Как сделать презентацию
Дизайн • 31 июля 2024 • 5 мин чтения
Как сделать презентацию
Разбираемся, какие слайды важно включить в презентацию, уместно ли использовать мемы, чем плохи большие объёмы текста и какие тренды появились в дизайне презентаций.
Структура, визуальное оформление и наполнение презентации зависят от цели её создания и формата представления. Дизайнеру необходимо чётко понимать, зачем нужна презентация, кто и в каких условиях будет её смотреть и какой эффект она должна произвести: например, мы хотим добиться некоего целевого действия или просто продемонстрировать новый продукт.
Презентация как коммуникативный инструмент решает следующие задачи:
● Визуализирует данные. Воспринимать основную информацию из годового отчёта или представления нового продукта будет проще, если подать данные в виде сопровождаемых краткими текстами диаграмм и схем.
● Структурирует информацию. Разбивка по выполненным в едином стиле слайдам помогает быстрее сориентироваться в массиве новой информации.
● Управляет вниманием. При создании презентации дизайнер с помощью текста, цвета и других элементов может подчеркнуть, на чём зрителю следует сконцентрироваться, и удержать его внимание.
● Доносит идеи через дизайн. Грамотный визуал помогает передать главный посыл презентации и выделить основную идею.
В презентации, как и в любом дизайн-макете, дизайнер управляет вниманием зрителя с помощью графических элементов. Источник: hse.ru
Например, если цель презентации — убедить коммерческого директора выделить деньги на проект, то нужно показать его преимущества, выгоду для компании и точные расчёты. А если цель презентации — уговорить партнёра поехать в отпуск на море, то стоит добавить больше визуала, чтобы подогреть желание поплавать на кораблике по бирюзовой воде, искупаться на красивом пляже и посидеть в ресторанчике у воды. Цифры тоже не помешают: озвученный и чётко расписанный бюджет поможет принять решение. В обоих примерах вся презентация служит подводкой к финальному слайду с призывом к целевому действию — выделить деньги и поехать на море.
Очень важно до начала работы определить, предназначена ли презентация для живого выступления или только для восприятия с экрана. Хорошая презентация для чтения, например в почтовой рассылке, и для выступления спикера перед аудиторией — это две разные презентации, а не одна универсальная. Их наполнение и структура будут отличаться: первая не требует дополнительных пояснений голосом.
Научиться создавать не только презентации, но и сторис, мерч, лендинги, рассылки можно на курсе Практикума «Графический дизайнер». Внутри много практики, интерактивный учебник с тренировками и различные задания.
Структура презентации зависит от цели создания, аудитории и того, как её планируется использовать. Не существует строго обязательного списка основных элементов, которые должна содержать хорошая презентация, или некоей эталонной презентации. Список слайдов определяется принятой в корпоративной или другой соответствующей среде этикой. Презентация может состоять только из слайда с заголовком, набора тезисов и финального слайда или иметь более сложную структуру.
Например, у презентации для защиты дипломной работы есть строгая структура, которую нужно соблюдать: перечислить цели, задачи, объект исследования, подчеркнуть научную новизну, а в финале сделать заключение. У продающей презентации компании — изготовителя кофейных стаканчиков будет другая структура: в этой ситуации важно показать и рассказать, чем хороша продукция, указать цену и поделиться контактами для заказа.
В целом структура презентации похожа на структуру лендинга: есть некий базовый и расширенные наборы блоков, которые комбинируются в зависимости от цели конкретной презентации. Перечислим некоторые из них:
● Обложка, или титульный слайд, — даёт первое представление о презентации. Наполнение зависит от контекста. Если это собрание внутри компании, может указать название отдела, если авторский курс — обозначить создателя и тему, корпоративный — поставить логотип, и т. д.
● Типовые слайды — с текстами, схемами, инфографикой, картинками и другим наполнением. Это основная смысловая часть презентации.
● Разделители — помогают переключить внимание, акцентировать новый раздел и задать ритм всей презентации. Слайды-разделители часто контрастные, отличаются большим количеством цветов или изображений.
● Слайд с выводами — дублирует основные тезисы. Должен помочь зрителю или читателю запомнить новую информацию.
● Заключительный слайд — его место раньше занимало то самое знакомое каждому со школы «Спасибо за внимание». Сегодня финальный слайд трансформировался и всё чаще вместо благодарности зрителям включает контакты и призыв к действию (call to action, CTA).
Фотографии и иллюстрации на титульном слайде также уместны. Источник: habrastorage
Яркая иллюстрация на титульном листе привлекает внимание. Источник: pictures.s3.yandex.net
Финальный слайд презентации рекламного агентства. Источник: panda-ads
Часто дизайнеру приходится перерабатывать полученный от заказчика бриф, придумывать, как лучше подать и выделить информацию. Упорядочить и упростить восприятие данных в формате продуктовой презентации помогают визуальные материалы: графики, инфографика и схемы. Это способ переработать большие объёмы данных в наглядную и легко воспринимаемую форму.
Визуализация в презентации привлекает внимание и запоминается лучше нескольких абзацев текста. Например, три абзаца текста можно заменить одной схемой — это будет гораздо нагляднее. Материал будет восприниматься быстрее, к тому же картинка вызовет внимание зрителя: разглядывать её интереснее, чем читать страницу текста.
При этом важно, чтобы любая схема или картинка были не сами по себе, а иллюстрировали какую-то мысль.
Пример инфографики из презентации для магазина суккулентов. Источник: behance
Если презентация сопровождает живое выступление, важно, чтобы она была яркой и наглядной. Визуально это минимум текста, больше картинок, в том числе эмоциональных мемов, которые будут дополнять речь спикера.
Если же презентация предназначена только для чтения, без звукового сопровождения, она должна быть максимально информативной. Текста в ней будет больше, но важно структурировать его так, чтобы он легко воспринимался. Огромное количество мелкого текста усложняет восприятие презентации.
Информацию со слайда, оформленного по этому шаблону, будет легко уловить даже без сопровождения спикера. Источник: Яндекс Практикум
В презентации важно использовать хорошо читаемые шрифты и ограниченное количество цветов. Визуальный шум, аляповатость и мелкий шрифт помешают восприятию информации. А вынесенные на слайды огромные абзацы из шрифтов с засечками с высокой контрастностью будет сложно прочесть даже из первого ряда. Такой текст будет «рябить», и зрители быстро потеряют интерес к презентации.
Вынесенная на слайд броская цитата или внушительная цифра смогут впечатлить зрителя только в том случае, если он сможет их разобрать. Источник: behance
Для хорошей презентации будет достаточно даже одного шрифта, если использовать его в двух начертаниях: полужирном для заголовков и обычном для основного текста. Другой классический приём — взять два шрифта: более акцентный для заголовков и нейтральный для основного текста.
Как и в случае со шрифтами, в красивой презентации не стоит использовать слишком много цветов. Разумный минимум — три цвета: два основных для фона и текста и один акцентный. При этом при подборе палитры важно помнить про контрастность, чтобы зрителям не пришлось напрягать зрение.
В презентации агентства Setters для фона использован светло-серый цвет, а для акцентов — яркий фиолетовый. Источник: setters.agency
В дизайне презентаций сегодня можно отметить такие тренды:
● Интерактивность. Презентации, если не говорить о сопровождении выступлений, становятся более интерактивными, в том числе за счёт новых технических возможностей. Например, на слайды добавляют QR-коды, которые зритель может отсканировать, чтобы поучаствовать в опросе или задать вопрос спикеру. Сюда же можно отнести применение 3D-графики и анимации.
● Упрощение. Всё реже встречается обилие текста и перегруженные, сложные для восприятия слайды. На слайдах появляется больше воздуха, используются более крупнее начертания.
● Юмор. Юмор — сильный инструмент в создании презентации в частности и в целом при публичном выступлении. Приветствуется уместный юмор, а мемы используют уже и в корпоративной культуре. Узнаваемые мемы, например с эмоциональными котиками, хороши в качестве иллюстрации. С их помощью в оформление презентации можно добавить живости и интереса, но без перегибов.
● Отказ от привычных шаблонов. Сейчас в дизайне презентаций почти не используют стандартные шаблоны из PowerPoint. Даже не-дизайнеры стараются найти шаблоны поинтереснее — это связано в том числе с возросшим уровнем общей насмотренности.
С помощью мемов в презентацию можно добавить живости и привлечь интерес зрителей, но важно не допускать перегибов. Источник: tbank
● Важно соблюдать единообразие. Чтобы презентация была цельной и воспринималась гармонично, нужно выдерживать единый стиль оформления. Это значит использовать ограниченную палитру и один набор шрифтов на всех слайдах, одинаковый стиль графиков, схем и изображений. Идеальное решение — выстроить сетку, то есть очертить поля, за которые не будет заходить контент. Работа по сетке помогает структурировать информацию внутри слайда и создать скелет, который удерживает всю презентацию в целом.
● Нужно держать ритм. Важно соблюдать ритм, без него презентация будет казаться монотонной и неинтересной. Задать ритм можно с помощью слайдов-разделителей и элементов корпоративного стиля.
● Следует помнить о базовых правилах дизайна. В хорошей презентации должны соблюдаться базовые правила типографики, колористики и композиции. Например, если на стандартном слайде формата 16:9 разместить слева заголовок и кусочек текста, справа — узкую картинку, а середину оставить пустой, композиционно он будет не гармоничен. Такой слайд будет смотреться как заготовка, нечто незавершённое или брошенное.
● Нельзя забывать про цель презентации. Плохая презентация — та, которая не выполняет свою задачу, то есть не преподносит информацию доступно и интересно и не отвечает запросам аудитории.
● Следует придерживаться правила «один слайд — одна мысль». Чтобы аудитория не запуталась в потоке информации, стоит размещать на слайде только одну мысль и иллюстрирующие её визуальные материалы.
Читать также: