Карьера  •  20 июля 2022  •  5 мин чтения

Как успешно пройти собеседование

Спросили у специалистов карьерного центра Яндекс Практикума, как показать себя работодателю в самом выгодном свете.
Редакция Практикума
Вы прошли первый этап отбора: вас пригласили на собеседование. Его целью может быть оценка ваших компетенций, предыдущего опыта и даже умения общаться с людьми. Мы собрали советы, как вести себя на встрече с работодателем, какие сведения о компании вам пригодятся и как отвечать на неудобные вопросы.

Подготовьте презентацию и найдите информацию о компании

Подготовьте презентацию о себе на основе ваших навыков и опыта. Попробуйте представить, как будете отвечать на возможные вопросы работодателя. Как правило, базовые вопросы во всех компаниях одинаковые.

Вот что у вас могут спросить:

● Почему вы хотите работать именно в этой компании?

● Почему вы ушли с предыдущего места работы?

● Кем вы видите себя через 5 лет?

● Какие у вас есть слабые/сильные стороны?

● Какими были ваши достижения на прошлой работе?

● Каким был ваш самый большой провал?

● Почему нанять нужно именно вас?

Найдите сведения о компании и вакансии: на собеседовании важно показать, насколько ваши компетенции соответствуют позиции, на которую вы подали резюме. Посмотрите описание требований и задач в вакансии и подстройте под них свои ответы. Действуйте как на переговорах: выявите потребность, которая заложена в объявлении о найме, и предложите себя и свой опыт в качестве способа её закрыть.

Изучите ценности компании

Для первого собеседования нужно узнать, в чём суть проектов или продукта компании, кратко изучить отрасль и конкурентов.

На следующем этапе отбора важно понимать ценности компании и её корпоративную культуру. Почитайте отзывы сотрудников, чтобы больше узнать о том, как всё устроено, — но помните, что, когда люди всем довольны, они редко сообщают об этом в интернете. При этом, если авторы всех отзывов говорят, что в компании задерживают зарплаты, — это повод задуматься.

Уточните, с кем будете общаться

Чтобы лучше подготовиться к собеседованию, узнайте, с кем вы будете общаться и сколько времени займёт беседа. Как правило, рекрутеры не скрывают эту информацию.

Если формат неожиданно изменился — например, вы готовились пообщаться со специалистом по найму, а попали на встречу, где вам предлагается решать различные задачи, — не волнуйтесь. Вам не откажут из-за того, что вы немного переживаете. Главное, чтобы волнение не помешало выгодно презентовать себя.

«К сожалению, я не готовился к техническому собеседованию сегодня, но с радостью попробую его пройти».

Не бойтесь, если не знаете ответа на вопрос

Если вы хотя бы попробовали ответить на вопрос — это лучше, чем если вы не сказали ничего. Порассуждайте вслух — иногда работодатель не ждёт правильного решения задачи, а хочет оценить, как специалист выстраивает ход размышлений.

Попробуйте технику переговоров, которая называется «сэндвич»: начните свой ответ с хороших новостей, продолжите плохими, а закончите снова хорошими.

Я сейчас очень интересуюсь этой темой. К сожалению, прямо сейчас не могу ответить на вопрос, но обязательно изучу его после собеседования. Могу прислать ответ чуть позже, если это уместно».

Подготовиться к собеседованию непросто — особенно если вы меняете профессию. Поэтому у Яндекс Практикума есть целый карьерный центр, специалисты которого подскажут, как правильно общаться с работодателем.
А ещё останутся на связи в первые месяцы после трудоустройства, чтобы поддержать вас на старте новой работы.

Не злитесь на стереотипные вопросы

Опытные рекрутеры ничего не спрашивают случайно. Например, ответ на вопрос «Кем вы себя видите через 5 лет?» может показать работодателю вашу способность рефлексировать, планировать, убедить в наличии у вас стратегического мышления и понимания своих ресурсов. А вопрос про ваши слабые стороны или самый большой провал покажет способность к самокритике и умение учиться на своих ошибках.

Нет правильного ответа на вопрос «Кем вы видите себя через год?»

Когда работодатель спрашивает вас об этом, он стремится проверить вашу логику и убедиться, что вы не собираетесь через год стать директором компании, придя на позицию стажёра. Поэтому для младшего специалиста будет приемлемым ответом: «Через год я был бы рад получить повышение. Для этого я готов оперативно вникать в процесс и достигать результатов».

Если вы приходите на интересную роль с новыми задачами, можно сказать: «В ближайший год я планирую полностью разобраться во всех процессах, показать первые итоги работы и обсудить дальнейший карьерный рост».

Запаситесь аргументами для неудобных вопросов

Если вы меняли работу каждые полгода, сделали десятилетний перерыв, не росли в должности пять лет или слишком долго работали в одной компании — будьте готовы, что вас об этом спросят. Проанализируйте, почему так произошло, и соберите аргументы, которые сделают ваш ответ убедительным для работодателя.

«Дело в том, что тогда у меня было недостаточно времени на карьерный рост из-за рождения ребёнка».
«Я не был уверен в своих компетенциях».
«Я хотела попробовать несколько разных специальностей. Сейчас я готова к новому этапу в своей карьере».

А вот как говорить не надо:

«Мне быстро надоедали рабочие места».
«Я не хотел переходить на более высокую должность, поскольку не был уверен, что готов брать на себя ответственность».
«В тот момент я был сосредоточен на своих увлечениях».

Избегайте негатива в адрес прошлого работодателя

Если причиной увольнения стал конфликт, не стоит сразу говорить об этом при ответе на вопрос «Почему вы ушли с прошлого места?». Для человека со стороны это не покажется весомым аргументом для увольнения: конфликты могут возникнуть всегда, и хороший специалист должен уметь их разрешать. Кроме того, у работодателя может возникнуть подозрение, что в дальнейшем вы будете так же негативно отзываться уже о нём. Найдите другие причины ухода: возможно, вы хотели оказаться на более высокой должности, сменить компанию или профессию.

«Я понял, что мне интересен другой карьерный путь.
К сожалению, в моей компании не было возможностей для развития. Кроме того, если говорить честно, мне был не очень комфортен стиль руководства».

Задавайте вопросы

Хорошим вопросом вы можете произвести впечатление на работодателя. Следите, чтобы ответа не было в тексте вакансии — это покажет невнимательность. Обычно работодателей подкупает, когда кандидат спрашивает о задачах.

«Расскажите, пожалуйста, какими технологиями вы пользуетесь, сколько человек в команде, кто кому подчиняется?»

Также стоит показать, что вы заинтересованы в компании.

«Читал на вашем сайте, что вы закрыли 50 проектов за полгода — и всё это с 50 сотрудниками. Какие у вас методы организации работы?»

Наконец, можно задать вопрос технического характера.

«Почему возникла вакансия? Какие задачи вы хотите решить с помощью нового сотрудника? Сколько будет этапов отбора?»

А вот что не стоит спрашивать:

● «Смогу ли я в 17:00 уходить с рабочего места?», «Точно ли у меня получится уходить на обед?», «На работе есть кухня? Чай пить смогу?». Такие вопросы показывают, что для вас на первом месте не работа и задачи, а личный комфорт. Спросите у себя, критично ли вам узнать ответ. Не нужно задавать подобные вопросы из любопытства.

● «Скоро ли я стану руководителем отдела, в который иду младшим сотрудником?» Этот вопрос демонстрирует амбиции, которые пока ничем не подкреплены, — работодатели такого не любят.

● Сразу про зарплату: человек, нанимающий вас, может решить, что вас интересуют только деньги, а не компания или задачи. К тому же рекрутер практически всегда сам спрашивает кандидата об ожидаемой зарплате.

Мы подготовили этот текст вместе с экспертами карьерного центра Яндекс Практикума — сервиса онлайн-образования, который помогает освоить современную профессию и найти новую работу.
Поделиться 
Fri Jul 29 2022 16:08:28 GMT+0300 (Moscow Standard Time)