPMN похожа на блок-схему, но в ней больше условных обозначений и строже требования к оформлению. Например, события обозначаются строго тремя фигурами:

● круг — стартовое, с которого начинается процесс,
● круг с двойной обводкой — промежуточное,
● круг с жирной обводкой — конечное.

Диаграммы BPMN могут быть частью технического задания, которое проектная команда будет потом использовать. Аналитику инструмент помогает структурировать и визуализировать бизнес-процесс, выделять конкретные шаги. А другие участники проекта — например, разработчики и дизайнеры — смогут быстро разобраться в том, как должна работать система или продукт.

BPMN позволяет моделировать сложные процессы, где нужно показать взаимодействие между участниками, варианты сценариев и параллельные задачи. Например, на этой диаграмме описан процесс выдачи кредита. Источник

Несколько сервисов, где можно создать диаграмму BPMN:

● Draw.io — есть бесплатные шаблоны для разых диаграмм — включая BPMN — а также все необходимые стрелки, иконки и фигуры. Работает в браузере, но есть приложения для Windows и MacOS.

● Miro — в платной версии есть готовый шаблон для создания BPMN-диаграммы.

● Microsoft Visio — в платной версии программы можно не только изобразить процесс, но и проверить, правильно ли нарисована схема.

Confluence — инструмент для создания баз знаний со множеством плагинов. К сервису можно подключать плагины под разные задачи. Например, с помощью плагина draw.io можно использовать функциональность одноименного сервиса прямо в базе.

Прогнозирование и оптимизация

Развитием продукта обычно занимается продакт-менеджер: изучает пользователей, считает показатели, строить гипотезы об оптимизации продукта. Иногда — в зависимости от проекта — часть этих задач может взять на себя бизнес-аналитик. Разберём инструменты и подходы, которые он может использовать в проекте:

Customer Development — развитие пользователей. Кастдев — это методика, которая помогает узнать, насколько продукт или его функция может быть востребована у аудитории. Суть кастдева в том, что каждый этап развития продукта проверяют исследованиями — фокус-группами, интервью, опросами. Респондентов для интервью можно найти в соцсетях, через знакомых или попросить рекомендации у тех, кто уже согласился участвовать в исследовании. Дополнительно можно изучить открытые исследования рынка и опросы. Например, данные о предпочтениях пользователей, потребностях рынка и конкурентной среде.

Customer Journey Map — дорожная карта клиента. По итогам кастдева составляют Customer Journey Map, которая помогает проанализировать весь путь клиента от знакомства с продуктом до совершения покупки, и понять, что в нём улучшить.

Метрики продукта. Ключевые показатели производительности продукта, которые помогают оценить его эффективность. Например, DAU (Daily Active Users) — ежедневно активные пользователи, MAU (Monthly Active Users)— ежемесячно активные пользователи, конверсионные показатели, среднее время сессии.

Юнит-экономика. Анализ финансовых показателей, связанных с единичным пользователем или единицей продукта. Например, стоимость привлечения клиента CAC (Customer Acquisition Cost), средний доход с клиента ARPU (Average Revenue Per Paying User), средний доход с заказа ARPO (Average Revenue Per User), средние затраты на обслуживание клиента COGS (Cost of Goods Sold). Анализ юнит-экономики помогает понять, насколько продукт прибылен и как его можно улучшить.

Для расчёта метрик и юнит-экономики бизнес-аналитик использует данные из внутренних систем компании — баз данных о клиентах, продажах, выручке, расходах, транзакциях, активности пользователей на платформе. Эту информацию аналитик может выгрузить с помощью SQL-запросов и дальше вести расчёты и анализировать в Excel. Также пригодятся данные из аналитических систем: например, Google Analytics, Mixpanel и Amplitude предоставляют информацию о пользовательской активности, вовлечённости и конверсиях.

Организация работы команды

Для организации рабочих процессов в команде бизнес-аналитик использует:

Таск-трекеры для отслеживания задач. Например, менеджер может создать карточку с задачей и дедлайном для аналитика, в которой исполнитель пишет статус задачи и прикрепляет необходимые документы. Примеры инструментов: Jira, Yandex Tracker.

Корпоративные базы знаний — как Википедия, только для документации по проекту. Доступ к информации в таких базах — только у сотрудников компании или отдельной команды. Это могут быть самописные сервисы или готовые решения, которая компания настраивает под свои задачи: например, Сonfluence и Notion.

Интерактивные онлайн-доски и графические редакторы. В них удобно создавать, обсуждать и редактировать c другими специалистами прототипы, схемы и пользовательские пути. Какой редактор выбрать — зависит от задачи. Если она связана с дизайном, подойдёт Figma. Для прототипов — Miro и его аналоги.

Интерфейс приложения для разработки прототипов Proto.io

Ольга Мазур

Важно, чтобы между инструментами было удобно переключаться. Например, в Confluence есть плагины, которые позволяют встраивать файлы из Figma, — сразу на страничке в Confluence видишь макеты. Минус таких плагинов — контент может долго грузиться. Иногда легче просто в соседней вкладке открыть Figma, чем ждать загрузки плагина.

Совет эксперта

Ольга Мазур

Отсутствие экспертности в инструменте не делает специалиста плохим аналитиком. Например, я не пользуюсь SQL в работе, но это не помешало мне вырасти от джуна до руководителя. Инструмент — это способ закрыть какую-то потребность. Вести документацию можно где угодно — в Google Документах, Confluence, Notion. Бывает, что выбирать не из чего, потому что в компании принято использовать что-то одно. Главное — не бояться новых инструментов в описании вакансии. Например, на курсах вам рассказывали про Notion, а в компании используют какую-то другую базу знаний — это не повод отказываться от заявки на вакансию.
Статью подготовили:
Ольга Мазур
ATOM
Product Owner Carsharing
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Jul 16 2024 19:49:11 GMT+0300 (Moscow Standard Time)