В IT-сфере высокие зарплаты, но попасть туда не так просто. Выяснили, как подготовиться и пройти собеседование IT-специалистам: от разработчиков до менеджеров проектов.
Специалист отправил резюме. Если оно подошло работодателю, следующий шаг — собеседование. В IT-компаниях его проводят по-разному, чаще в 3―4 этапа:
1. Интервью с рекрутером — помогает оценить базовые навыки кандидата, насколько он заинтересован и подходит компании. Это созвон по телефону или с видео на 15—20 минут.
2. Тестовое задание — обычно одна из задач, которую предстоит решать на работе. На выполнение отводят от пары часов до недели. Чаще дают новичкам, им может не хватить подходящих проектов в портфолио.
3. Основная часть — руководитель команды проверяет техническую экспертизу соискателя: просит ответить на вопросы, защитить кейс из портфолио или тестовое задание, решить задачи и объяснить ход мыслей.
4. Знакомство с командой — руководитель представляет коллег и обсуждает организационные вопросы. Если команд несколько, кандидат выбирает подходящую.
Интерес к работе — главный помощник на собеседовании в IT-компанию. Выбрать подходящую специальность, узнать об уровне зарплат и карьерном росте поможет курс профориентации.
Рекрутер отправляет описание вакансии и договаривается о созвоне. На интервью он пробежится по фактам из резюме, оценит знания и коммуникабельность. Обычно просят рассказать о себе, обязанностях на предыдущем месте работы, спрашивают, почему кандидат решил сменить работу. Лучше отвечать коротко, останавливаться на моментах, которые относятся к профессии.
Затем рекрутер может задать 5―10 простых вопросов по теории, чтобы понять, готов ли соискатель к техническому собеседованию. Маркетолога могут спросить, что такое ROI, разработчика — какие бывают типы констант.
Последние несколько вопросов — проверка, впишется ли человек в команду: подойдут ли ему ценности и стиль общения. Рекрутер старается узнать, как кандидат будет действовать в типичных ситуациях: например, если нужно срочно исправить баг в программе, а рабочий день уже закончился. Кроме ответов, имеют значение внешний вид и хобби.
Если интервью прошло успешно и соискателю подходят условия, рекрутер приглашает его на техническое собеседование.
На встрече руководитель спросит об опыте работы, навыках и попросит их подтвердить. Например, написать код или разработать логотип. Цель интервьюера — оценить не только решение, но и ход мыслей. Поэтому не надо бояться уточнять, предлагать разные варианты и рассуждать вслух.
Рассмотрим примеры таких задач и вопросов для разных IT-специалистов.
Обычно встречу проводит руководитель отдела. Весь процесс можно разбить на две части: интервью и решение практических заданий. Проверяют гибкие и профессиональные навыки, в первую очередь те, что указаны в вакансии. Например, умение проводить A/B-тесты или работать с базами данных. В целом от начинающего специалиста ждут, что он:
● умеет обрабатывать данные с помощью Python, SQL-запросов.
● может показать выводы в виде понятного дашборда, например в Tableau;
● разбирается в метриках, находит точки роста продукта и бизнеса.
Чтобы справляться с задачами, нужны софтскилы — это критическое, продуктовое и бизнес-мышление, а также умение общаться и настойчивость в работе.
1. Интервью.
Беседу начинают с общих вопросов: чем привлекает аналитика и какой опыт уже есть. Специалист рассказывает о задачах, которые он решал, и результатах в виде изменения показателей бизнеса. Тут пригодятся презентации с примерами кода и графиков. Новички могут рассказать об участии в хакатонах, учебных или пет-проектах, желательно, чтобы они соответствовали сфере компании. Чтобы «увеличить» опыт, связывают его с аналитикой. Например, маркетолог обрабатывал в Excel результаты рекламных кампаний, а юрист работал с большими объемами данных.
Затем проверяют знание теории: математической статистики, в основном А/B-тестов, метрик продукта и структур данных, SQL и Python. Что могут спросить:
● Какие операторы бывают?
● Как вычислить минимальный размер выборки для проведения A/B-теста?
● Как выбрать статистический критерий для проведения A/B- теста?
● Какие вы знаете виды распределений?
2. Практическая часть.
Работа аналитика — это решение самых разных задач. Поэтому кандидата могут попросить написать код на Python или придумать пользовательские метрики для светофора. Вот несколько примеров заданий.
Задача | Что проверяет |
---|---|
1. Перед вами таблица с данными по выручке. Посчитайте через оконные функции выручку за месяц. Затем расскажите, как её посчитать, если этой функции нет. | Знание SQL |
2. В ящике четыре вида перчаток. Перчаток бесконечно много. Сколько нужно изъятий, чтобы получить пару? | Знание теории вероятности |
3. Представьте, что вы работаете аналитиком в продукте. Пусть этим продуктом будет мессенджер Telegram. Какие метрики у него есть? Как понять, что он становится лучше? | Продуктовое мышление |
4. Посчитайте, сколько телеграфных столбов по дороге от Москвы до Петербурга. | Логическое мышление, умение работать с неполными данными |
5. В приложение добавили чёрную тему. Расскажите, как вы оцените пользу от внедрения новой функции. | Знание математической статистики, умение проводить A/B-тесты и оценивать результаты |
Ирина Ефимова
Джунам часто отказывают из-за проблем с заданиями на продуктовое мышление. Они не понимают, зачем нужна аналитика в продукте, не могут переложить знания метрик на работающий продукт, с трудом решают бизнес-кейсы. Советую развивать насмотренность — читать статьи про продукты, аналитику и метрики, например на vc.ru и в блоге gopractice, смотреть конференции («Матемаркетинг», Product Sence), купить подписку на Epic+.
Ирина Ефимова
В первую очередь хорошая подготовка к техническому блоку. Можно уточнить у HR-специалиста, что будут спрашивать на собеседовании. Если Python, порешать задачки на LeetCode, если SQL ― потренироваться на sql-ex. Когда кандидат разобрался, какие у продукта могут быть основные метрики, посмотрел конкурентов, ему будет проще ответить на вопросы, связанные с будущей работой.
Встречу проводит тимлид дизайн-команды. Обычно она проходит в два-три этапа — интервью, тестовое задание и защита кейса. На каждом оценивают и профессиональные, и гибкие навыки кандидата.
Перечень хардскилов зависит от направления, например, для UX/UI дизайнера это:
● работа с цветом, композицией и типографикой;
● знание инструментов проектирования, в основном Figma;
● умение использовать методологии и фреймворки: дизайн-мышление, JTBD, CJM.
Софтскилы у дизайнеров одинаковые — эмпатия, креативность, умение общаться с людьми и адекватно относиться к критике.
1. Интервью.
Собеседование начинается с разговора об образовании и прошлом опыте. Лучше выбрать проекты, которые могут заинтересовать работодателя. Если компания разрабатывает сложные личные кабинеты, подойдёт опыт создания интерфейса для такого кабинета — исследования, работа с графиками, статистикой. Начинающие дизайнеры могут рассказать про релевантные учебные или пет-проекты. Главное — не просто показать макеты, а описать процесс и объяснить своё решение.
Затем проверяют знание композиции, цвета, типографики, а также инструментов и методологий, которые предстоит использовать в работе. Вот примеры вопросов:
● В каких программах вы работаете?
● В чём разница между UX- и UI-дизайном?
● Как вы составляете UI kit, пользуетесь ли компонентами?
● Проводили ли вы А/B-тесты?
Обращают внимание не только на правильность ответа. Для дизайнера важно понятно говорить и уметь объяснять ход мыслей. Если с этим всё в порядке, хардскилы можно подтянуть и на работе.
2. Тестовое задание.
Могут предложить дизайнеру любого грейда, чтобы оценить подход к решению задачи, способность соблюдать дедлайны и работать самостоятельно. Если задание дают «на дом», важно сразу уточнить — сроки, критерии оценки работы, как лучше её оформить, и ту информацию, которая нужна для достижения результата, например для какой аудитории предназначен дизайн.
