Менеджмент • 15 апреля 2025 • 5 мин чтения

Как сделать командные встречи интереснее

Рассказали про подготовку и процесс проведения встреч, форматы вовлечения участников и список книг, которые сделают командные встречи интереснее.

Зачем улучшать процесс проведения встреч с командой

Командные встречи совершенствуют, чтобы решить проблемы низкой вовлеченности, слабой коммуникации и результативности. Вот чем поможет апгрейд проведения командных встреч.

Повышение уровня вовлечённости. Бывает так, что люди приходят на встречу, чтобы просто отсидеть время. Это можно исправить, если повысить мотивацию участников и дать им понять, зачем они здесь находятся. Для этого нужно провести встречу так, чтобы люди вместе принимали решения и предлагали новые идеи.
Улучшение коммуникации. Помогает выявить ожидания участников, сложные темы, создать комплексную картину и увидеть проблемы с разных сторон.
Повышение результативности. Помогает прийти к взаимоприемлемым решениям, конкретным шагам — например, определиться с датами, дедлайнами, задачами и т. д.
Помимо перечисленных задач, апгрейд встреч поможет сэкономить время. Они проходят быстрее, так как учтены ошибки предыдущих встреч. Оставшееся время можно потратить на что-то более полезное — например, на реализацию вопросов, которые участники обсуждают.

Управлять командными встречами можно научиться на курсе по управлению командой. За четыре месяца студенты систематизируют свои знания и освоят новые инструменты: например, научатся мотивировать сотрудников, выстраивать рабочие процессы, управлять командой в условиях неопределённости.

Как подготовить и провести командную встречу

У встречи есть определённая динамика. Поэтому до её начала нужно сформулировать цель и понять шаги, которые помогут этой цели достичь. Например, если встреча запланирована ради решения проблем в проекте, то цель — сгенерировать идеи для их решения. Исходя из этого нужно структурировать внутренний процесс обсуждения. Расскажем подробнее, как подготовиться к встрече.

Сформулируйте цель. Из этого будет понятно, какой состав участников нужен, какие результаты должны получиться, каким будет дизайн этой встречи и какими будут этапы.
Составьте структуру (адженду) — что будет на встрече, пункты или блоки внутри встречи. В идеале аджендой нужно поделиться с участниками заранее. Так они будут понимать, чего ожидают от них на этой встрече, что нужно заранее подготовить, над чем подумать, с какими материалами познакомиться, какой результат будет по итогу встречи. Если адженда прописана хорошо, то неподходящие участники отсеются.
Подготовьте материалы для встречи. Можно прописать в приглашении, что на встрече понадобится проанализировать дополнительные материалы, и приложить их к приглашению.
Распределите роли ведущих. Встречу кто-то должен вести, записывать этапы и результаты, подводить итоги. Об этом мы расскажем ниже.

Встречу нужно начать с короткой переклички (чекина) и напомнить тему обсуждения. После этого важно обозначить этапы, которые намечены: например, сказать, что сейчас будет этап индивидуального мозгового штурма, когда каждый записывает какую-то идею по заданной теме. Можно объединиться в мини-группы и в них обмениваться идеями, выбирать лучшие. Затем команды презентуют идеи, из них нужно выбрать те, которые можно взять в работу.

В конце каждого этапа сформулируйте результат. На первом этапе результатом будет список идей каждого участника. На втором — список лучших идей, которые записала каждая команда. На третьем этапе — отбор лучших идей всех команд и составление чек-листа по решению общей задачи.

Для эффективного проведения встречи применяют схему Сэма Кейнера, которая описывает этапы принятия решений в группе. Идея состоит в разделении процесса на этапы мышления команды. На каждом этапе используют свои техники. Всего этапов три:

1. Этап расходящегося мышления — когда команда ещё не совсем понимает свои задачи и не слышит друг друга. Задача на этом этапе — простимулировать людей к открытому обсуждению, поиску идей. Это делается за счёт правил и вовлекающих механик.
2. Этап формирования взаимопонимания («зона стонов») — когда имеют место конфликты и недоговорённости внутри команды. Например, одному человеку важно одно, второму — другое. Нужно в этот момент управлять конфликтом, поддерживать участников морально, продумать, как вернуть команду к цели, пережить ощущение турбулентности.
3. Этап сходящегося мышления — принятие решения. Здесь возможно снова возвращение к цели, сужение мест, где идёт расхождение мнений, и подсвечивание ключевой линии.

Схема принятия решения. Источник

Чем различаются роли модератора и фасилитатора

На встрече могут быть выделены две основные роли: модератор и фасилитатор. Задачи этих людей будут различаться.

