Корпоративное обучение

Как организовать обучение сотрудников

Подробно об организации обучения персонала организации. Когда и кому необходимо проводить обучение, какие цели оно преследует? Возможные виды, методы и технологии корпоративного обучения и оценка эффективности учебного процесса.

Как организовать обучение сотрудников

По данным исследований, 94% сотрудников готовы дольше проработать в компании, которая вкладывается в их обучение и развитие. Инвестиции в профессиональный рост кадров помогут любой организации улучшить свои бизнес-показатели.

Рассказываем, когда нужно обучать сотрудников, какие методы и формы обучения персонала существуют и как отследить его эффективность.

Когда и зачем необходимо проводить обучение сотрудников?

Конечно, профессиональное обучение персонала — это почти всегда хорошая идея, но есть несколько факторов, которые указывают на его острую необходимость.
Об организации корпоративного обучения стоит задуматься, когда вы обнаружили, что сотрудники столкнулись с эмоциональным выгоранием, потому что не справляются со всеми задачами. Например, вы недавно повысили нескольких человек, но в ходе работы они обнаружили, что им не хватает навыков управления и планирования. Это приводит к повышенному стрессу, невозможности выполнить задачи в нужные сроки и, как следствие, к эмоциональному выгоранию. Для таких новых топ-менеджеров профессиональное обучение может стать настоящим спасением.
Второй случай: предположим, вы открываете в компании новый отдел или запускаете новый продукт и не хотите нанимать людей извне. Вместо этого можно обучить тех, кто давно работает в компании, необходимым навыкам. Так вы будете уверены, что ваши сотрудники добьются высоких результатов и выведут компанию на лучший уровень.
Или же вас просто перестали удовлетворять результаты работы одного или нескольких специалистов. Не спешите всех увольнять: поговорите с сотрудниками. Вполне возможно, что им просто не хватает навыков и компетенций, чтобы справляться с работой на нужном уровне.
Еще одна причина может быть связана с внешним фактором: вы замечаете, что конкуренты стали вас опережать и ваши бизнес-показатели, раньше превосходившие других игроков, теперь сильно уступают им. В таком случае может оказаться, что сотрудники конкурентов знают о последних трендах индустрии, а ваш персонал — нет.
Решить эту проблему также могут курсы повышения квалификации. Новые навыки и знания сотрудников станут неоспоримым преимуществом перед конкурентами.

Цели корпоративного обучения

Перед тем, как организовывать учебный процесс, очень важно определить внутри компании, какую бизнес-задачу должно решить обучение. Проанализируйте продажи, удовлетворенность и количество клиентов, сравните свои показатели с данными конкурентов. Это поможет определить как слабые места бизнеса, так и точки роста. Затем сформулируйте цель, которой сотрудники должны достигнуть в результате обучения: повышение продаж или качества услуг, запуск нового для компании направления или продукта, увеличение числа клиентов и т. п. Цели также могут быть связаны с улучшением корпоративной культуры: например, адаптацией новых сотрудников или устранением конфликтов в коллективе.
После постановки цели важно определить, кто и как будет оценивать результаты корпоративного обучения. Это сильно упростит вам жизнь, когда вы захотите измерить эффективность после окончания курса. О том, как это сделать, расскажем подробнее в конце этой статьи.

Виды обучения персонала

Профессиональное обучение может проходить как в группах, так и индивидуально. Все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите и сколько сотрудников хотите обучить. Индивидуальное обучение подойдет, если вы хотите повысить (или уже повысили) до должности топ-менеджера какого-то конкретного специалиста, либо если штат в компании небольшой, потребности у сотрудников разные, а оплачивать групповое обучение дорого.

Методики и технологии обучения

Формы корпоративного обучения делятся на очные и дистанционные. При этом современные онлайн-школы часто практикуют гибридные (смешанные) технологии обучения.
Очные методы обучения сотрудников организации выделяют следующие:
1. Лекции. Напоминают те самые лекции в университете, которые читали преподаватели с кафедры перед большой аудиторией. Главный минус такого метода в том, что лектор минимально взаимодействует с аудиторией и не получает обратной связи. То, насколько внимательно ученики будут слушать выступающего, во многом зависит от его харизмы и умения интересно подать материал. Студенты находятся в роли пассивных слушателей и часто просто записывают конспекты, не анализируя информацию и плохо запоминая ее.
2. Семинары. Еще один метод, пришедший из университетов. В отличие от лекций, студенты могут общаться с преподавателем, высказывать свое мнение и участвовать в дискуссиях. Опытный преподаватель может превратить семинар в мозговой штурм, анализ кейсов или бизнес-игру.
3. Тренинги. Формат, близкий к семинарам, но нацеленный на практику. Например, если на семинаре студенты обсуждали, как лучше всего общаться с клиентами, то на тренинге нужно будет позвонить реальному человеку. Благодаря таким занятиям сотрудники не только улучшат профессиональные навыки, но и получат положительные эмоции.
4. Наставничество. Этот метод заключается в том, что один сотрудник делится своим опытом с другим. Как правило, в роли наставника выступает квалифицированный топ-менеджер, который давно работает в компании. А его подопечным может стать новый сотрудник. Наставничество помогает сократить период адаптации, усилить HR-бренд и укрепить корпоративную культуру. Сотрудник при этом получит практические знания, которые помогут ему с первых дней работы демонстрировать хорошие результаты. Минус этого метода только в том, что в период наставничества топ-менеджер будет уделять меньше времени собственным задачам.

Популярность дистанционного обучения сотрудников организации выросла в разы в период пандемии. По прогнозу GSV Ventures, объем рынка EdTech может достичь 1 трлн долларов к 2025 году. Если пять лет назад направление EdTech в России только зарождалось, то сегодня оно становится все более популярным, во многом его рост подстегнула пандемия. По данным РБК, в 2020 году суммарная выручка топ-60 российских игроков выросла на 113%. Прогнозируется, что в 2022-м объем рынка EdTech в России достигнет 60 млрд руб.

У онлайн-программ много плюсов: процесс организации обучения сотрудников проходит намного проще, участники могут подключаться к занятиям откуда угодно, финансовых затрат меньше (не нужно арендовать/искать помещение для занятий). И если раньше считалось, что онлайн-образование приводит к меньшей вовлеченности, то современные технологии обучения персонала решают эту задачу.
Итак, какими бывают методы дистанционного обучения персонала?
1. Видеокурсы. Сотрудники смотрят запись курса в удобное время и выполняют домашние задания. Формат, похожий на лекцию: человек так же пассивно слушает выступающего, разница лишь в том, что это происходит не в режиме реального времени.
2. Вебинары. Как правило, посвящены конкретной теме или направлению. Один или несколько спикеров сначала рассказывают теорию: показывают презентацию с помощью демонстрации экрана, делятся своими знаниями. Затем предлагают аудитории обсудить услышанное. Во время таких выступлений можно задавать вопросы спикерам в прямом эфире. Этот метод обучения сотрудников максимально приближен к очным семинарам.
3. Общение в чатах. Если курс проходит несколько сотрудников, важно, чтобы они могли общаться между собой, обсуждать задания и делиться опытом. Этот метод не может существовать самостоятельно, но он может органично дополнять два предыдущих.
Для того, чтобы обучение проходило эффективно, компании нужно будет создать отдельный портал, где будут выкладываться все учебные материалы, видеозаписи занятий, презентации, книги и т. п. Так студент сможет быстро найти любую нужную информацию, а посмотреть материалы он сможет с любого устройства.
Третья форма корпоративного обучения кадров — смешанная (или гибридная). При смешанном обучении онлайн-занятия чередуются с очными. Например, теорию сотрудники могут изучить дистанционно, а выполнять практические задания — очно. При таком подходе очень важна правильная организация обучения работников. Все этапы должны проходить последовательно: сначала сотрудник может ознакомиться с вводными и основными понятиями, посмотрев видеолекцию, затем — самостоятельно изучить нужную литературу и расширить свои знания, и только потом выполнить несколько задач на практике. Несмотря на сложную организацию, у этого способа много преимуществ: участники могут обучаться в удобном режиме, меньше отвлекаясь от работы, а очные тренинги помогут еще лучше закрепить пройденный материал.

Подготовка сотрудников

Чтобы обучение прошло максимально эффективно, нужно объяснить сотрудникам, зачем оно нужно и подобрать наиболее подходящую программу. Лучше всего мотивировать их личностным развитием и ростом: повышением в должности, ростом зарплаты, возможностью подключаться к более интересным проектам и решать более сложные кейсы. Если сотрудник будет понимать, что после прохождения курса его жизнь изменится в лучшую сторону, то и к учебе он отнесется ответственно. Это как в спорте: когда видишь конечную цель — победу на международном соревновании — тренируешься с гораздо большей отдачей.
Поэтому перед тем, как записывать кого-то на курс, проведите анкетирование или опрос. Выясните, чего сотрудникам не хватает, какие новые навыки они хотели бы получить. Или проведите серию индивидуальных интервью.
Затем оцените, сколько времени сотрудник будет тратить на обучение: нужно ли на время освободить его от основной работы или он будет проходить обучение в свободное от работы время? Позаботьтесь о том, чтобы, пока он будет проходить курс, кто-то мог временно выполнять его обязанности.
Также в ходе подготовки узнайте у сотрудников, какой формат обучения будет для них наиболее удобным: дистанционный, очный или смешанный. Исходя из результатов принимайте решение об организации учебного процесса персонала.

Организация учебного процесса

Можно воспользоваться либо готовыми на рынке образования продуктами, либо разработать программу с помощью внутренних ресурсов компании, что скорее всего потребует больше времени и финансовых вложений. Как правило, подбор подрядчиков и проведение обучения персонала ложатся на плечи HR-специалистов. Помогать собирать данные им могут руководители подразделений, которые точно знают, чему нужно научиться их подчиненным.
Если корпоративное профессиональное обучение будет проходить в очном формате, позаботьтесь о том, где будут проходить занятия: в офисе, на территории выбранной школы или в специально арендованном помещении. Подберите подходящих преподавателей и составьте расписание занятий.
Для дистанционного или смешанного обучения персонала в организации понадобится разработать и запустить электронный учебный портал, где будут храниться все необходимые для участников учебные материалы. На создание такого портала внутри компании может уйти несколько месяцев, понадобится вложить в это средства и привлечь профильных специалистов. Другой способ — воспользоваться уже готовым облачным сервисом. После того, как портал создан, нужно продумать программу обучения работников и нанять преподавателей, которые будут воплощать ее в жизнь.

Если же обучением и развитием сотрудников организации будет заниматься квалифицированная онлайн-школа, то у нее, скорее всего, уже существует такой учебный портал, есть разные программы, которые они предложат вам на рассмотрение и штат профессиональных преподавателей. При таком подходе у компании будет гораздо меньше забот, главное — правильно подобрать подрядчика.

Для этого изучите рынок EdTech, ознакомьтесь с основными игроками, курсами, которые они предлагают, их квалификацией. Посмотрите, что пишут об этих школах СМИ, изучите отзывы бывших студентов. Можете обратиться за рекомендацией к коллегам из других компаний, которые уже проводили корпоративное обучение сотрудников. Так или иначе, выбор учебного центра будет напрямую зависеть от потребностей бизнеса: кого и чему вы хотите научить, какой формат (дистанционный или смешанный) будете использовать, каких целей стремитесь достичь с помощью технологий корпоративного обучения.

Перед началом курсов можно провести тестирование, чтобы понимать уровень подготовки будущих слушателей.
В ходе обучения следите за тем, чтобы сотрудники могли сразу тестировать полученные знания на практике: например, если ваши senior-специалисты изучали, как успешно презентовать новый продукт, предложите им провести презентацию перед CEO и владельцами бизнеса. Это не только поможет закрепить пройденный материал, но и сделать вывод о промежуточных результатах обучения.

Оценка эффективности обучения персонала

Оценить эффективность профессионального обучения сотрудников организации можно по двум параметрам:
1. Удовлетворенность сотрудников: довольны ли они обучением, удалось ли им получить те знания и навыки, которые они смогут применять на практике? Получить эти данные можно с помощью анонимных анкет, онлайн-опросов, личного разговора с руководителями и преподавателями учеников. Также в конце обучения можно провести тестирование, чтобы понять, насколько улучшились навыки сотрудников.
2. Улучшение бизнес-показателей компании: удалось ли достичь бизнес-показателей, к которым вы стремились, когда запускали обучение? Конечно, получить объективные данные получится не сразу: сначала бывшие студенты должны будут проработать какое-то время после обучения, чтобы продемонстрировать свои навыки.
Еще один способ определить эффективность обучения персонала — оценить возврат инвестиций (ROI), который рассчитывается по формуле:

отношение расходов на обучение к общим расходам: (доход — инвестиции) / инвестиции * 100%

Оценивать эффективность можно не только после окончания курса, но и во время процесса обучения персонала. Например, с помощью тестирования, анализа посещаемости и вовлеченности, новых задач на работе, которые будут связаны с пройденным материалом. Проводите такой мониторинг регулярно в течение всего обучения. Это поможет скорректировать программу, если окажется, что сотрудники столкнулись с определенными трудностями и не получают нужных знаний, избежать впустую потраченных ресурсов и денег.
Чек-лист “Как получить максимум пользы от корпоративного обучения кадров?”
  • Определите цель, которой вы хотите достичь с помощью обучения.
  • Назначьте ответственных специалистов, которые будут организовывать и контролировать учебный процесс.
  • Подготовьте сотрудников и поговорите с ними: позаботьтесь о том, чтобы они были мотивированы получить новые знания и навыки.
  • Выберите подходящие виды и методы корпоративного обучения.
  • Решите, как лучше всего организовать учебу: с помощью внутренних ресурсов компании или привлечения подрядчиков.
  • Перед началом программы попросите участников пройти тестирование.
  • Во время обучения следите за тем, чтобы студенты не теряли интереса, посещали занятия и получали нужные навыки.
  • В конце профессионального обучения оцените его эффективность: опросите сотрудников и преподавателей, проанализируйте, как повысились компетенции участников и как это помогло улучшить бизнес-показатели компании.
При правильно выбранном подходе корпоративное обучение может сплотить сотрудников и вывести компанию на совершенно новый уровень.
Поделиться

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Aug 06 2024 14:02:27 GMT+0300 (Moscow Standard Time)