Дизайнер отправляет готовый вариант и подготовительные шаги: результаты исследований, например портреты пользователей и анализ конкурентов, мудборд и черновики с комментариями. Так выглядит процесс для новичков. Опытным специалистам редко предлагают тестовое, а если его и дают, то обычно просят выполнить онлайн, с демонстрацией экрана. Задание не всегда связано со сферой деятельности компании.
Результат онлайн-тестового — черновик интерфейса сайта с рецептами и подготовительные шаги: описание проблем пользователей, брейншторм возможных функций и путь пользователя. Это база, на которой можно строить дальнейшую работу
3. Защита тестового задания или кейса из портфолио.
Дизайнеры постоянно общаются с командой и заказчиками. Это демоверсия, как ведёт себя специалист на таких презентациях. Если тестового не было, специалист выбирает один или два кейса, которые подходят к требованиям вакансии. Защиту можно строить по плану:
● описание проекта;
● задача;
● этапы решения;
● сложности, которые возникли в процессе;
● результат, желательно в цифрах.
Главное — показать, что специалист делает дизайн не в вакууме, а с учётом исследований, требований заказчика и возможностей команды. Он понимает, как повлиять на продукт и принести пользу бизнесу.
Анна Грязева
Привлекает внимание, когда у начинающего дизайнера есть план, как он будет развиваться в профессии. Например, хочет стать арт-директором, а не просто кнопки рисовать до конца жизни. Или выбрал направление, допустим, дизайн сложных CRM-систем, и сфокусированно ищет работу. Бывает, соискатель не задумывается, чего хочет. В портфолио много разных работ: от логотипов до дизайнов интерьеров — это отталкивает, нет гарантии, что он задержится в компании.
Собеседование проводит руководитель отдела или директор по маркетингу. Он проверяет знания, актуальные для компании, и основные хардскилы. Например, интернет-маркетологу важно уметь:
● проводить исследования целевой аудитории, рынка и конкурентов;
● строить воронки продаж;
● запускать рекламу в Яндекс Директе, MyTarget, вконтакте;
● анализировать результаты в Яндекс Метрике и других сервисах;
● придумывать и тестировать идеи для повышения объема продаж в компании.
Софтскилы оценивают во время общения, обычно это коммуникабельность, аналитический склад ума, умение управлять командой и соблюдать тайм-менеджмент.
Беседу начинают со знакомства и вопросов об опыте работы, могут спросить, какой бренд нравится или реклама и почему. Ещё одна тема — новости, например, поинтересуются плюсами рекламного кабинета VK Ads. Так оценивают, насколько кандидат ориентируется в маркетинге. Специалисты со стажем рассказывают о кейсах — задачах и результатах работы в цифрах и метриках. Новички могут презентовать учебные или пет-проекты, которые подходят к требованиям вакансии. Затем переходят к основной части собеседования.
1. Теоретические вопросы.
На этом этапе проверяют знания по базовым темам маркетинга, например SEO, контекстной и таргетированной рекламе, аналитике и исследованиям. Углубленно смотрят понимание инструментов, с которыми предстоит работать в компании.
Например, если требуется специалист, чтобы привлекать трафик на сайт, его могут спросить:
● Какие виды рекламы вы запускали?
● Перечислите бесплатные способы привлечения трафика на сайт.
● Как понять, что счётчик Яндекс Метрики действительно собирает данные и работает корректно?
● Посмотрите наш сайт. Что сделать, чтобы он лучше продвигался в выдаче?
Если маркетологу предстоит управлять подрядчиками по рекламе в интернете, SEO и email-рассылками, ему могут задать вопросы:
● Приведите пример, когда вы управляли несколькими проектами одновременно.
● Расскажите, как бы вы провели SEO-аудит и проверили качество работы подрядчика по SEO?
● Как понять, что в системах аналитики компании есть проблемы?
● По каким ключевым метрикам вы оцениваете эффективность email-маркетинга?
2. Задачи на анализ и обработку данных.
В маркетинге результат практически любого действия отражается в цифрах, специалист их изучает, находит проблемы и точки роста. Чтобы проверить навык, просят проанализировать отчёт и сделать выводы. Это могут быть данные по источникам трафика на сайт, конверсии в воронке продаж или результаты рекламных кампаний. Вот пример такой задачи.
3. Решение реального и воображаемого кейсов.
Маркетологу дают кейс из практики компании без готового решения и придуманный кейс. Он должен понять проблему, проанализировать данные и предложить один или несколько вариантов решения. Пара примеров таких заданий.
Задача | Что проверяет |
---|---|
1. Наши расходы на интернет-рекламу растут каждый месяц на 20%. При этом выручка не увеличивается, а местами сокращается, текущий квартал мы закончили с разницей минус 30% относительно предыдущего. ROMI снижается до критического уровня. Каждый новый специалист требует ещё большего бюджета. Что нам нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию? | Навыки менеджмента, умение систематизировать информацию, анализировать ошибки и делать выводы. |
2. Представьте, что вы развиваете мобильное приложение для владельцев домашних животных. Можно заказывать корм и общаться с другими владельцами питомцев, как в соцсети. Предложите варианты, как увеличить количество активных пользователей в Петербурге за три месяца в два раза. Бюджет не ограничен. | Креативное мышление, знание способов продвижения, способность предложить адекватный план по достижению поставленной цели. |
В маркетинге чаще всего не бывает однозначных ответов. Решение зависит от такого числа факторов, что описать их все в задаче не получится. Оценивают: какие уточняющие вопросы задает кандидат, может ли предложить несколько вариантов ответов, насколько его мышление соответствует стратегии компании. Допустим, использует ли он growth-маркетинг, чтобы получить быстрые результаты.
На встрече руководитель оценивает профессиональные, гибкие навыки, экспертизу в области IT и продукта. Менеджеры должны разбираться в смежных областях, чтобы правильно принимать решения. Например, понимать, какие языки программирования используются для каких задач, чтобы набирать команду для проекта.
Собрали в таблицу хардскилы, которые пригодятся на собеседовании.
Софтскилы важны наравне с хардами. Основная часть работы ― это общение. Нужно уметь вести за собой людей и решать конфликты, пригодятся эмпатия и критическое мышление.
1. Интервью.
Обычно собеседование начинается с вопросов о мотивации, почему человек сменил профессию и что его в ней привлекает. Затем спрашивают, какие продукты он делал или какие проекты вел. Кандидат описывает задачи, обязанности и результат. Новички презентуют учебные проекты и подчеркивают связь с практикой, например работа шла по спринтам, как в IT-компании. Интервьюер уточняет детали, после проверяет теорию и базовые знания о разработке. Вот типичные вопросы:
● Что такое бэкенд, фронтенд и микросервисы?
● Что такое стейджинг и продакшн?
● Как проходят A/B-тесты в мобильном приложении и веб-версии?
● Какие метрики для расчёта эффективности команды вы используете?
● Дайте расшифровку LTV, ROMI.
2. Практическая часть.
Менеджер — это человек-оркестр, он должен уметь провести интервью, составить дорожную карту проекта, попутно накидать задач в task-трекер, а на досуге проанализировать рынок. Чтобы проверить навыки, ему дают практические задания. Содержание зависит от роли специалиста в команде. Рассмотрим несколько примеров.
На всех этапах смотрят хард- и софтскилы, первые зависят от стека технологий в вакансии, гибкие навыки у всех разработчиков одинаковые. Код — это командная работа, поэтому стандартное требование — неконфликтность, хочется трудиться с тем, кто не устраивает скандалов. Кроме того, пригодятся обучаемость и организованность.
Расскажем, чего стоит ожидать тем, кто претендует на позицию младшего разработчика
1. Интервью.
На этом этапе оценивают, насколько навыки кандидата подходят компании. Задают вопросы, почему человек ищет место, где успел поработать. Важно отвечать по существу — в чём была суть проекта, роль в команде, специфика работы, например доработка старой системы или разработка новой функциональности, какие технологии использовал. Новички могут показать учебные, пет-проекты на GitHub, рассказать о стажировке или участии в хакатонах. Акцент сделать на опыте, который соответствует требованиям вакансии.
Затем беседа на общие темы. От джунов не ожидают глубоких знаний, но нужно иметь представление об ООП, базах данных, принципах SOLID, шаблонах проектирования. В крупных компаниях могут ещё «погонять» по алгоритмам, в небольших — чаще задают такие вопросы:
● Что происходит «под капотом», когда пользователь вводит адрес сайта в адресную строку браузера?
● В чём разница между процессом и потоком?
● Основные принципы ООП: сколько их и о чём каждый из них
● Для чего нужны индексы в базе данных? Назовите несколько примеров индексов и ситуации, в которых их следует использовать.
● Что означает каждый из принципов SOLID?
Задают вопросы о технологиях, которые человек будет использовать в работе. Здесь нужны более прикладные и подробные знания. Проверяют знание библиотек, фреймворков, реализации типовых задач, особенностей языков. Если разработчик будет писать код на Python или Ruby, могут спросить:
● Что нового появилось в Python 3.10 (или любой актуальной на данный момент версии)?
● Назовите минусы Django и объясните, почему это минусы.
● Ruby часто называют медленным языком, верно ли это и почему?
Чтобы подготовиться к теоретической части, можно посмотреть видео собеседований по специальности на ютубе и популярные вопросы в интернете, например на GitHub.
После интервью могут дать тестовое задание на дом. Например, написать бота для Telegram, который показывает погоду по запросу. Или сразу перейти к следующему этапу.
2. Практическая часть
На этом этапе проверяют навыки программирования и мышление. Кандидата просят поделиться экраном и в режиме реального времени выполнить задание. Могут дать алгоритмические задачи типа «переверните строку» или «выполните сортировку пузырьком», задания на рефакторинг и по навыкам из вакансии. Пара примеров для разработчика Python/Go:
● Написать генератор случайных чисел.
● Создать программу для вывода чисел Фибоначчи (последовательность, где каждое следующее число после 1 является суммой двух ему предшествующих).
В задачах нужно понять, что требуется, и написать соответствующий код. Важно, чтобы он был чистым и легко читался. Это значит, в нём должны быть понятные имена переменных и функций, деление на логические блоки и комментарии к сложным участкам. Часто просят рассуждать вслух, чтобы оценить ход мыслей. Если кандидат не решил задачу до конца, но шёл в верном направлении, это уже будет плюсом.
Егор Турнаев
Иногда соискатели проваливаются, потому что волнуются и сомневаются в своих навыках. Лучше заранее подготовиться: порешать задачки на LeetCode, Codewars и поработать в редакторах для лайвкодинга, например Codeshare или CodeInterview. Это придаст уверенности и скорости в работе.
Многие воспринимают собеседование как экзамен, но специалист тоже оценивает, подходит ли ему работодатель. Подготовка включает следующие шаги:
1. Написать критерии выбора IT-компании.
Чек-лист поможет чувствовать себя увереннее, задавать нужные вопросы и не хвататься за первое же предложение. Нужно подумать: в каком направлении интересно развиваться? Что не устраивает на текущем месте работы? Посмотреть статистику по зарплатам на hh.ru, Хабр Карьере и Glassdoor.
2. Изучить компанию и её проекты.
Информация есть на сайте, в соцсетях и блоге на Хабре. Стоит почитать о продукте, корпоративной культуре и отзывы сотрудников. Будет ясно, подходит ли вариант и что отвечать на собеседовании.
3. Посмотреть требования вакансии и подтянуть навыки.
По тексту можно предугадать большинство технических вопросов на собеседовании. Если есть пробелы в знаниях — почитать статьи, потренироваться в сервисах.
4. Подготовить портфолио.
Выбрать работы, которые подходят к сфере деятельности компании. Если таких нет — сделать пет-проект или «улучшить» готовое приложение.
5. Отрепетировать самопрезентацию.
На знакомство отводят 2―3 минуты. Если подготовиться к вопросам, можно меньше волноваться и подчеркнуть свои достижения.
Читать также: