При первом просмотре рекрутер уделяет резюме всего несколько секунд, поэтому важно не только содержание, но и то, как документ выглядит: это напрямую влияет на первое впечатление. Разберём основные моменты, которые помогут грамотно составить резюме.
Объём. Даже если у кандидата 10 лет опыта, стоит постараться уложить ключевые достижения в компактный формат. Рекрутер, скорее всего, не будет читать целиком документ из 3–5 страниц, а просто пробежится глазами в поисках ключевых слов. Если они не найдутся сразу, то, вероятно, резюме вообще не будет рассмотрено. Поэтому лучше сразу написать его так, чтобы важные вещи были на виду и уложены в 1–2 страницы.
Оформление. Резюме должно быть визуально нейтральным: спокойный фон, читаемый шрифт. Не стоит выбирать яркие цветовые сочетания, такие как синий текст на зелёном фоне. Задача документа — преподнести информацию о соискателе, а не отвлекать внимание на оформление.
Фотография. Фото в резюме часто может привлечь дополнительное внимание рекрутера. Снимок должен быть формальным, но лучше не использовать фото как на паспорт. Стоит воздержаться от кадров в купальниках, с оголёнными плечами, с животными или в полный рост, где лицо неразличимо. Оптимальный вариант — портрет по грудь, с полуулыбкой и взглядом в объектив.
Разобраться, как правильно написать и оформить документ, поможет бесплатный курс «Как составить резюме». На занятиях студенты узнают, на что обращают внимание рекрутеры, как подчеркнуть свои сильные стороны, описать навыки и опыт работы.
Это один из самых важных блоков, здесь указывают, как работодатель может связаться с соискателем. Что нужно писать в контактах в резюме:
● ник в Telegram — чаще всего рекрутеры используют именно этот способ общения;
● телефон;
● электронную почту.
Первые два пункта — обязательные, третий опциональный.
В резюме нужно включить раздел «О себе» для того, чтобы выйти за рамки сухого перечисления опыта и образования. Это та часть документа, где можно показать личную мотивацию, ожидания и критерии выбора работы — то, что не поместится в формальные блоки.
В обоих случаях можно добавить важные для соискателя условия, например график и формат работы или требования к оформлению трудовых отношений. А вот ожидания по зарплате в этом блоке указывать не стоит — обычно это пишут рядом с названием должности.
Опыт работы — это, пожалуй, самая значимая часть. Работодатель смотрит на резюме через призму собственных задач и нанимает человека, чтобы закрыть конкретную «боль»: как с решением задач поможет именно этот кандидат.
Как именно написать об опыте работы в резюме, зависит от того, есть ли у кандидата этот самый опыт.
● Кандидаты с опытом. Здесь упор лучше сделать на результаты, а не на список обязанностей. Лучше сформулировать достижения по принципу: что именно сделал, с помощью каких инструментов и к какому результату это привело. Например, вместо абстрактного «в мои задачи входило писать код» программист может указать в резюме: «Разработал внутренний сервис на Python (Django), настроил кеширование и логирование — время обработки заявки сократилось на 30%».
● Кандидаты без опыта. Здесь важно показать смежные или универсальные навыки. К примеру, продавец-консультант может написать не «обслуживал клиентов», а «развил навык работы в условиях многозадачности, есть опыт наставничества: обучал новичков в команде». А если человек, который идёт в SMM, вёл собственный телеграм-канал, об этом тоже обязательно стоит упомянуть. Это демонстрирует как интерес к профессии, так и первые практические шаги.
Раздел с навыками должен быть максимально конкретным и релевантным вакансии. Важно включать и hard, и soft skills — примерно в равной пропорции.
Хард-скилы в резюме нужно перечислять, ориентируясь на требования вакансий. Можно открыть несколько релевантных объявлений и выделить то, что чаще всего встречается и соответствует знаниям и умениям кандидата.
Что касается софт-скилов, то лучше воздержаться от слов вроде «стрессоустойчивость», «коммуникабельность» и «пунктуальность». Эти качества могут указать все подряд, а их смысл слишком размытый. Для одного коммуникабельность — это выпить кофе с коллегами, для другого — активно заводить полезные контакты и выстраивать нетворкинг. Такие формулировки ничего не говорят рекрутеру.
Этот раздел обязателен в любом резюме на работу. Перед тем как заполнять этот блок, из всех пройденных курсов лучше выбрать только то обучение, которое усиливает профиль кандидата именно в контексте целевой позиции.
Помимо стандартных блоков, в резюме можно добавить раздел с дополнительной информацией. Именно здесь стоит показать то, что выделяет специалиста среди других кандидатов и помогает работодателю лучше понять уровень его экспертизы.
Портфолио. Для профессий, которые предполагают наличие портфолио, нужно показать результаты работы. Для маркетолога это могут быть кейсы с рекламными кампаниями, для контент-менеджера — ссылки на опубликованные тексты или посты, которые отражают стиль письма и умение доносить мысль. У проджект-менеджера портфолио может включать описание проектов: какого масштаба они были, сколько человек было в команде, каких результатов удалось достичь.
Экспертиза. В резюме полезно написать, если соискатель выступает в роли эксперта в публичном поле, к примеру участвовал в конференциях или других мероприятиях как эксперт, публиковал авторские статьи или ведёт профессиональный блог. Всё это подчёркивает вовлечённость кандидата в профессию и показывает, что он развивается не только на уровне задач, но и как эксперт.
Правильно составить резюме сегодня стало проще: часть рутинных задач можно доверить искусственному интеллекту. Но нужно помнить: ИИ — это инструмент, а не автор. Можно использовать его как помощника, но финальный голос и tone of voice остаются за кандидатом.
Три совета, как использовать нейросети для того, чтобы грамотно написать резюме:
1. Подключать ИИ как ресёрчера. Не стоит бояться прогонять резюме и подготовку к вакансии через ChatGPT. Главное — написать точный промпт: попросить проанализировать актуальные вакансии на конкретном сайте и собрать требования, ключевые навыки, частые обязанности, стек. Это экономит часы ручного просмотра.
2. Улучшать текст с помощью ИИ, а не писать с нуля. Если попросить нейросеть полностью составить резюме, скорее всего, там будет много воды и мало конкретных формулировок. Лучше показывать ИИ уже готовый текст, чтобы его «почистить»: убрать повторы, сделать формулировки короче.
3. Генерировать сопроводительное письмо. Можно приложить к запросу в нейросети резюме и ссылку на вакансию и попросить его составить релевантный текст сопроводительного письма. Но результат генерации нужно обязательно перечитать и подправить под себя. Иначе получится слишком общее письмо, которое не сможет помочь найти работу.
Чтобы не мучиться вопросом, как грамотно написать резюме на работу, можно воспользоваться готовыми шаблонами. Как их найти бесплатно:
● Сайты по поиску работы. Резюме можно составить на сайтах вроде hh.ru или Superjob, заполнив формы. Готовый документ можно потом скачать и использовать для рассылки работодателям.
● Каталоги. В сети есть множество сайтов с готовыми образцами резюме, например Microsoft Create, Obrazecv или Blancum.
● Онлайн-конструкторы. Составить резюме можно с помощью таких сторонних конструкторов, как Resume Online и MyResume.
Совет эксперта
Читать также: