Маркетинг  •  06 апреля 2022  •  5 мин чтения

Яндекс Метрика: как настроить и использовать сервис аналитики

Показываем, как установить счётчик веб-аналитики на сайт и как пользоваться сервисом.

Для чего нужна Яндекс Метрика

Яндекс Метрика — это сервис веб-аналитики, который позволяет оценить посещаемость сайтов и поведение пользователей на них.

Также интернет-маркетологи используют Метрику, чтобы оценить эффективность рекламы и конверсию из рекламного объявления в покупку. Специалисты следят за тем, куда кликают пользователи, сколько страниц сайта они изучают, откуда приходят, как быстро уходят и так далее.

В этой статье покажем, как всё настроить и как работать с отчётами в сервисе. Чтобы было нагляднее, можно практиковаться в тестовом счётчике Метрики — доступ в него открыт даже без аккаунта в Яндексе.

Преимущества сервиса

У Метрики есть несколько преимуществ:

  • Вебвизор — функция, которая записывает экран пользователя во время визита на сайт. Позже маркетолог может посмотреть эту запись и увидеть, как клиент изучал сайт: какие страницы пролистнул, а на каких остановился, на какие элементы на странице обратил внимание.

На этой записи видно, что пользователь пытается сменить язык страницы

  • Карты скроллинга и кликов. Это тепловые карты в Метрике, которые показывают, на чём задерживаются пользователи и куда пытаются кликнуть.

Отчёт «Карта кликов» показывает, что чаще всего пользователи нажимают на кнопки в правом верхнем углу

  • Целевые действия. Показывают, выполняют ли пользователи нужные маркетологу действия: клики по кнопкам, просмотры страниц и т. д. Некоторые из целей даже настраиваются автоматически.
  • Больше возможностей сегментации пользователей. Фильтры в отчётах позволяют разделить посетителей сайта на группы и изучать их поведение по отдельности. Например, сайт по продаже детского питания может отдельно изучать поведение мам и пап.
Материал по теме:
Все ходы записаны: чем занимаются веб‑аналитики

Как создать и настроить счётчик посещений

Чтобы сервис начал собирать данные с сайта, нужно создать счётчик аналитики, а затем добавить его в код всех страниц сайта.

Создать и настроить счётчик нетрудно. Для этого авторизуйтесь в своём аккаунте Яндекса и перейдите к созданию счётчика.

Часть 1: задайте настройки

Так выглядят основные настройки счётчика аналитики

Имя счётчика — это название, которое будет отображаться в списке счётчиков. Лучше всего указать здесь название компании или домен сайта: так вы легко найдёте нужный счётчик посещений, если их будет несколько.

Адрес сайта. Если счётчик создаётся для всего сайта, укажите адрес главной страницы без «http/https». Например: example.ru. Если счётчик нужен для сбора статистики только из одного раздела, укажите путь к нему: example.ru/catalog/.

Если сайт находится в двух доменах (например, .ru и .com) или страницы сайта находятся на поддоменах, добавьте их через кнопку «Дополнительные адреса». Или поставьте галочки в пунктах «Принимать данные только с указанных адресов» и «Включая поддомены». Так прописывать всё вручную не придётся и счётчик посещений будет собирать данные только со страниц вашего сайта, никакие другие данные в него не попадут.

Дальше нужно выбрать часовой пояс, в котором работает компания, и указать email для уведомлений.

Функция «Автоматические цели» включена по умолчанию, её отключать не нужно. Нужно включить функцию «Вебвизор, карта скроллинга, аналитика форм», чтобы Метрика отслеживала и записывала экраны пользователей. Персональные данные, а именно логины, пароли и номера телефонов, которые вводятся в формы, сервис не видит.

Часть 2: установите код счётчика на сайт

Второй этап — дополнительные настройки и установка счётчика

Счётчик представляет собой код, который нужно добавить к коду анализируемого сайта. Этот код находится в самом конце страницы со вторым этапом настройки Метрики.

Так выглядит код счётчика

Важно: код счётчика меняется каждый раз, когда вы вносите изменения в его настройки. Если вы сначала установили счётчик на сайт, а затем изменили настройки Метрики, код нужно переустановить.

Поэтому сначала рассмотрим дополнительные настройки, которые расположены в этом же разделе.

Дополнительные настройки счётчика Метрики

Электронная коммерция — функция Метрики для отслеживания взаимодействия пользователей с товарами на сайте. Чтобы она заработала, нужно включить функцию в настройках счётчика и настроить передачу данных на сайте. Как это сделать, читайте в инструкции сервиса.

Контентная аналитика — целый блок отчётов о дочитываемости материалов на сайте или в блоге компании, количестве прочтений и многом другом. Чтобы аналитика заработала, нужно установить на сайт специальную разметку. Подробнее об этом можно почитать в справке Метрики.

Дополнительные настройки почти не используются, они нужны в исключительных случаях:

  • Валюта определяет, в какой валюте будут показываться данные по электронной коммерции.
  • Тайм-аут визита определяет количество минут бездействия пользователя для завершения его визита. По умолчанию визит считается завершённым, если пользователь ничего не делает на сайте в течение 30 минут. Можно увеличить, если на вашем сайте много длинных видео или другого контента, который можно изучать не двигая курсором.
  • Отслеживание хеша пригодится только сайтам, которые используют технологию AJAX и обновляют данные на странице без перезагрузки. Узнать, используется ли такая технология на сайте, можно у разработчиков. Без отслеживания хеша количество просмотров будет подсчитываться некорректно.
  • Для XML-сайтов — поставьте галочку, если сайт состоит из XML-файлов, иначе код не заработает. Уточнить, является ли сайт таким, можно у разработчиков.
  • В одну строку — убирает переносы и выравнивает строки кода.
  • Информер добавляет на сайт иконки со статистикой посещаемости. Будет полезно, например, для медиа, которым нужно подтвердить объём аудитории.
  • Альтернативный CDN позволяет правильно считать посещения из регионов, в которых ограничен доступ к Яндекс Метрике, но может снизить скорость загрузки кода счётчика.
  • Устаревший код счётчика — нажмите, если нужно вернуть в интерфейс предыдущую версию Вебвизора. Тем, кто впервые работает с Метрикой, эта настройка не нужна.
  • Получать доступ к отчётам по рынку — предустановленная функция, которая означает, что Яндекс может использовать обезличенные данные из вашего счётчика для построения отчётов по рынку.

После настроек счётчика можно устанавливать код. Метрика предлагает инструкции для самых распространённых сайтов.

Как установить код Метрики на сайт

После настроек счётчика можно устанавливать код. Метрика предлагает инструкции для самых распространённых сайтов.

Инструкции по установке кода счётчика

HTML — это сайты, к коду которых есть прямой доступ. То есть разработчики могут вручную дописать часть кода. В этом случае скопируйте код счётчика внизу страницы и отдайте его разработчикам, дальше они всё сделают сами. Если сайт создан на Битриксе, 1С, OpenCart и других аналогичных системах (CMS), скорее всего, без разработчиков тоже не обойтись — принцип тот же, что выше.

Главное — уточнить, что код счётчика нужно разместить в пределах тегов < head > или < body >. Чем ближе к началу страницы будет код счётчика, тем точнее сервис будет фиксировать визиты на сайт.

Если сайт создан на конструкторе, код счётчика можно добавить самостоятельно. Ниже — инструкции для самых популярных конструкторов. Если сайт работает на базе другого сервиса, зайдите в справку или обратитесь в техподдержку конструктора.

Tilda

  1. Найдите карточку сайта на главной странице личного кабинета и нажмите «Редактировать сайт».
  2. Затем — «Настройки сайта» и «Аналитика», этот раздел находится в меню слева.
  3. Найдите пункт «Яндекс Метрика» и нажмите кнопку «Подключить». Разрешите доступ к аккаунту Яндекса, а затем в том же поле в Tilda выберите нужный счётчик.
  4. Вернитесь на шаг назад, к редактированию сайта. И нажмите «Опубликовать все страницы», чтобы завершить установку счётчика.

Как одновременно опубликовать все страницы сайта на Tilda

Wix

1. На странице с установкой кода в Метрике перейдите на вкладку «CMS» и скопируйте номер из «Варианта 1».

Вкладка «CMS и конструкторы сайтов»

  1. Откройте панель управления сайтом в Wix, а затем раздел «Инструменты маркетинга». Если у вас несколько доменов, устанавливайте счётчик только на основной домен.
  2. Выберите Метрику, а затем нажмите «Подключить» в правом верхнем углу.
  3. Введите скопированный номер и сохраните.

Также код можно установить через систему управления тегами, например Google Tag Manager или Tealium. Если такая система установлена на сайт, воспользуйтесь инструкцией в Метрике, чтобы установить счётчик.

Инструкция для установки счётчика через систему управления тегами

Обычно данные с сайта начинают поступать в Метрику сразу же. В редких случаях это может занять до 7 дней — например, об этом предупреждает Wix.

Интерфейс Яндекс Метрики

Интерфейс Метрики состоит из четырёх функциональных элементов: меню, фильтров, графика и таблицы с данными.

Так выглядит отчёт в Метрике

Расшифровка отчёта в Метрике

Если настроить фильтры в одном разделе, а затем перейти в другой, те же фильтры применятся и там.

Отчёты с фильтрами можно сохранять через кнопку в правом верхнем углу, они появятся в соответствующем разделе. Так не придётся каждый раз выставлять одни и те же фильтры.

Таблицу с данными можно сортировать отдельно по количеству визитов, посетителей и другим показателям.

В каждом разделе есть подсказка: нажмите «Как использовать» — и откроется подробная и простая справка:

Подсказки в Метрике

В тестовом счётчике Метрики показаны все возможные разделы и отчёты, но в реальном счётчике будут только то, что вы настроили. Например, если вы не включили контентную аналитику, то раздела «Контент» не будет.

Как работать с Метрикой: основные отчёты

Отчёты в Яндекс Метрике сгруппированы по основным задачам интернет-маркетолога.

Основные отчёты для аналитики сайта и пользователей

В каждой группе — наиболее подходящие под эту задачу отчёты.
Группа «Кто заходит»
Здесь можно увидеть пол и возраст людей, которые заходили на сайт, с каких устройств они это делали, откуда пришли, какие поисковые запросы вводили и даже чем интересуются.

Например, в отчёте «Поисковые запросы» тестового счётчика видно, по каким запросам и в каких браузерах люди ищут Метрику в сети.

Метрику ищут даже в Южной Корее: это показывает последняя строка в таблице

А из отчёта «Долгосрочные интересы» следует, что пользователи Метрики больше всего интересуются бизнесом и финансами. Чем выше аффинити-индекс, тем выше интерес к категории.

Положительный аффинити-индекс подсвечен зелёным

Группа «Откуда»
Здесь вы узнаете, с каких ресурсов на сайт приходят пользователи. Можно посмотреть отчёт по каждой площадке отдельно, но прежде всего пригодится отчёт «Источники, сводка». Он агрегирует данные по всем переходам на сайт за выбранный период.

Например, здесь видно, что люди приходят в Метрику из поисковых систем и обычно делают это в рабочее время по будням.

График из тестового счётчика Метрики

Группа «Что смотрят»
В этой группе отчётов можно узнать, на какие страницы чаще всего заходят пользователи и какие целевые действия совершают. Здесь находится Вебвизор, который показывает запись экрана пользователя и основную информацию о его визите: когда и откуда пришёл, сколько времени провёл на сайте, насколько активно себя вёл и каких целей достигал.

Пользователь из первой строки совершил целевое действие, хоть и провёл на сайте всего 54 секунды

Группа «Как пользуются»
Один из самых полезных блоков. Показывает, насколько правильно клиенты понимают сайт и насколько сильно он их заинтересовал.

Например, на «Карте скроллинга» видно, что до второго экрана англоязычного сайта Метрики доходит лишь четверть пользователей.

Карта кликов в тестовом счётчике Метрики

И это нормально: их главное целевое действие — кнопка «Войти» — находится на первом экране и уводит на другую страницу. Посмотреть, на какие кнопки нажимают пользователи, можно в соседнем отчёте «Карта кликов».

Группа «Как часто»
Из этой группы отчётов можно узнать, в какое время обычно приходят пользователи, как часто они возвращаются на сайт и с каким перерывом.

Например, отчёт «Периодичность визитов» показывает, что многие пользуются Метрикой каждый день. Но всё же большая часть пользователей заходит в сервис несколько раз в неделю.

Периодичность визитов на англоязычном сайте Метрики

Группа «Отдача от рекламы»
Один из самых полезных блоков для маркетолога: показывает, окупаются ли вложения компании в рекламу и как эффективность продвижения можно улучшить.

Чтобы эти отчёты заработали, нужно синхронизировать счётчик Яндекс Метрики с аккаунтом в рекламной системе Директ. Как это сделать и какие есть нюансы, читайте в справке Яндекса.

Сводка
Отдельным пунктом в меню стоит сводка всех отчётов — это набор виджетов, который вы можете определить самостоятельно. Этот раздел позволяет быстро оценить, как идут дела с рекламой и сайтом: не упал ли трафик, не увеличился ли процент отказов и т. д.

Виджеты можно выбрать из библиотеки или создать свои с нужной сегментацией и фильтрами.

В новом счётчике сводка будет пустой, пока не накопятся первые данные

Цели в Яндекс Метрике

Смотреть «среднюю температуру» по всем посетителям сайта необходимо, но ещё важнее — анализировать тех, кто совершил целевое действие, с помощью фильтра «Достижение цели».

Целевые действия могут быть разными, они зависят от сайта и его тематики. Например, в интернет-магазине целевыми действиями будут клик по кнопке «Положить в корзину» и переход на страницу корзины. На сайте массажного салона цели — звонок, запрос звонка или онлайн-бронирование через форму. Для онлайн-сервисов — клик по кнопке «Регистрация». Вариантов много.

Такие цели настроены в демосчётчике

Основные целевые действия Метрика настраивает автоматически и начинает отслеживать сразу. В отчётах такие действия будут помечены словом «Автоцель».

Метрика отслеживает эти и многие другие события:

  • клик по email,
  • клик по номеру телефона,
  • клик по кнопке,
  • переход в мессенджер,
  • отправку формы,
  • скачивание файлов,
  • поиск по сайту.

Некоторым из них может потребоваться дополнительная настройка, подробнее об этом читайте в справке Метрики.

Сквозная аналитика в Яндекс Метрике

В группе «Отдача от рекламы» есть отчёт «Источники, расходы и ROI», он же «Сквозная аналитика» в меню слева.

Сквозная аналитика — это способ оценить эффективность вложений в рекламу не в кликах и просмотрах, а в настоящих продажах и деньгах. Такие сервисы агрегируют данные об источниках трафика, расходах на рекламу и фактических продажах, а затем соединяют их между собой.

Благодаря этому маркетолог может наглядно увидеть, что с рекламной кампании А он получил 10 продаж на сумму 50 000 ₽, а с кампании B — ноль продаж. Так маркетолог сможет принять решение: кампания B неэффективна, отключаю её, а деньги перевожу в кампанию А.

Такие отчёты помогают доказать руководству эффективность вложений в маркетинг.

Чтобы настроить отчёт, нужно синхронизировать между собой Метрику, рекламные системы и CRM, в которой ведутся продажи. Подробнее о том, как это сделать, смотрите в видеоинструкции сервиса:

Другая задача — уметь верно анализировать эффективность рекламы. Начинающим разобраться с такими отчётами бывает непросто из-за количества терминов и непрозрачного влияния одних параметров на другие. В этом поможет самообразование: в сети много курсов по интернет-маркетингу для начинающих и аналитике.

Итог

Яндекс Метрика — довольно простая, но ёмкая система веб-аналитики.

В сервисе есть понятные подсказки для каждого действия, а многие настройки счётчика посещений выполняются автоматически: например, оптимизация кода для ускорения его загрузки и автоцели. При этом в Метрике есть и бесплатная сквозная аналитика — обычно такие сервисы стоят несколько сотен тысяч рублей в год.

Сервис подходит и начинающим специалистам, которые только разбираются в теме или ведут свой первый проект, и профессиональным интернет-маркетологам, которые хотят отслеживать эффективность рекламы до продаж.

Статью подготовили:

Редакция Практикума

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Sep 04 2024 20:01:59 GMT+0300 (Moscow Standard Time)