Менеджмент  •  05 мая 2022  •  5 мин чтения

Как разговаривать с командой в сложные времена

Сейчас менеджерам часто приходится сообщать команде плохие новости, оптимизировать или увольнять, просить работать больше, а главное — помогать команде пережить стресс. Как поддержать сотрудников в трудные времена — рассказали наставники курса «Управление командой» от Яндекс Практикума.
Мы составили список вопросов и задали их профессионалам, которые давно управляют командами и пережили уже не один кризис.
Профессионалы:
  • Алеся Малкова, бизнес-консультант, операционный менеджер
  • Юлия Аравина, бизнес-коуч, ex-руководитель направления обучения и развития персонала, DINS
  • Елена Иванова, бизнес-коуч, консультант по корпоративной эффективности
  • Кирилл Протасов, старший менеджер проектов в Yandex Go
  • Анастасия Кузьминкова, менеджер по управлению талантами
Вопросы:
  • Как изменился запрос студентов на курсе «Управление командой»? О чем они спрашивали раньше, что интересует сейчас?
  • Как работать с эмоциональной стабильностью команды?
  • Нормально ли отпустить команду в небольшой отпуск во время неопределенности?
  • Есть ли какие-то конкретные механики поддержки сотрудников в кризис?
  • Как говорить с командой, если нужно сообщить плохие новости?

Как изменился запрос студентов на курсе «Управление командой»? О чем они спрашивали раньше, что интересует сейчас?

Алеся Малкова

Я выделяю три основных запроса студентов:

 1. Чем должен заниматься руководитель, что такое «управленческие задачи».
 2. Как сосредоточиться на управлении командой, а все остальное поручить сотрудникам.
 3. Как работать с командой.

Не могу сказать, что запрос изменился массово. Были пару недель в феврале 2022, когда студенты активно спрашивали, как поддержать себя и команду, но все довольно быстро вернулось.

Ситуация не у всех одинаковая — есть не только бизнесы, которые проживают кризис и волны увольнений, но и те, у которых увеличились заказы и «нет таких лопат», поэтому приходится быстро масштабироваться.

Думаю, запрос не сильно изменился еще потому, что наши студенты — линейные руководители, то есть те, кто управляет сотрудниками. А решения об увольнениях или масштабировании принимают менеджеры, которые управляют линейными руководителями. И у них там уже свой уровень ответственности и взаимоотношений.

Юлия Аравина

Самый частый вопрос сейчас — как помочь команде, когда впереди неизвестность, перестроить процессы и сократить горизонт планирования. Приходится справляться не только со своей тревогой, но и с командной.

Елена Иванова

В феврале был запрос, как объяснить команде то, что сейчас происходит, надо ли разговаривать с сотрудниками о ситуации, как их поддержать. Сейчас таких вопросов уже практически нет.

Анастасия Кузьминкова

На старте событий был основной вопрос: «Как говорить с командой о том, что происходит?» Также студентов волновало, как помочь команде справиться, как поддерживать сотрудников, не нарушая границ рабочих отношений. Перед руководителями вставал вопрос, как помочь себе и команде справиться с тревогой, чтобы работать на прежних мощностях.
Материал по теме:
7 книг, которые стоит прочитать будущему руководителю

Как работать с эмоциональной стабильностью команды?

Алеся Малкова

Прозрачная коммуникация — то, что нужно сейчас. Не на уровне «все хорошо» или «все плохо», а разворачиваем дальше: плохо — почему? Хорошо — почему?

Если сотруднику говорить, что все хорошо – у него возникнет резонный вопрос «насколько долго?». Лучше показывать максимально много цифр, или хотя бы динамику, например, на сколько процентов снижается выручка и что можно сделать для её стабилизации.

Юлия Аравина

Для начала нужно разобраться со своей тревогой, иначе она даже неосознанно будет транслироваться команде. Чтобы создать хотя бы какую-то определенность в своей жизни нужно заботиться о себе. Например, правильно питаться, соблюдать режим, меньше читать новости и больше заниматься привычной рутиной. Бессмысленно игнорировать эмоции людей — они в любом случае будут. Мы с командой, например, не обсуждаем новости в рабочих чатах, но у нас есть неформальные встречи, где мы можем поговорить. Рекомендую сессии в несколько шагов для команды:

1. Рассказывать о своих переживаниях, без оценок и критики.
2. Обсудить, на что мы можем опираться, что у нас есть хорошего прямо сейчас.
3. После этого можно попробовать заглянуть за краткосрочный или среднесрочный горизонт планирования — обсудить, что может ждать нас дальше.

Елена Иванова

Когда человек эмоционально не стабилен — он не может работать со стабильностью другого. Поэтому первое, что нужно сделать — привести в порядок свое эмоциональное состояние. Как это сделать:

1. Понять, что является причиной нестабильности. Есть два состояния: страх, когда с человеком объективно что-то происходит, и тревога — эмоциональная нестабильность. Нужно понять, что запускает состояние тревоги, например, мысли «меня уволят с работы», «мои деньги пропадут», «мне придется уволить команду».

2. Когда причина тревоги ясна, важно понять, насколько в силах человека ее устранить. Например, на закрытие направления в компании сотрудник не влияет и нет смысла тратить силы на перепроживание этой ситуации. Но можно принять решение о переходе в другую компанию. Важно поддерживать команду, больше хвалить, но за дело. Обратная связь всегда действует на сотрудников положительно: подчеркивает ценность их работы, задает направление развития, дает ощущение стабильности. А в период неопределенности дает поддержку, которая особенно нужна.

В условиях нестабильности человеку сложно мыслить стратегически, горизонт планирования лучше уменьшать. Будет полезно дробить большие задачи на несколько маленьких, чтобы сотрудники чаще завершали задачи и испытывали удовлетворение от этого.

Кирилл Протасов

У меня было два основных периода работы в сложные времена: в пандемию, когда у меня была своя команда в диджитал агентстве, и сейчас, когда я работаю в Яндексе. Между этими ситуациями прослеживается много параллелей.

Ни в коем случае нельзя глушить эмоции людей, обесценивать их переживания. Каждый проживает новости по-своему, нельзя говорить «соберись, работа важнее». Надо прислушиваться к команде и понимать, что каждый проживает ситуацию по-своему. Я считаю, что во время максимальной неопределенности здорово сказать: «Если кто-то сейчас не может работать — не работайте. Воспользуйтесь любой доступной помощью: договоритесь об оплачиваемых выходных, обратитесь к психотерапевту».

Понятно, что есть интересы бизнеса. Но если заставить сотрудников, которым сейчас тяжело работать, делать задачу — она будет сделана либо очень плохо, либо только частично, и бизнес все равно пострадает.

Анастасия Кузьминкова

Руководитель — это человек, раздающий «WI-FI спокойствия» своей команде. Именно поэтому в первую очередь нужно работать с собой. Честно отвечать в течение дня на вопросы: «Что я сейчас чувствую? Чем могу себе помочь? Какую помощь могу взять у окружающих?» Важно прийти в ресурсное состояние и справится с тревогой. А потом уже можно помогать команде.

Стоит говорить о том, что происходит, делиться новостями и планом компании по выходу из кризиса. Я за то, чтобы призывать к информационной гигиене во времена неопределенности. Не читать круглосуточно новости, потому что в них есть только градиент правды, который все равно не принесет удовлетворения, а только тревогу.

Важно сохранять привычные активности: планерки по понедельникам, дейлики, 1-1 по развитию. Когда кажется, что все вокруг рушится, именно ритуалы помогают сохранить ритм и успокоить команду. И пусть на пике кризиса это будет больше про поддержку, чем про задачи, но именно сейчас это и нужно команде.

Нормально ли отпустить команду в небольшой отпуск во время неопределенности?

Алеся Малкова

Все зависит от сотрудника: если есть угроза безопасности для себя или близких, то понятно, что человек вряд ли будет показывать в это время рабочие результаты. В таком случае лучше его отпустить, чтобы он завершил свои дела.

Я точно против обязательного отпуска. Как показывает общение с коллегами, клиентами и студентами, для многих работа — способ отвлечься. Особенно, если на работе здоровая атмосфера. Знаю кейсы, когда люди через пару дней сами выходили из отпуска.

Нужно общаться с сотрудниками, спрашивать об их состоянии. Даже если работодателю очень надо, чтобы человек был на рабочем месте, а он не готов — лучше дать ему время. Можно расспросить сотрудника, какая помощь ему нужна, и если есть нужные ресурсы или связи, обязательно помочь.

Юлия Аравина

Дать сотруднику отпуск, чтобы пережить тяжелые времена — ок, но только если ты понимаешь, что сотрудник устойчивый. Есть риски, что эмоционально неустойчивые люди за отпуск могут сделать много неприятного для себя.

Чтобы это мероприятие было максимально полезным и оправданным, важно проговорить с сотрудником цель этого отпуска и план действий. Например, ему нужно 3-4 дня, чтобы встретиться с психотерапевтом, побыть с семьей, решить новые финансовые, логистические вопросы. Если цели нет, то есть вероятность, что человек «зависнет» в том же самом негативном эмоциональном состоянии или ощутит еще большее одиночество.

Кирилл Протасов

Базово — отпустить точно нормально. Бывают важные задачи, которые больше никто, кроме сотрудника, не может сделать — тогда нужно помочь, изменить график, дать хотя бы один выходной.

Но нужно понимать, что причины отпуска бывают разные и помогает он не всем и не всегда. Есть частое заблуждение: вот у человека проблемы, сейчас мы его отпустим в отпуск и все решится. Нет. Все, как минимум, может остаться так же, или в отпуске человек даже закопается еще больше

Но если сотрудник сам просит отпуск и понимает, что ему надо уехать, решить бытовые вопросы — нужно, конечно, идти навстречу.

Анастасия Кузьминкова

Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Когда сотрудник хочет уйти в отпуск в ситуации неопределенности, здорово поговорить с ним и понять, какую он ставит себе цель, какие у него переживания, насколько сильно это влияет на работу. И тут важно разделить его чувства, но вернуть в конструктивное русло: проговорить риски и возможности.

Думаю, в некоторых ситуациях отпуск может быть выходом, но к нему стоит относиться как к лекарству, которое назначено доктором по показаниям, и принимать его нужно в правильных дозах.

Есть ли какие-то конкретные механики поддержки сотрудников в кризис?

Алеся Малкова

Быть предельно откровенным, спрашивать, в чем нужна помощь. Приглашать спикеров, которые выступят перед командой и расскажут о методах поддержки себя в тяжелой ситуации. Так команда получит набор инструментов, и каждый сможет что-то выбрать для себя. Есть люди, которые не придут за помощью, но дома наедине с собой воспользуются советами.

Социализация и коммуникация важны сейчас как никогда: устраивать встречи или созвоны, общаться на отвлеченные темы. Это поддерживает, дает понимание, что жизнь продолжается, помогает не замереть в шоковом состоянии.

Юлия Аравина

Когда много противоречивой информации и мало адекватной, важно максимально информировать команду о том, что происходит в компании, чтобы у людей не было информационного вакуума.

Лучше и безопаснее, когда сотрудники узнают новости от руководителя напрямую, а не по сарафанному радио, или из новостных каналов.

Елена Иванова

Давать больше положительной обратной связи. Дробить задачи на маленькие, с короткими сроками. Так эффективность будет выше и сотруднику легче не «залипнуть» на задаче.

Кирилл Протасов

Разговаривать с сотрудниками, предлагать помощь. Когда я был руководителем агентства, я со всей своей командой провел разговоры 1-1, не по задачам, не «что там у тебя в бэклоге?», а «как ты?».

Ни в коем случае нельзя брать на себя роль психотерапевта. Если есть возможность — надо приглашать профессионалов, оплачивать или давать скидку на их услуги.

Нужно максимально прозрачно рассказывать сотрудникам, что происходит, меняется, с какими проблемами сталкивается компания и как их решает, что меняется. Это не равно убеждать, что все будет хорошо — сотрудники прекрасно понимают, что никто не может гарантировать, что все наладится, или наоборот. Можно говорить честно — мы не понимаем, что происходит, но делаем все возможное, чтобы держать ситуацию под контролем, максимально адаптируемся.

В условиях неопределенности долгосрочное планирование не работает, а спринты нормально сократить до недели или нескольких дней.

Анастасия Кузьминкова

Поддержкой будет возможность успокоиться, не останавливая работу. Например, можно официально разрешить не добиваться идеального результата на каждом этапе работы.

Больше разговаривать на отвлеченные темы — делиться воспоминаниями из детства, например, или провести выходные за просмотром любимых фильмов, а потом обменяться впечатлениями в понедельник.

Здорово помогает начинать рабочие встречи с просьбы поделиться лайфхаками — как ребята в команде справляются с текущей ситуацией.

Как говорить с командой, если нужно сообщить плохие новости?

Алеся Малкова

Важно с самого начала показывать, при каких условиях придётся сократить фонд оплаты труда или оптимизировать команду.

Мы со студентами на курсе «Управление командой» обсуждали, как можно выстроить эти процессы. Например, спроектировать отдельный дашборд для сотрудников, где можно увидеть динамику бизнес-показателей. Например, сотрудник знает, что при снижении выручки на 20% придется уволить 10 человек, и он видит, как выручка меняется, насколько близко сокращение.

