Конкуренты бывают:
● Прямыми — предлагают идентичные товары и услуги. Например, Самокат и Яндекс Лавка — прямые конкуренты.
● Непрямыми — предлагают похожие товары и услуги. Например, для KFC непрямой конкурент — Subway. Оба бренда предлагают фастфуд, решают задачу с питанием, но разными способами.
● «Подменными» — предлагают разные услуги, но могут быть заменены друг другом.
Например, есть приложение для игры в шахматы, чтобы поддерживать мозг в форме. Оно конкурирует с образовательными и развлекательными приложениями, которые учат новым испанским словам каждый день или разгадыванию японских сканвордов. Все эти приложения поддерживают активность мозга и помогают узнавать новое, одно легко заменяется другим.
Важно мониторить активность всех конкурентов, в особенности — прямых и «подменных». Анализ основных конкурентов нужно проводить по нескольким причинам:
Если конкурентов много, то доля рынка, на которую можно претендовать, будет небольшой. Потребуется много ресурсов, чтобы заинтересовать клиентов, которые уже выбрали продукты или услуги конкурентов.
Несмотря на высокую конкуренцию и уже поделённый рынок, появляются новые продукты-лидеры. Например, браузер Google Chrome вышел на рынок, где Internet Explorer принадлежало 60%, и через 10 лет завоевал 70%.
Например, если сервис доставки еды строит позиционирование на скорости и обещает доставить заказ за 15 минут, нужно отстроиться по этому же параметру и доставлять за 10 минут или привлечь покупателей более разнообразным ассортиментом.
Найти преимущества помогает карта рынка, позиционирования или восприятия бренда. Она состоит из вертикальной и горизонтальной оси, каждая из них — это значимая для аудитории характеристика продукта или услуги.
Таких свойств при анализе рынка может быть много, поэтому нужно найти ключевые. Но есть подводные камни: люди часто действуют иррационально, и есть риск это упустить. А слишком очевидные факторы не стоит рассматривать как способные отличить товар или бренд от других.
Если придерживаться такой стратегии долго, можно потерять покупателей и ухудшить репутацию. Потому что постоянные снижения цен и большие скидки заставляют людей сомневаться в качестве товара. Кроме этого, люди готовы платить больше, но цена низкая, а значит, бизнес теряет в выручке.
Например, рецепты блюд из товаров, которые доставляют конкуренты, собирают хорошие отклики в соцсетях. Можно подсмотреть идеи или, наоборот, выбрать другие темы и подачу контента — вместо блюд с дорогими ингредиентами сделать подборку разных обедов с гречей на каждый день.
За SEO конкурентов тоже можно и нужно следить: по каким ключевым словам они продвигаются в органике и в платных поисковых каналах. Ориентироваться можно на Facebook* Ad Library, Moat или другие инструменты, которые показывают рекламу конкурентов в разных каналах. В зависимости от того, как давно показывают объявление, можно понять, насколько оно успешно.
Можно использовать эту идею, чтобы исследовать региональный или международный рынок и выйти туда раньше конкурентов. Анализ рынка пригодится при масштабировании бизнеса: в создании новой продуктовой линейки или поиске каналов продаж.
Анализ конкурентов — регулярный процесс. Его нужно проводить перед стартом маркетинговых активностей, запуском новых функций продукта, во время проектирования новой стратегии развития, услуг и сервисов. Чем лучше бизнес понимает своих конкурентов, тем проще от них отстроиться и сделать продукт, который понравится потребителям больше.
План анализа конкурентов состоит из пяти этапов:
● ключевых игроков на этом рынке и их продуктовые линейки,
● позиционирование и маркетинговые коммуникации конкурентов,
● отзывы потребителей на продукты конкурентов.
Или, например, компания хочет запустить бренд-медиа, тогда анализ конкурентов нужен, чтобы понять:
● есть ли у конкурентов блог на сайте, для кого и о чём он;
● какие соцсети ведут, как подают контент;
● как бренд конкурента представлен в СМИ, насколько часто упоминается и в каком тоне.
Конкурентов можно подобрать через:
● Поисковик, если ввести запрос про сферу бизнеса. Например: «печать фотокниг».
● Мероприятия: конференции, вечеринки, премии.
● Магазины, если речь про офлайн-бизнес.
● Маркетинговые исследования и опросы клиентов.
Для поиска «подменных» конкурентов на рынке нужно использовать фреймворк Jobs to Be Done — это методика, которая помогает понять, что нужно потенциальным клиентам для устранения болей и решения задач. Для работы с фреймворком нужно провести от 10 глубинных интервью с пользователями, а затем заполнить таблицу с ответами, на какую работу люди «нанимают» продукт, чего хотят добиться, какие ощущения испытать.
Направление | Что анализировать |
---|---|
Продукт/услуга | ● продуктовая линейка ● цены ● акции ● скидки ● торговое предложение ● преимущества ● количество торговых точек ● локации |
Положение на рынке | ● количество клиентов ● обороты ● выручка |
Клиентский сервис | ● наличие техподдержки ● скорость ответа на запросы ● способы связи с компанией ● качество коммуникаций |
Маркетинг и коммуникации | ● представленность в соцсетях ● рекламные коммуникации ● SEO ● представленность в СМИ |
Сайт | ● удобство сайта ● форма заявки ● разделы |
Ответить на вопросы SWOT-анализа одному бывает сложно. Наставники курса «Интернет-маркетолог» помогут разобраться в постановке целей анализа, выборе методов и поиске ответов. Начните обучение с бесплатной вводной части.
Угроза | Характеристика |
---|---|
Давление поставщиков | Если поставщиков в сфере не много, они определяют правила игры на рынке. Это может осложнить выход нового бизнеса или развитие существующего. |
Давление покупателей | Потребности и желания потребителей определяют положение бизнеса на рынке. В этом направлении анализируют, насколько потребители привязаны к продукту или услуге, как легко могут сменить их на конкурентные предложения. |
Давление действующих конкурентов | Это анализ количества игроков, их предложений, потенциала для роста, угрозы демпинга. |
Давление потенциальных конкурентов | Это анализ риска появления новых конкурентов. Анализируется частота выхода новых игроков, условия, которые нужно выполнить, чтобы выйти на рынок, барьеры. |
Давление товаров-заменителей | Это изучение возможности конкурентов создать такие продукты и услуги, которые могут заменить существующий бизнес. |
Метод сравнительного анализа конкурентов — один из самых простых и наглядных. Для него нужны только критерии и список конкурентов на рынке. Формат может быть любым: от таблицы в Excel до доски в Miro.
Исследование конкурентов — постоянный процесс. Суть конкурентного анализа — всегда знать, куда движется рынок, что делают конкуренты, как меняются интересы аудитории. Результаты анализа нужно обновлять регулярно, раз в квартал или в год.
Наставники курса «Интернет-маркетолог» помогут разобраться в постановке целей и выборе методов для анализа конкурентов. Начните обучение с бесплатной вводной части.
* сервис предоставляется организацией, признанной экстремистской на территории РФ
Читать также: