Как обновить платформу 1С 8.3: инструкция по шагам
Как обновить платформу 1С 8.3: инструкция по шагам
Расскажем, как поддерживать систему в актуальном состоянии и не подвести при этом компанию и клиентов.
Регулярное обновление платформы 1С 8.3 продиктовано несколькими важными причинами:
● Новые функциональные возможности. Разработчики постоянно совершенствуют платформу, добавляя новые инструменты для пользователей и разработчиков, улучшают интерфейс, расширяют возможности интеграции с другими системами и сервисами.
● Повышение производительности и стабильности. Новые релизы часто включают оптимизацию работы с большими объёмами данных, ускоряют выполнение типовых операций, исправляют ошибки предыдущих версий.
● Безопасность. Обновления включают исправления, закрывающие «дыры» в безопасности, что очень важно для защиты коммерческих данных.
● Соответствие законодательству. Иногда изменения в законах требуют доработок на уровне платформы, например поддержки новых форматов электронных документов и новых криптографических алгоритмов.
● Совместимость. Новые версии конфигураций (например, «Бухгалтерия предприятия», «Зарплата и управление персоналом») могут требовать для своей работы определённую минимальную версию платформы. Если не обновляться регулярно, то со временем больше не получится пользоваться новыми конфигурациями.
Пренебрежение обновлениями накапливает «технический долг», что позже существенно затруднит переход на новые версии и повысит риски сбоев.
Обновление конфигураций и приложений создаёт постоянную необходимость в разработчиках. На курсе «1С-разработчик» можно научиться созданию форм, настройке бухгалтерского учёта, интеграции в сеть и другим техникам одного из самых популярных языков программирования в России, которые требуются от современных специалистов.
Качественная подготовка — залог успешного и безболезненного обновления. Этот этап включает несколько обязательных шагов:
● Резервное копирование. Это самый критически важный шаг. Перед любыми манипуляциями с системой необходимо создать полную резервную копию всех информационных баз данных. Для файловых баз это копирование файла 1Cv8.1CD. Для клиент-серверных баз — создание бэкапа средствами СУБД (SQL Server, PostgreSQL и т. д.). Также рекомендуется сохранить копии конфигурационных файлов сервера 1С, если используется клиент-серверный вариант.
● Анализ совместимости. Стоит убедиться, что выбранная для установки версия платформы совместима с используемыми конфигурациями. Информация о требованиях к платформе обычно содержится в описании релиза конфигурации. Также нужно проверить совместимость новой версии платформы с операционной системой сервера и клиентских машин.
● Планирование времени. Обновление платформы требует остановки работы пользователей с базами данных. Необходимо выбрать время с минимальной нагрузкой на систему, например вечер или выходной день, и заранее оповестить всех сотрудников о планируемых технических работах и их продолжительности.
● Подготовка дистрибутива. Следует заранее скачать необходимый дистрибутив платформы с официального ресурса (портал 1С:ИТС — portal.1c.ru) или получить его от обслуживающего партнёра. Важно выбрать правильную версию (32 бита или 64 бита) и тип дистрибутива (полный или только клиентская часть/серверная часть, если требуется).
● Тестовая среда. В идеальном варианте, особенно для крупных или сильно модифицированных систем, обновление сначала проводится на тестовом контуре — копии рабочей системы, развёрнутой на отдельном оборудовании или виртуальной машине, что позволит проверить весь процесс и выявить возможные проблемы без риска для основной системы.
Сам процесс обновления технологической платформы относительно прост, но требует внимательности. Последовательность действий зависит от архитектуры системы:
Режимы работы 1С
● Файловый вариант работы:
1. Убедиться, что все пользователи вышли из информационных баз, расположенных на обновляемом компьютере.
2. Запустить скачанный установочный файл (setup.exe).
3. Следуя инструкциям мастера установки, выбрать компоненты для установки (обычно это «1С:Предприятие», «Интерфейсы на разных языках»).
4. Дождаться завершения установки. Новая версия платформы будет установлена параллельно со старой (-ыми). При запуске ярлыка «1С:Предприятие» будет предложено при необходимости выполнить конвертацию информационной базы для работы с новой версией платформы. Необходимо согласиться и дождаться окончания процесса.
● Клиент-серверный вариант работы:
1. Обновление сервера 1С:
■ Остановить службу «Агент сервера 1С:Предприятия».
■ Запустить установочный файл (setup.exe) на сервере.
■ Выбрать компоненты для установки, обязательно включив «Сервер 1С:Предприятия» и «Администрирование сервера 1С:Предприятия».
■ Дождаться завершения установки.
■ Запустить службу «Агент сервера 1С:Предприятия».
2. Обновление клиентских приложений:
■ На всех клиентских компьютерах, с которых пользователи подключаются к серверу 1С, необходимо обновить клиентскую часть платформы. Процесс аналогичен обновлению для файлового варианта: запустить setup.exe и установить компонент «1С:Предприятие — Тонкий клиент» или «1С:Предприятие» (толстый клиент) в зависимости от используемого типа подключения.
■ Важно, чтобы версии платформы на сервере и на клиентских машинах совпадали или были совместимы. Обычно допускается использование более новой версии клиента с немного более старой версией сервера в рамках одного технологического релиза, но лучшей практикой является использование идентичных версий.
После установки новой версии платформы и первого запуска информационной базы может потребоваться некоторое время на конвертацию внутренних данных базы под новый формат.
Важно понимать разницу: обновление платформы — это обновление исполняемых файлов самой системы «1С:Предприятие», а обновление конфигурации — это обновление прикладного решения (например, «Бухгалтерии», «УТ», «ЗУП»), работающего на этой платформе. Эти процессы часто выполняются независимо, хотя и связаны требованиями совместимости.
Взаимосвязь компонентов 1С
● Типовые конфигурации. Если конфигурация находится на официальной поддержке и не изменялась, обновление выполняется в режиме «Конфигуратор». Необходимо зайти в базу данных под пользователем с полными правами, выбрать меню «Конфигурация» -> «Поддержка» -> «Обновить конфигурацию». Далее система предложит выбрать файл обновления (.cfu) и выполнит сравнение и объединение конфигураций автоматически. Перед этим шагом создание резервной копии также обязательно!
● Изменённые (нетиповые) конфигурации. Если в конфигурацию вносились доработки, процесс обновления значительно усложняется. Автоматическое обновление невозможно. Нужно сравнить и объединить старую изменённую конфигурацию, новую типовую конфигурацию и старую типовую конфигурацию.
Обновления конфигураций также скачиваются с портала 1С:ИТС или предоставляются партнёрами.
После завершения обновления платформы нужно тщательно проверить работоспособность системы.
● Запуск системы. Убедиться, что информационные базы запускаются в пользовательском режиме на новой версии платформы без ошибок.
● Ключевые операции. Проверить выполнение основных бизнес-процессов: создание и проведение типовых документов (поступление, реализация, платёжные поручения и т. д.), формирование критически важных отчётов (ОСВ, анализ счёта, управленческие отчёты).
● Специфический функционал. Если в системе используются обмены данными, внешние печатные формы, обработки, кастомные доработки — проверить их корректную работу на новой платформе.
● Права доступа. Убедиться, что права пользователей не изменились и доступ к данным соответствует настроенным ролям.
● Печать. Проверить корректность формирования и вывода на печать основных документов и отчётов.
● Привлечение пользователей. Рекомендуется подключить к тестированию ключевых пользователей из разных отделов, чтобы они проверили свои участки работы.
Несмотря на подготовку, в процессе обновления могут возникнуть сложности.
● Ошибка при конвертации базы. Иногда при первом запуске после обновления платформы процесс конвертации завершается ошибкой.
Решение. Восстановиться из резервной копии. Проверить целостность базы данных можно с помощью утилиты chdbfl.exe (для файловых баз) или средствами СУБД.
● Снижение производительности. Новая версия платформы может по-другому работать с ресурсами. Если наблюдается замедление работы, следует проверить настройки сервера 1С, СУБД, обновить статистику в SQL (для клиент-сервера), проанализировать узкие места с помощью технологического журнала.
● Несовместимость с оборудованием. Редко, но возможно, что новая версия платформы некорректно работает с торговым оборудованием (сканеры штрихкодов, фискальные регистраторы).
Решение. Проверить наличие обновлённых драйверов для оборудования, совместимых с новой версией платформы.
● Ошибки в доработках. Если конфигурация нетиповая, после обновления платформы могут перестать работать некоторые доработки из-за изменений во внутреннем устройстве платформы.
Решение. Адаптация кода доработок под новую версию платформы силами программистов 1С.
● Ошибки при обновлении конфигурации. Проблемы могут возникнуть и на этапе обновления самой конфигурации (особенно нетиповой).
Решение. Анализ сообщений об ошибках, тщательное сравнение и объединение конфигураций, при необходимости — обращение к специалистам.
Общий совет: при возникновении любых критических проблем, мешающих работе, первым шагом должно быть восстановление системы из резервной копии, созданной на этапе подготовки, а затем уже можно спокойно анализировать причину сбоя.
Читать также: