Маркетинг • 05 июля 2024 • 5 мин чтения

Как продавать на Яндекс Маркете: гайд для новичка

Рассказываем, в чём преимущество этого маркетплейса и чем он отличается от других площадок. А ещё публикуем пошаговую инструкцию для тех, кто хочет начать работу с Маркетом.

Плюсы и минусы маркетплейса

Яндекс Маркет — один из крупнейших российских маркетплейсов. По данным Data Insight, он находится на третьем месте по объёму онлайн-продаж после Wildberries и Ozon. Вот какие плюсы и минусы есть у Маркета:

Плюсы

Доверие аудитории. Маркетплейс относится к экосистеме Яндекс, в которой есть много других популярных сервисов: Такси, Лавка, Еда, Доставка.

Слабая конкуренция. На Яндекс Маркете ещё нет такого количества продавцов, как на других маркетплейсах.

Доставка до двери. У Маркета есть своя курьерская служба, которая может передать товар клиенту прямо в руки.

Доступен для разных категорий предпринимателей. На Яндекс Маркете
могут продавать самозанятые, ИП и ООО.

Аналитика. Можно отследить, сколько человек посмотрели карточку товара и как долго изучали её, сколько покупателей добавили товар в корзину.

Привилегии для новых продавцов. Можно получить 10 000 ₽ на платное продвижение.

Минусы

Меньше покупателей. Аудитория Яндекс Маркета уже, чем на других площадках.

Мало ПВЗ. По сравнению с другими маркетплейсами, у Маркета меньше пунктов выдачи заказов — особенно в регионах.

Меньше складов. Из-за этого могут быть проблемы с отгрузкой товара.

Высокие комиссии за размещение. В некоторых категориях они достигают 22,5%.

Сложнее продвигать карточку. Продавец не создаёт свою карточку товара, а прикрепляется к стандартной, уже существующей на площадке. То есть нельзя поэкспериментировать с инфографикой, дизайном, описанием.

Альберт Ракипов, Top seller Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет
Основной плюс в том, что у площадки большой потенциал — она активно развивается, привлекает покупателей. Да, сейчас маркетплейс по аудитории уступает WB и Ozon. Но покупатели Маркета более платёжеспособные, в отличие, например, от Wildberries.

Научиться запускать продажи и управлять существующими бизнесами на Яндекс Маркете и других площадках можно на курсе «Менеджер маркетплейсов». Студенты узнают, как искать прибыльную нишу, считать юнит-экономику, создавать продающие карточки товаров и поднимать их в выдаче. Можно начать работать уже через 2–3 месяца после обучения.

Что можно продавать на Яндекс Маркете

На Яндекс Маркете можно продавать практически всё: от резинок для волос до компьютеров и сноубордов. Вот какие, например, категории товаров есть на маркетплейсе:

● Ювелирные украшения
● Бытовая техника
● Бытовая химия
● Зоотовары
● Книги
● Мебель
● Одежда и обувь
● Электроника

На Маркете можно найти всё для обустройства дома или квартиры

Есть и категории, которые нельзя продавать на Яндекс Маркете: например, алкоголь, табачные изделия, оружие. Также маркетплейс устанавливает ограничения для некоторых видов товаров. Вот несколько примеров:


Товар


Ограничение

Товары для детей
Чтобы продавать их на Яндекс Маркете, селлеру необходимо загрузить документы от производителя — например, свидетельство о государственной регистрации.
Одежда, обувь и аксессуары
Важно указывать обязательные параметры товаров — цвет, размер, бренд.
Парфюмерия и косметика
На Яндекс Маркете нельзя продавать пробники и тестеры.
Средства для розжига
По правилам площадки покупателями таких товаров — например, зажигалок, могут быть только люди от 18 лет.
Автомобильные шины
Здесь есть ограничения по хранению — нельзя оставлять их на складах маркетплейса.
Альберт Ракипов
На разных маркетплейсах лучше продаются определённые категории товаров. Так сложилось, что Wildberries — это про фэшн, потому что изначально площадка была для женской и детской одежды. А Яндекс Маркет отличается тем, что на нём лучше продаются дорогостоящие товары — телефоны, компьютеры, бытовая техника, например. Кроме того, отлично продаются все элементы умного дома от колонок до телевизоров — благодаря популярности других сервисов Яндекса.

Отличия от других площадок

Каждый маркетплейс имеет свою специфику и правила для продавцов. Выбрали две популярные площадки — Ozon и Wildberries — и сравнили их с Яндекс Маркетом.

Альберт Ракипов
Отличие Яндекс Маркета от других маркетплейсов — хорошая техподдержка, которая быстро отвечает. Ещё одно преимущество — экспресс-доставка. Покупатель знает: если ему необходимо купить что-то быстро, за несколько часов, он может воспользоваться Маркетом.

Модели работы для продавцов на Маркете

Яндекс Маркет берёт на себя работу с товарами и заказами — полностью или частично. Что именно он будет делать — решает продавец, когда выбирает модель сотрудничества с маркетплейсом. Всего их четыре:

1. FBY — Fulfillment by Yandex. Хранение и доставка товаров — на стороне Маркета. Продавец должен регулярно проверять наличие товаров на складах. Модель FBY недоступна самозанятым.

2. FBS — Fulfilment by seller. Маркет отвечает только за доставку. Хранение, сбор, упаковка товаров — на стороне продавца.

3. Экспресс. Это доставка за 1–2 часа. Курьеры приезжают прямо к складу или точке продаж, забирают упакованные заказы и доставляют их покупателям. Задача продавца — обрабатывать новые заказы, как только они поступают, чтобы доставка была быстрой.

4. DBS — Delivery by seller. Всё делает продавец: хранит, собирает и привозит товары покупателю.

Альберт Ракипов
Рекомендую новичкам начать продавать на Яндекс Маркете с модели DBS, посмотреть и изучить на практике, как будет идти торговля. А после роста продаж тестировать модель FBS.

При подключении к Маркету продавец должен выбрать, по какой модели с ним работать

Комиссии и тарифы

За размещение товаров на витрине Яндекс Маркет берёт комиссию с продавца. Её размер зависит от категории товара и от модели, по которой продавец сотрудничает с маркетплейсом. Например:

● Автомобильные инструменты — от 16 до 19%
● Техника для дома — от 8,5 до 9,5%
● Садовый декор — 18%
● Книги — 21%, аудиокниги — 6%
● Детская одежда для девочек — от 19,5 до 22,5%
● Мягкая мебель для дома — от 9,5 до 13,5%
● Косметика — от 17 до 20%

Оплата комиссии происходит автоматически — по взаимозачету: Маркет удерживает сумму из платежей покупателей.

Ещё на Маркете есть комиссии за приём и перевод платежей покупателей. За то, что маркетплейс принимает деньги, — 12 копеек за каждый артикул в заказе. А комиссия за перечисление денег продавцам зависит от частоты выплат и рассчитывается от цены товара — от 1,3 до 2,7%.

Кроме комиссий нужно оплачивать и тарифы модели, по которой продавец сотрудничает с Маркетом:


Тариф на доставку зависит от габарита товара. Для небольших — 5,5% от цены, для товаров больше 25 кг — 500 ₽ за единицу.

Хранение на складе, если товары продаются дольше чем 90 дней, — 0,1 ₽ за литр для Московской области и 0,05 ₽ за литр для остальных регионов.

Приём излишков — 150 ₽ за товар.

Утилизация — от 35 до 380 ₽ в зависимости от габарита.

Тариф за обработку заказа зависит от способа отгрузки: в сортцентрах, ПВЗ или со склада курьеру. Стоимость — от 10 ₽.

Стоимость доставки покупателю зависит от габарита. Для небольших — 5,5% от цены, для товаров больше 25 кг — 450 ₽ за единицу.

Стоимость доставки: для небольших — 5,5% от цены, для товаров больше 25 кг — 700 ₽ за единицу.

За опоздание и отмену заказа по вине продавца тоже придётся заплатить — от 10 до 100% от стоимости размещения товара.

Если покупатель не выкупил или вернул заказ в ПВЗ Маркета, нужно оплатить обработку отправления — 50 ₽ — и его доставку обратно — от 15 до 3500 ₽ в зависимости от массы товара.

За опоздание и отмену заказа по вине продавца — от 10 до 100% от стоимости размещения товара.

Как начать работу на Яндекс Маркете

Подготовили пошаговую инструкцию для тех продавцов, кто собирается торговать на Яндекс Маркете.

1. Выбрать форму регистрации бизнеса. Можно работать как ООО, ИП или самозанятый.
2. Зарегистрировать магазин на Маркете и указать его название. Для этого нужен аккаунт Яндекс ID.
3. Указать город, в котором хранятся товары. Это должен быть город основного склада. Позже можно будет создать магазины для других складов.
4. Указать количество товаров и категорию. Например, садовая мебель — столы.
5. Заключить договор. Для этого селлеру нужно отправить заявление.
6. Загрузить каталог товаров. Файлом, вручную или по API.
7. Выбрать модель работы. Их четыре: FBY, FBS, Экспресс и DBS.
8. Подготовить товары к продаже. Для этого нужно загрузить документы на товары, настроить карточки. Затем Маркет всё проверит — это займёт максимум один день, обычно меньше — 6–8 часов.
9. Настроить возвраты. В большинстве случаев Маркет заполнит данные автоматически.

Эксперты Маркета снимают полезные видео для продавцов. Например, менеджер продуктового обучения Ольга Караим рассказывает, как запустить с нуля бизнес на площадке. Источник: Яндекс Маркет для продавцов

Совет эксперта

Альберт Ракипов
Яндекс Маркет — это часть большой экосистемы, и в этом его огромный плюс. Он может привлекать пользователей через другие сервисы. Кроме того, на Маркете сейчас небольшая конкуренция — это отличная возможность занять свою нишу там. При этом, если продавец хочет развивать свой магазин, бренд, увеличивать продажи, нужно размещаться на всех крупных маркетплейсах. Ведь кому-то из покупателей удобнее выбрать Маркет, а кому-то — Ozon или Wildberries.
Статью подготовили:
Альберт Ракипов
Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет
Top seller
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Oct 07 2024 13:55:46 GMT+0300 (Moscow Standard Time)