Для этого ему нужно:
● Понимать, как устроена каждая из социальных сетей: кто и как ею пользуется, каковы тренды и особенности.
● Уметь смотреть на рекламу с позиции пользователя: что его заинтересует? Какие у него «боли»? Что побудит его кликнуть по ссылке?
● Отслеживать кампании конкурентов.
● Быть аналитиком и стратегом: следить за показателями кампаний в рекламном кабинете, делать выводы о поведении людей и перенастраивать рекламу.
● Добиваться поставленных KPI: повышать конверсию сайта, узнаваемость бренда или лояльность клиентов.
Плюсы профессии:
● Можно работать удалённо.
● Доход от 25 до 350 тыс. рублей.
● Легко и быстро освоить профессию на базовом уровне за пару месяцев.
● Не нужно изучать технически сложные инструменты, покупать дорогой компьютер, оплачивать специальное ПО и сервисы.
● Есть куда развиваться. Можно расти горизонтально: изучить контекстную рекламу и стать трафик-менеджером. Можно — вертикально: до performance-маркетолога или главы отдела таргетированной рекламы.
Минусы профессии:
● Таргетолог-фрилансер конкурирует за клиента не только с коллегами, но и с digital-агентствами.
● Начинать часто приходится с мелких проектов на фрилансе, с небольшим и нестабильным доходом.
● Популярные площадки постоянно меняются, как и принципы их работы, а какие-то и вовсе становятся недоступны. Если вы специализируетесь на двух-трёх соцсетях, уже завтра ваши знания могут быть неактуальны.
Востребованность: на hh.ru около 550 вакансий, из них 10% для начинающих таргетологов, а 68% — для специалистов с опытом от 1 года.
Примеры вакансий для таргетологов с опытом от 1 до 3 лет. Источник
— Профессия таргетолога — это идеальный баланс: с одной стороны — постоянная работа с табличками и прочий data-driven-подход (принятие решений на основе данных. — ред.), с другой — есть место креативу и экспериментам. Ты никогда не знаешь на 100%, что именно «выстрелит», поэтому приходится подключать фантазию.
Это непросто: бывает, что уже всё попробовал, кончились идеи, а проект так и не достиг нужных показателей. Если вы к этому не готовы и хотите, чтобы ваши действия всегда приводили к предсказуемым результатам, таргетинг вам вряд ли подойдёт.
Плюсы профессии: самая простая профессия для самостоятельного обучения на дому — попробовать зарабатывать на текстах может грамотный человек, которому интересно писать. Ещё профессия востребованная: ни один проект не обходится без контента.
Минусы профессии: высокая конкуренция. Также копирайтинг — не творческая работа, если это не креативные тексты. Чтобы писать полезные тексты, нужно много искать и анализировать информацию.
— С одной стороны, копирайтинг действительно простая профессия для освоения, но есть нюансы: если не быть внимательным, дотошным и, главное, ответственным целиком за задачу, можно сидеть на биржах фриланса и получать за тексты копейки. А если хотите получать больше и развиваться в профессии, нужно не просто тексты писать, а снимать «головную боль» клиентов — это уже своего рода сервис, за который и платят больше.
Востребованность: на hh.ru сейчас больше 2000 вакансий. Также множество компаний ищут копирайтеров в телеграм-каналах.
Чем занимается: создаёт внешний вид и оформление вывески, упаковки, рекламных материалов и презентаций. Дизайнер выбирает цветовую гамму, форму, детали и шрифт, а затем организует так, чтобы донести до человека нужное сообщение и эмоцию.
Плюсы профессии:
● Созидательная часть — очень важная и вдохновляющая: результат труда всегда на виду, его можно «пощупать» и разглядеть.
● Можно работать удалённо — в качестве самостоятельного фрилансера, в штате крупного агентства или бренда.
● Проще находить клиентов через сарафанное радио, публикуя работы в соцсетях или на площадках вроде behance.
● Успешные дизайнеры могут зарабатывать более 200 тыс. рублей, работать с зарубежными компаниями онлайн. А ещё — вырасти до руководителя отдела дизайна или арт-директора. Можно расти и горизонтально, осваивая UI/UX- или веб-дизайн, 3D, иллюстрацию.
● Фрилансеры могут зарабатывать ещё и на продаже своих работ: постеров, полиграфии, мерча.
Минусы профессии:
● Первое время придётся работать на портфолио по минимальным расценкам.
● Результат работы дизайнера часто оценивают субъективно: нравится или нет, — а саму профессию не воспринимают всерьёз.
● Работать «по вдохновению» не получится: в каждом проекте есть жёсткие дедлайны и ТЗ, а в крупных компаниях — ещё и брендбуки, коммуникационные стратегии и другие правила. Из-за этого дизайнеры с большой нагрузкой часто «выгорают», не рассчитав свои силы.
● Просто хорошо рисовать и разбираться в композиции недостаточно. Нужно изучить графические редакторы и иллюстраторы, обзавестись хорошим монитором и регулярно оплачивать рабочие программы и сервисы.
Востребованность: на hh.ru сейчас ищут больше 3000 графических дизайнеров и специалистов из смежных областей. При этом графические дизайнеры — в числе лидеров по спросу наряду с UI/UX- и веб-дизайнерами, дизайнерами интерьера.
Чаще всего ищут дизайнеров с опытом работы от 1 до 3 лет — на них приходится 62% вакансий, а специалистов без опыта готовы нанять 12% работодателей
— Если вы часто ловите себя на том, что присматриваетесь к вывескам, тщательно разглядываете упаковку или барное меню, то это верный признак того, что графический дизайн вам будет интересен.
Конечно, людям с творческим мышлением в этой профессии будет проще. Но я также знаю успешных дизайнеров с аналитическим складом ума. Они отлично выстраивают композицию и подходят к делу как бы с позиции архитектора.
Дизайнер точно не должен быть интровертом: придётся много общаться с клиентами и менеджерами, собирать фидбек от пользователей и обсуждать правки.
Чем занимается: разрабатывает сайты. Веб-разработкой занимаются фронтенд- и бэкенд-разработчики. Фронтенд-специалист работает над видимой частью сайта: верстает, делает кнопки и слайдеры. Бэкенд-специалист занимается невидимой частью: благодаря ему сайт быстро грузится, поиск выдаёт нужную информацию, а в интернет-магазине рекомендуют подходящие товары.
Плюсы профессии:
● Это созидательная деятельность: с помощью кода можно заставить работать нужную кнопку или функцию, которых раньше не было.
● Результат труда видно сразу: если код написан верно — всё работает быстро и без ошибок, если с ошибками — то нет.
● Можно работать удалённо, в том числе в штате крупной зарубежной ИТ-компании, или релоцироваться при желании.
● Некоторые языки — такие, как Javascript, — используют очень широко: для сайтов, мобильных приложений, онлайн-сервисов. Поэтому, зная их, можно работать не только в веб-разработке, но и в мобильной.
● Огромный спрос — особенно на специалистов уровня мидл и сеньор.
● Высокие зарплаты: по данным «Хабр Карьеры», джуны в среднем получают 69 тыс. рублей, мидлы — 129 тыс. рублей, сеньоры — 367 тыс. рублей.
Средняя зарплата веб-разработчика составляет 128 тыс. рублей
● На обучение уйдёт 6–12 месяцев, но даже этого недостаточно. Нужно постоянно и активно развиваться: осваивать новые языки программирования и рабочие инструменты, отслеживать тренды профессии. Если не делать этого хотя бы полгода, ваши знания и навыки станут неактуальными.
● Нужно освоить один, а лучше несколько языков программирования.
● Сначала придётся работать на позиции джуниора — то есть младшего специалиста — или даже стажёра, с зарплатой в 30–50 тыс. рублей.
● Для работы нужен довольно мощный компьютер и специальные инструменты в рамках интегрированной среды разработки.
● Нужно быть очень усидчивым, постоянно напрягать зрение и концентрироваться на деталях.
Востребованность: веб-разработчик — одна из самых востребованных IT-профессий. Перейти в профессию можно из любой сферы, пример тому — вдохновляющая история студента Практикума.
На hh.ru более 1700 вакансий для фронтенд-разработчиков и больше 1900 — для бэкенд-специалистов.
— В 2011 году ООН признала интернет-доступ базовым и неотъемлемым правом человека. Разработчики — это те самые люди, которые создают интернет: придумывают сайты и онлайн-сервисы, помогают людям получать информацию и заказывать товары и услуги онлайн, упрощают множество повседневных вещей. Вы видите результат работы даже там, где это неочевидно: когда скачиваете электронную книгу или наблюдаете, как Илон Маск запускает ракету в космос.
При этом многие программисты живут с «синдромом самозванца»: чтобы оставаться в профессии, нужно постоянно учиться новому, иначе тебя обойдут другие. В этом плане здесь нет никакого «потолка».
Плюсы профессии:
● Рынок мобильной разработки растёт гораздо быстрее рынка десктопной: за год он вырос почти на 65%, а последний — только на 36%. При этом Android — самая популярная мобильная операционная система в мире: на ней работает более 70% мобильных устройств. Поэтому спрос на мобильных разработчиков — в особенности на Android — очень высок и будет только расти.
● Для работы достаточно знать два языка — Java и Kotlin (а иногда и один).
● Хорошая зарплата: по данным «Хабр Карьеры», джуниор-разработчики мобильных приложений получают в среднем 87 тыс. рублей, а сеньоры — 375 тыс. рублей.
● Можно работать удалённо онлайн и в одиночку, а можно устроиться в штат ИТ-компании, студии веб-разработки или любой другой компании, где есть собственные мобильные приложения. Релокация тоже возможна.
Минусы профессии:
● Чтобы обучиться этой интернет-профессии, нужно потратить от 6 до 12 месяцев.
● Помимо компьютера, понадобится смартфон на Android, чтобы запускать и тестировать приложения.
● Чтобы работать над крупными проектами или в штате ИТ-компаний, нужны хорошие навыки коммуникации — чтобы находить общий язык с проект- и продакт-менеджерами, бэкенд- и фронтенд-разработчиками, дизайнерами и тестировщиками.
● Чтобы перейти в другую область — например в веб- или iOS-разработку, — придётся учить новые языки программирования и заново проходить путь от джуниора до сеньора.
Востребованность: на «Хабре» есть более 500 предложений от работодателей, а на hh.ru ищут ещё около 300 Android-специалистов.
Плюсы профессии:
● Достаточно изучить два языка — Swift и Objective-C — или даже один из них. При этом Swift — это развивающийся опенсорсный язык: в его эволюцию могут вносить свой вклад все люди мира. Он написан на C — одном из самых развитых и высокопроизводительных языков программирования, который понятен даже школьникам 12–15 лет.
● Хорошая зарплата: по данным GetMatch, джуниор-разработчики iOS-приложений получают в среднем 100 тыс. рублей, а сеньоры — 330 тыс. рублей.
Минусы профессии:
● Для работы понадобятся смартфон на iOS и компьютер на macOS. Проблему отчасти можно решить с помощью виртуальной машины, которая имитирует работу macOS.
● Чтобы перейти в другую область — например в веб- или Android-разработку, — придётся учить новые языки программирования и заново проходить путь от джуниора до сеньора.
● Необходимо обладать не только профессиональными, но и «мягкими» навыками, такими как умение работать в команде, способности общаться с UI/UX-дизайнерами, менеджерами проектов.
● Зона ответственности здесь шире, чем в обычной разработке: продукты Apple должны быть идеально продуманы и дружелюбны, потому что именно за это их ценят пользователи. Поэтому нужно отчасти обладать навыками UI/UX-дизайна и смежных профессий.
Востребованность: на «Хабре» открыто более 500 вакансий, а на hh.ru — ещё около 200 предложений.
Плюсы профессии:
● Это интернет-профессия с быстрым обучением: её гораздо проще освоить самостоятельно, чем, к примеру, веб-разработку или аналитику.
● Через SMM легче всего зайти в digital-маркетинг, не владея специальными инструментами для веб-аналитики и медиапланирования. После этого вы сможете вырасти до главы SMM-направления, управлять digital- или интернет-маркетингом. А можно освоить профессию таргетолога или специалиста по контекстной рекламе.
● Для человека с эмпатией эта работа принесёт много удовольствия: можно каждый день обращаться к живым людям и получать от них реакцию в режиме онлайн.
● На первом этапе можно брать один или несколько проектов, работая удалённо и совмещая с основной работой или учёбой.
● Ваша работа всегда на виду, и вам есть что показать потенциальным клиентам. В том числе — показатели KPI: динамика прироста подписчиков, количество охватов, переходы по ссылкам из постов.
Минусы профессии:
● В небольших компаниях SMM-специалист часто берёт на себя задачи дизайнера, таргетолога и копирайтера, поэтому работы очень много. В крупных за всё это отвечают разные люди, приходится работать в тесном контакте с ними и добиваться, чтобы посты создавали и утверждали как можно быстрее.
● Негатива может быть гораздо больше, чем позитивных откликов: люди часто приходят в соцсети, потому что через другие каналы достучаться до компании не удалось.
● Проекты и задачи SMM-специалиста не имеют окончательного финала, когда можно подвести итоги и увидеть результат своих трудов. Иногда это может выматывать и приводить к выгоранию.
● Нужно не просто быть общительным, но ещё и обладать развитым эмоциональным интеллектом. Иначе не получится придумывать посты и активности, которые зацепят аудиторию за живое.
● SMM-менеджерам платят меньше, чем в маркетинге в целом. По данных «Хабр Карьеры», начинающие специалисты зарабатывают около 60 тыс. рублей в месяц и только на руководящих позициях можно рассчитывать на зарплату более 100 тыс. рублей.
Востребованность: на hh.ru сейчас более 2500 вакансий для SMM-специалистов. Однако и конкуренция тоже высокая: на каждую вакансию в среднем приходится по 25 резюме.
— Социальные сети — совсем не такие консервативные, как традиционный маркетинг, поэтому в SMM можно почувствовать себя немножко первооткрывателем. Это быстроразвивающийся канал, и ты можешь меняться вместе с ним.
Найти хорошего SMM-специалиста, который не только креативит, но и умеет работать с аналитикой, говорит на языке бизнеса, — очень непросто. Поэтому такие сотрудники всегда востребованы. Даже сейчас, когда число SMM-каналов сократилось, компании всё равно продолжат продавать через социальные сети. А значит, и хорошие SMM-менеджеры им по-прежнему нужны, хотя конкуренция, конечно, вырастет.
Чем занимается: собирает, обрабатывает и интерпретирует данные — например из систем аналитики, опросов покупателей, маркетинговых исследований. Благодаря анализу цифр и поведения пользователей можно сэкономить бюджет компании, увеличить продажи или время, проведённое в приложении. На основе данных можно понять, какую новую функцию на сайте или в приложении лучше ввести, а какую — нет, чтобы не потерять клиентов и не испортить репутацию.
Плюсы профессии:
● Возможность прямым образом влиять на развитие продукта и принятие ключевых решений для бизнеса. Каждое исследование, проверенная гипотеза или результаты A/B-тестирования могут задать новый вектор и направить в нужную сторону.
● Профессия аналитика находится на стыке разработки и бизнеса. С одной стороны, ты должен владеть технической базой для анализа данных, с другой — хорошо понимать ключевые бизнес-процессы. Поэтому из продуктового аналитика легко вырасти и в веб-разработчика, и в продакт-менеджера, и даже во владельца бизнеса.
● В аналитике есть место импровизации. Часто никакого однозначного решения нет, и ты даже не знаешь, что именно ищешь. Поэтому приходится применять творческий подход.
● Аналитики нужны всем бизнесам, которые хотят опираться на цифры, строить точные прогнозы и разрабатывать стратегии. Число вакансий для аналитиков данных на hh.ru выше, чем в любой другой ИТ-профессии: 17 тыс.
● Даже начинающие дата-аналитики зарабатывают более 100 тыс. рублей, а сеньоры — около 300 тыс. рублей.
● Главная проблема — некачественные данные, с кучей багов и неточностей. Приходится импровизировать: отбрасывать некачественные куски или достраивать закономерности.
● Нужно освоить технические инструменты для работы с анализом данных, построения графиков и моделей. В этом плане аналитик близок к профессиям дата-инженера или специалиста по Data Science. И этому не так быстро обучиться самостоятельно, нужно потратить минимум 6-12 месяцев и постоянно развивать свои навыки в процессе работы.
● Нужно уметь не только извлечь ценные выводы, но и донести их до других, чётко формулируя свои мысли. А главное — убедить команду, что это важно для бизнеса.
Востребованность: как выяснил «Коммерсант», в 2021 году число вакансий дата-аналитиков на hh.ru выросло на 54% по сравнению с 2020-м. С каждым годом количество данных растёт, поэтому аналитик — одна из самых востребованных IT-профессий.
— Аналитика можно описать одним словом — зануда. Ты должен быть предельно внимательным к мелочам и докапываться до сути. Нужно думать не только о том, как что-то посчитать, но и о том, что эта информация тебе даст. Самый частый вопрос, который аналитики задают продакт-менеджерам: «Какую задачу ты хочешь решить?» Часто оказывается, что для этого нужно совсем другое.
Плюсы профессии:
● При интенсивном обучении онлайн профессию можно освоить за три месяца.
● Можно выбрать, каким тестировщиком быть: ручным или автоматизатором.
● Есть элементы творчества: нужно проверить все возможные сценарии работы сервиса с точки зрения пользователя, даже самые невероятные.
● Навыки тестирования пригодятся веб- и мобильным разработчикам, продакт-менеджерам и дата-аналитикам. Это станет хорошим подспорьем, если решите сменить профессию.
● Тестировщики нужны любому бизнесу, который выпускает приложения или онлайн-сервисы. Каждую новую версию нужно обязательно тестировать, иначе негатив от пользователей разрушит всю репутацию компании.
● Порог вхождения в профессию ниже, чем у веб-разработчиков. На старте вам не нужно учить языки программирования и разбираться в том, как устроены приложения. При этом зарплаты почти сравнялись с зарплатами разработчиков: инженер по ручному тестированию может получать от 70 до 250 тыс. рублей в зависимости от грейда, а автоматизатор тестов — 100–360 тыс. рублей.
Минусы профессии:
● Рутинные и постоянно повторяющиеся задачи: нужны усидчивость и внимание к деталям.
● Поскольку освоить профессию онлайн легче, чем другие ИТ-специальности, а спрос с каждым годом растёт, конкуренция со стороны молодых специалистов тоже набирает обороты. Чтобы не проиграть в гонке, нужно постоянно учиться новому и следить за трендами.
● Нужны хорошие навыки коммуникации: чтобы не просто найти ошибку, но и донести её до команды, чтобы она точно поняла, что нужно исправить.
Востребованность: на hh.ru сейчас около 2 тыс. вакансий для тестировщиков.
— Ещё в начале нулевых никто не знал про тестировщиков: их функции выполняли сами разработчики. Сейчас тестирование — полноценный этап разработки и запуска приложений и сервисов.
Всё идёт к тому, чтобы автоматизировать самые простые и рутинные процессы, а вручную выполнять только сложные, высокоинтеллектуальные задачи. Это значит, что вырастет спрос на специалистов по автоматизированному тестированию, а ручным тестировщикам будет ещё интереснее работать. Кроме того, сейчас активно развиваются тестирование игр, кибербезопасности, умных устройств и виртуальной реальности.