Здесь важно не останавливаться на обсуждении показателей, а продолжить диалог, запуская полезное действие со стороны команды. Стоит обсудить, что может сделать каждый сотрудник прямо сейчас, чтобы повлиять на ситуацию в бизнесе. Это может быть работа с дебиторкой или договорённости по отсрочке платежей, поиск альтернативных путей получения прибыли.

Если есть риск, что человека придется сократить, я считаю, что лучше ему об этом сразу сказать. Так он успеет обновить резюме, изучить рынок. Мне кажется, в ситуации сокращения это тот минимум, который может дать работодатель — время, чтобы подготовиться.

Юлия Аравина

Ко встречам, связанным с сокращениями, нужно тщательно готовиться. Высший пилотаж - провести эти встречи так, чтобы максимально по-хорошему расстаться с людьми Увольнения в такой ситуации не всегда зависят от результативности сотрудников, это важно понимать и доносить им.

Готовясь ко встрече, важно продумать ответы на самые частые вопросы сотрудников, а если ответа нет — быть готовым говорить об этом честно. Продумать наилучший и наихудший варианты развития событий — это поможет вести разговор увереннее и быть готовым к резким поворотам.

Руководителю важно подумать, какие есть еще варианты — отправить человека в неоплачиваемый отпуск, или, может быть, заключить договор ГПХ и работать с частичной занятостью.

Елена Иванова

В первую очередь — говорить открыто. Называть причины, например, ситуация на рынке изменилась, продукт сейчас не востребован и есть потребность оптимизировать функции или снизить нагрузку на сотрудников. Важно обсудить с сотрудником, какие варианты он видит и что считает приемлемым для себя в этой ситуации — неполная занятость, смена мотивации, или что-то еще.

Если не удается сохранить персонал и компания вынуждена оптимизировать команду, главное — соблюсти официальную процедуру. Если она соблюдена, то обычно отношения удается сохранить. Руководитель может написать рекомендации, помочь найти новое место, чтобы сотрудник не чувствовал, что его просто бросили.

Кирилл Протасов

Я с командой составлял несколько антикризисных сценариев, и мы все понимали, при каком развитии событий мы попрощаемся с определенным количеством человек, а скольких переведем на частичную занятость. Ключевым сотрудникам за день до общей встречи я написал письмо, где честно описал ситуацию и сказал, что с ними мы бы хотели быть до конца.

На общекомандной встрече я рассказал об обстановке, аргументировал, почему именно такое решение и сейчас. Показал график выручки, график продаж и затраты на оплату труда — или мы сейчас начинаем тратить резервы, или оптимизируемся.

Нужно открыто отвечать на вопросы людей, не увиливать. Рассказывать столько, сколько возможно, не бояться, что сам чего-то не понимаешь и не знаешь. Как только люди понимают, что их слышат, им становится спокойнее.

Не устаю повторять «честность и открытость решает многие человеческие проблемы». Надо помогать, если можешь помочь, относиться по-человечески, люди на это отлично реагируют и запоминают. Лучше всего сотрудники запоминают, как руководители ведут себя в кризис.

Анастасия Кузьминкова

В первую очередь на открытых встречах важно проговаривать общий антикризисный план компании, говорить о направлении, в котором движемся. Например, сокращаем «плюшки», чтобы сохранить людей или замораживаем найм, чтобы обеспечить зарплаты сотрудникам. Если компания существует давно — полезно приводить примеры кризисов, напоминать, что они заканчиваются.

Что делать, если увольнения не избежать? С этим человеком важно лично поговорить, поблагодарить, объяснить, почему так случилось, выплатить неустойку, обсудить, чем ещё компания может ему помочь. Обязательно рассказывать об увольнениях команде — нельзя уволить одного или нескольких человек и сделать вид, что ничего не случилось. Очень помогает здесь говорить о своих чувствах, но при этом давать ориентир на будущее. Анонсировать краткосрочные планы руководства, открыто обсуждать вопросы команды.

Курс «Управление командой» построен не на сухой «теории менеджмента», а на реальных болях и потребностях молодых руководителей, которые могут оказаться в профессиональном одиночестве: руководство и стейкхолдеры требуют результатов, а команда хочет видеть лидера сильным и могучим. Если возникают проблемы, сложно найти того, с кем можно это обсудить. На курсе будет комьюнити из молодых руководителей, которые, как никто, понимают боли друг друга.

А еще на курсе можно встретиться с наставниками из этой статьи, задать вопросы и настроить обучение под себя. Помимо лекций и теории будет практика и воркшопы, на которых можно подготовиться к командным или 1-1 встречам с сотрудниками.

Статью подготовили:

Редакция Практикума

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Jul 16 2024 20:07:51 GMT+0300 (Moscow Standard Time)