Маркетинг  •  27 июля  2023  •  5 мин чтения

Основные инструменты интернет-маркетинга: какие они бывают и что лучше выбрать для бизнеса

Гайд по современным инструментам интернет-маркетинга, которые помогут привлечь и удержать клиентов, а также проанализировать эффективность продвижения.

Зачем нужны инструменты интернет‑маркетинга

Использование маркетинговых инструментов помогает достигать глобальных целей бизнеса и решать тактические задачи. Например, с их помощью можно выполнить план продаж интернет-магазина на квартал и увеличить количество заказов конкретного костюма во время акции. Или определить, что люди, которые покупают этот костюм, часто приобретают галстук в тон, и нарастить ещё и продажи галстуков. Главное — знать, какие для этого есть инструменты и для каких задач они подходят.

Основные инструменты интернет-маркетинга

Их можно условно разделить на три категории в зависимости от целей, для которых они используются: привлечение клиентов, их удержание и аналитика.
Многие инструменты можно использовать и для привлечения, и для удержания клиентов. Например, человек может совершить покупку в магазине, а через несколько месяцев увидеть медийную рекламу новой коллекции и сделать повторный заказ
SEO

SEO (Search Engine Optimization) — это улучшение сайта в соответствии с требованиями поисковых систем. Чем лучше оптимизирован сайт, тем выше он показывается в поисковой выдаче по нужному поисковому запросу. Ресурсы, которые нравятся пользователям и на которых они проводят много времени, занимают более высокие позиции в поисковых системах.

У поисковиков есть множество факторов ранжирования — нюансов, которые учитываются при показе сайтов в выдаче. Их можно объединить в три группы:

Поведенческие факторы. Сайт занимает высокие позиции, если, попадая на него по ключевому запросу, пользователи находят то, что искали, просматривают разные страницы, переходят по разделам. К примеру, сайт клининговой компании вряд ли поднимется высоко в поисковой выдаче по запросу «купить диван», потому что посетители не найдут там диванов и сразу закроют страницу.

Внутренние факторы. Имеет значение количество страниц и разделов, скорость их загрузки, адаптированность сайта под просмотр со смартфона. Отдельно стоит сказать про коммерческие факторы: важно наличие цен на товары или услуги, кнопок «Заказать», страниц с контактами и информацией о доставке.

Внешние факторы. Если на сайт часто ссылаются другие ресурсы, поисковик понимает, что это действительно полезный сайт, которому можно доверять. Но важно, чтобы ссылки соответствовали тематике ресурса. Хороший пример полезной ссылки: упоминание сайта строительной компании в блоге о ремонте.

Подробнее узнать о роли SEO в маркетинговой стратегии, научиться оптимизировать сайты под их поисковую выдачу, а также разобраться в других современных инструментах интернет-маркетинга можно на курсе «Интернет-маркетолог».

Контекстная реклама

Это реклама, которая показывается пользователю «в контексте» его поискового запроса. Она бывает двух типов: поисковая и на сайтах партнёров.

1. Поисковую рекламу можно увидеть в выдаче поисковика по определенному запросу. Например, если человек вводит в строке поиска фразу «свадебное агентство», ему покажут рекламу организаторов свадеб. Подобные объявления на площадках Яндекса запускаются через рекламную платформу Яндекс Директ.

Контекстная реклама показывается на первых и последних строчках выдачи с пометкой «реклама»
2. Контекстная реклама на сайтах партнёров — запуск через рекламные сети, в которых представлены исполнители и заказчики. Исполнители — это администраторы сайтов, готовые разместить на своих ресурсах объявления, а заказчики — это рекламодатели, желающие рассказать о своих товарах или услугах аудитории этих сайтов. При этом реклама на сайтах партнёров также отвечает на запрос пользователя.
Рекламная система запомнила, что человек искал свадебное агентство, и показывает ему подходящие объявления на сайтах партнёров

Подробнее об этом инструменте интернет-маркетинга рассказали в статье «Что такое контекстная реклама».

SMM

SMM (Social Media Marketing) — это продвижение в социальных сетях. SMM — своего рода социальное доказательство существования компании. Чем больше пользователей вовлечено в соцсети компании, тем больше доверия вызывают её продукты или услуги для новых пользователей.

Для бизнеса, который продаёт товары или услуги напрямую потребителю, важно не только завести страницы в соцсетях, но и активно их вести. Для этого SMM-менеджер ставит цели, которые нужно достичь. Например, привлечь новую аудиторию, привести дополнительный трафик на сайт, рассказать о продуктах и акциях, увеличить продажи конкретных товаров, получить обратную связь от клиентов и отработать возможный негатив. Для достижения этих целей специалист составляет отдельный контент-план для каждой площадки.

«Живые» страницы компании в соцсетях помогают занять дополнительные строчки в поисковой выдаче, потому что активные аккаунты хорошо ранжируются по ключевым запросам с названием компании
Таргетированная реклама

В отличие от контекстной рекламы, которую пользователи видят в результатах поиска, таргетированная реклама показывается выбранным сегментам аудитории социальных сетей. Например, можно настроить показ объявления пользователям конкретного возраста, пола или с определёнными интересами. С помощью этого маркетингового инструмента можно показать рекламу салона красоты у метро Ясенево девушкам в возрасте 20―35 лет, часто бывающим в этом районе. Или рассказать геймерам о магазине, который продаёт удобные игровые кресла.

В объявлении можно выбрать вариант призыва к действию и страницу, на которую пользователь перейдёт по клику на рекламу, например на форму опроса, сайт или в аккаунт рекламодателя в соцсети
Социальные сети многое знают о своих пользователях. Они собирают информацию об участниках сообществ, их просмотрах и кликах, информацию от внешних провайдеров данных. Так формируются аудитории по разным интересам и поведению в интернете, которые полезны для продвижения. К примеру, объявление кондитерской можно показать людям, у которых скоро день рождения, а предложение турагентства — любителям путешествий. Поэтому для запуска таргетированной рекламы нужно знать своих клиентов. Иначе может возникнуть ситуация, когда рекламу платьев увидят мужчины, и она вряд ли будет эффективной.
Медийная реклама

Этот инструмент используют, чтобы познакомить аудиторию с новым брендом или товаром. Например, когда нужно рассказать о выходе на рынок новой модели смартфона или автомобильного бренда. Часто к таким рекламным кампаниям подключают знаменитостей, чтобы привлечь больше внимания потенциальных покупателей.
Медийная реклама настраивается через рекламные платформы, и её задача — охватить как можно больше людей, поэтому рекламодатель оплачивает не клики или конверсии, как в контекстной рекламе, а показы.

Есть несколько типов медийной рекламы:

Баннерная реклама. Это изображения, иногда анимированные и со звуком, которые рассказывают о продукте. Формат такой рекламы может быть разным и зависит от сайта, на котором она опубликована. Разместить баннер можно двумя способами: обратиться к администраторам сайта напрямую и запустить кампанию через рекламные сети. Имеет значение количество показов и срок размещения баннера. Чем больше показов — тем больше посетителей сайта узнают о продукте.

Баннер можно разместить как на всех страницах ресурса, так и на определённых, например на главной

Тизерная реклама. Картинка и текст или только текст, который всегда интригует пользователя и мотивирует перейти по ссылке, чтобы узнать подробности. Например, «Я купила это средство и не ожидала, что произойдёт такое…». Обычно подобная реклама размещается на сайтах с хорошим трафиком, чтобы охватить большую аудиторию.

Тизерная реклама также часто используется для привлечения информационного трафика на сайт

Видеореклама. Это рекламные ролики со ссылкой на сайт рекламодателя, которые показываются на сайтах онлайн-кинотеатров и видеохостингах: YouTube, RuTube, Vimeo. В зависимости от выбранного формата пользователь может увидеть рекламу в начале или в середине ролика, который смотрит.

Rutube предупреждает пользователей, что сейчас им покажут рекламу и даëт возможность пропустить ролик после нескольких секунд просмотра
CPA

CPA (Cost Per Action ― оплата за действие) также называют партнёрским маркетингом. Рекламодатель регистрируется в CPA-системе и размещает свой оффер ― предложение, а вебмастера ― администраторы и владельцы сторонних сайтов ― принимают его, если он показался им выгодным. Они рекламируют оффер среди своей аудитории, получая вознаграждение, если их пользователи совершают покупку у рекламодателя.

К примеру, маркетолог сети отелей размещает оффер, по условиям которого необходимо рассказать о выгодной акции на отдых в гостинице. Он предоставляет готовые баннеры, фотографии отеля и описывает ключевые преимущества предложения. И устанавливает вознаграждение за привлечение клиента, который забронирует номер, перейдя по рекламе. Вебмастер публикует у себя на сайте баннер или статью об акции и указывает уникальную ссылку на сайт отеля. По этой ссылке маркетолог сможет определить, что клиент пришёл с конкретной CPA-рекламы.

В CPA-сетях есть возможность размещать рекламу не только на веб-сайтах, но и в аккаунтах блогеров в соцсетях.

CRM-маркетинг

CRM (Customer Relationship Management ― управление отношениями с клиентами) ― инструмент для работы с клиентской базой и потенциальными покупателями. Возьмём для примера магазин детских товаров. Все данные о клиентах компании хранятся в CRM-системе: от контактов до списка заказанных товаров. Кроме того, там собирается информация и о людях, которые оставляли свои контакты, но не оформили заказ, например подписались на уведомление о поступлении товара, которого пока нет в наличии.

Эти данные можно использовать, чтобы мотивировать людей к покупкам. В этом помогают несколько маркетинговых инструментов:

Email-маркетинг. Проще говоря, это рассылки по базе клиентов. Для этого используют сервисы email-рассылок, в которых можно настроить автоматические сценарии. Самый базовый: если зарегистрированный пользователь положил товар в корзину, но не оформил его, ему на почту приходит письмо с напоминанием. Но есть и более сложные сценарии. Допустим, команда магазина детских товаров знает, что одной упаковки детского питания обычно хватает на семь дней. В этом случае можно настроить автоматическую рассылку пользователям, которые приобретали детское питание, с предложением пополнить запасы через неделю после заказа. Так можно существенно увеличить продажи.

Издательство «МИФ» присылает всем клиентам, подписанным на рассылку, промокод с дополнительной скидкой на недавно опубликованные книги

Мобильные приложения. Они удобны тем, что у компании есть прямой доступ к клиенту до тех пор, пока пользователь не удалит приложение со смартфона. Это облегчает коммуникацию и сокращает путь до следующей покупки. Даже если человек редко открывает приложение, его внимание можно привлечь с помощью push-уведомлений.

Полезно тестировать разные тексты уведомлений, чтобы понять, какие из них приводят к покупке

Кроме того, через пуш-уведомления в приложении можно сообщать пользователю об изменении статуса заказа: получен, собран, у курьера. Для многих людей этот способ получения информации удобнее письма по электронной почте.

Программы лояльности. Это предложение скидок и бонусов постоянным клиентам, чтобы мотивировать их к повторным покупкам. Так, человек скорее ещё раз воспользуется услугами химчистки, если ему предложили скидку, чем пойдёт искать новую. Программы лояльности эффективны даже в сегменте дорогостоящих товаров. К примеру, автодилер может снизить для клиента цену на первое техническое обслуживание только что купленного автомобиля.

Системы аналитики
С их помощью можно оценить качество инструментов, которые привлекают клиентов на сайт: контекстной, таргетированной, баннерной рекламы. Для этого необходимо установить на сайт счётчик системы аналитики, например Яндекс Метрики, и добавить в ссылки рекламных объявлений UTM-метки ― параметры, по которым можно определить источник перехода на сайт вплоть до конкретного баннера. Система аналитики покажет, откуда пользователи приходят на сайт и какие действия совершают. Так, например, можно выяснить, что реклама на профильном сайте с небольшой посещаемостью приносит больше заказов, чем баннер на главной странице популярного ресурса.
Информация об источниках трафика и действиях посетителей сайта подскажет, на каких рекламных каналах стоит сделать акцент в продвижении
Кроме того, с помощью системы аналитики можно обнаружить проблемы на сайте. Допустим, анализ показывает, что многие пользователи прекращают оформление заказа на определённом шаге. В таком случае есть смысл внимательно изучить этот этап, возможно, он вызывает какие-то сложности или функционирует неправильно.

Аналогичные сервисы аналитики есть и для мобильных приложений. Работают они так же, как и веб-аналитика, но отслеживают действия не на сайте, а в приложении.

Коллтрекинг

Он помогает узнать, какая реклама приводит целевые звонки в компанию и сколько из этих звонков заканчиваются продажей. Среди современных инструментов интернет-маркетолога есть два типа коллтрекинга:

Статический коллтрекинг. Представим, что рекламодатель запустил две рекламные кампании: на ТВ и билбордах. Человек увидел рекламу магазина по телевизору, позвонил по номеру телефона, указанному в объявлении, и сделал заказ. Коллтрекинг позволяет определить, какая именно реклама принесла продажу, благодаря тому, что в объявлении был указан определённый телефон, а не обычный номер компании. Каждому рекламному каналу в сервисе коллтрекинга присваивается отдельный номер, допустим, для ТВ-рекламы 123-45-60, а для рекламы на билбордах 123-45-61.

Динамический коллтрекинг. В отличие от статического коллтрекинга, где номер присваивается определенному рекламному каналу, в динамическом коллтрекинге телефон закрепляется за посетителем сайта. Сервис подменяет номер телефона для каждого нового пользователя. Это помогает отследить рекламный источник, если человек перешёл по объявлению на сайт компании и предпочёл сделать заказ не онлайн, а по телефону. В этом случае коллтрекинг связывает звонок в компанию с посетителем и рекламой. Динамический коллтрекинг помогает сделать более глубокий анализ рекламных источников и отследить путь пользователя вплоть до конкретного баннера на конкретном сайте.

Как выбрать подходящие инструменты

Выбор зависит от цели, которая стоит перед интернет-маркетологом и ресурсами компании.
Цель
Инструмент
Знакомство аудитории с новым продуктом
Баннерная, тизерная, видеореклама
Продвижение определённой категории товаров
Контекстная реклама, CPA
Охват конкретной целевой аудитории
Таргетированная реклама
Развитие текущей базы клиентов
SMM, email-рассылки, программы лояльности
При выборе маркетинговых инструментов стоит учесть, откуда приходят заказы. Так, если существенная часть продвижения приходится на офлайн (ТВ, наружная реклама, листовки) и хотя бы 20% продаж приходятся на телефонные звонки, стоит подключить коллтрекинг.

Кроме того, важно принимать во внимание специфику бизнеса. Например, тизерная реклама, как правило, используется для продвижения недорогих товаров и мотивации к импульсивным покупкам. Для B2B-бизнеса или сложных продуктов такая реклама скорее не подходит, потому что в этих случаях нужно больше информации об услуге и больше времени на принятие решения, больше коммуникации между потенциальным покупателем и компанией.

Совет эксперта

Илья Николаев
Практически все эффективные инструменты интернет-маркетинга можно использовать одновременно для разных целей бизнеса. Например, когда человек видит, что у компании живые соцсети, это вызывает доверие и в том числе мотивирует к покупке. При этом SMM работает и на удержание клиентов. Пользователь, купивший один товар и подписавшийся на аккаунт магазина в соцсети, может узнать там о других товарах и захотеть их приобрести.
Статью подготовили:
Илья Николаев
Invest Global, Тинькофф
Руководитель маркетинга
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Tue Jul 16 2024 19:50:04 GMT+0300 (Moscow Standard Time)