Модератор — это человек, который следит за ходом дискуссии, фиксирует промежуточные и итоговые результаты встречи. Например, встреча запланирована на полчаса. За это время нужно обсудить три вопроса. Это значит, что есть примерно по 10 минут на каждый вопрос. Модератор следит за временем, повесткой. Допустим, прошло восемь минут, но первый вопрос ещё не решён. Модератор должен поторопить участников либо продлить время на обсуждение.

Фасилитатор — это человек, который управляет групповой дискуссией. У него три фокуса внимания: цель встречи, формат встречи и то, как люди чувствуют себя внутри этой встречи (например, насколько вовлечены участники, как можно их вовлечь, насколько команда доходит до цели).

Бывает, что роль фасилитатора играет руководитель, который инициирует встречу. Но руководитель заинтересован в результате встречи, а фасилитатор — нейтральный человек. Его задача — направлять команду, чтобы участники лучше слышали друг друга, и он не заинтересован в конкретном варианте или исходе. Руководитель не всегда может совмещать две роли. Поэтому в таких случаях нужно решить, в какой части встречи он будет фасилитатором, а в какой — руководителем, принимающим финальное решение и несущим ответственность за это решение. Также фасилитатор помогает управлять дискуссией, применяет техники фасилитации. Об этом расскажем ниже.

Как сделать формат встречи интересным

Встречу можно сделать интереснее с помощью управления групповой динамикой, визуализации и геймификации. Они отличаются способами проведения и целями. Расскажем об этом подробнее.

Интерактив. Важно следить за динамикой вовлечённости людей. Для этого используются такие процессы, как процедура открытия встречи (check-in) и обсуждение итогов встречи (check-out). Это короткие вопросы, которые направлены на обсуждение, обратную связь, рефлексию.

Есть ещё популярные форматы Open Space Technology и World Cafe. Open Space Technology (OST) — это методика организации встреч, которая позволяет участникам самостоятельно определять повестку дня и обсуждать актуальные для них темы. World Cafe — метод организации групповых обсуждений, который используется для генерации идей, обмена знаниями и выявления мнений участников.

Визуализация (скрайбинг). Участники фиксируют на доске ход встречи и важные мысли. Это нужно, чтобы было проще возвращаться к важным нюансам, ничего не забывать. К тому же человек чувствует себя услышанным, когда видит, что его идею зафиксировали.

Геймификация. Может применяться для разных целей, например для оценки задач. Представьте, что есть задача. Каждый разработчик называет время на её закрытие: 3 часа, 5 часов, 6 часов и т. д. Они обсуждают критерии оценки и выделяют определённое количество пойнтов на эту задачу.

Ещё бывает так, что обсуждение растягивается на целый день. Тогда управлять динамикой встречи можно с помощью перерывов. Обычный цикл, в рамках которого можно удержать внимание, длится примерно 45−90 минут. Допустим, если встреча длится уже 1,5 часа, можно внутри встречи менять форматы, чтобы удержать фокус внимания участников.

Форматов для вовлечения участников много. Все они описаны в книгах для фасилитаторов. Мы собрали самые популярные:

● «Руководство фасилитатора» (С. Кейнер).
● «Фасилитация для консультантов» (И. Бенс).
● «45 инструментов фасилитатора» (Т. Кристина).
● «Главная книга о фасилитации» (А. Дудоров, Л. Дудорова).
● «Лидер будущего» (С. Бехтерев, В. Бехтерева).
● «Ретроспектива проекта. Как проектным командам оглядываться назад, чтобы двигаться отсеются» (Н. Керт).
● «Ретроспектива в Agile. Проверенные методы и инновационные подходы» (М. Лоффлер).

Инструменты для повышения продуктивности

Рабочие инструменты фасилитаторов при проведении встреч

Советы эксперта для поддержания вовлеченности

Юлия Аравина
Большая часть успеха в любой командной дискуссии — это подготовка к ней и умение быть внимательным в процессе. То есть человек находится в дискуссии, он видит участников, держит фокус на цели, времени и на состоянии участников. Когда фасилитатор мыслями улетает в свои какие-то задачи, он упускает часть групповой динамики, ему становится сложнее управлять процессом.
Важно придерживаться правил и культуры обратной связи. То есть уметь вовлечь в дискуссию молчунов, не давать разгоняться активистам, транслировать и регулировать равенство всех участников дискуссии. Ещё важно делать встречи разнообразными. Постоянные одинаковые форматы встреч быстро надоедают — люди начинают воспринимать встречу как формальный процесс и остаются недовольными.
Последний совет: не забывать напоминать участникам про цель встречи и ценность присутствия. Если этого не делать, участники могут забыть, зачем собрались. Это приводит к снижению мотивации и эффективности.
Статью подготовили:
Юлия Аравина
Яндекс Практикум
Коуч IT-руководителей и команд, психолог
Валентина Бокова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
Tue Apr 15 2025 13:45:09 GMT+0300 (Moscow Standard Time)