Карьера  •  11 сентября 2025  •  5 мин чтения

Как правильно составить резюме

Рассказываем, как грамотно составить резюме для устройства на работу и что в нём нужно писать. Приводим пример структуры резюме, даём шаблоны и образцы.

Основные формальные требования

При первом просмотре рекрутер уделяет резюме всего несколько секунд, поэтому важно не только содержание, но и то, как документ выглядит: это напрямую влияет на первое впечатление. Разберём основные моменты, которые помогут грамотно составить резюме.

Объём. Даже если у кандидата 10 лет опыта, стоит постараться уложить ключевые достижения в компактный формат. Рекрутер, скорее всего, не будет читать целиком документ из 3–5 страниц, а просто пробежится глазами в поисках ключевых слов. Если они не найдутся сразу, то, вероятно, резюме вообще не будет рассмотрено. Поэтому лучше сразу написать его так, чтобы важные вещи были на виду и уложены в 1–2 страницы.

Оформление. Резюме должно быть визуально нейтральным: спокойный фон, читаемый шрифт. Не стоит выбирать яркие цветовые сочетания, такие как синий текст на зелёном фоне. Задача документа — преподнести информацию о соискателе, а не отвлекать внимание на оформление.

Фотография. Фото в резюме часто может привлечь дополнительное внимание рекрутера. Снимок должен быть формальным, но лучше не использовать фото как на паспорт. Стоит воздержаться от кадров в купальниках, с оголёнными плечами, с животными или в полный рост, где лицо неразличимо. Оптимальный вариант — портрет по грудь, с полуулыбкой и взглядом в объектив.

Разобраться, как правильно написать и оформить документ, поможет бесплатный курс «Как составить резюме». На занятиях студенты узнают, на что обращают внимание рекрутеры, как подчеркнуть свои сильные стороны, описать навыки и опыт работы.

Структура и порядок блоков

Контактная информация

Это один из самых важных блоков, здесь указывают, как работодатель может связаться с соискателем. Что нужно писать в контактах в резюме:

● ник в Telegram — чаще всего рекрутеры используют именно этот способ общения;
● телефон;
● электронную почту.

Первые два пункта — обязательные, третий опциональный.

О себе

В резюме нужно включить раздел «О себе» для того, чтобы выйти за рамки сухого перечисления опыта и образования. Это та часть документа, где можно показать личную мотивацию, ожидания и критерии выбора работы — то, что не поместится в формальные блоки.

Что нужно писать в блоке «О себе» в резюме на работу

В обоих случаях можно добавить важные для соискателя условия, например график и формат работы или требования к оформлению трудовых отношений. А вот ожидания по зарплате в этом блоке указывать не стоит — обычно это пишут рядом с названием должности.

Опыт работы

Опыт работы — это, пожалуй, самая значимая часть. Работодатель смотрит на резюме через призму собственных задач и нанимает человека, чтобы закрыть конкретную «боль»: как с решением задач поможет именно этот кандидат.

Как именно написать об опыте работы в резюме, зависит от того, есть ли у кандидата этот самый опыт.

Кандидаты с опытом. Здесь упор лучше сделать на результаты, а не на список обязанностей. Лучше сформулировать достижения по принципу: что именно сделал, с помощью каких инструментов и к какому результату это привело. Например, вместо абстрактного «в мои задачи входило писать код» программист может указать в резюме: «Разработал внутренний сервис на Python (Django), настроил кеширование и логирование — время обработки заявки сократилось на 30%».
Кандидаты без опыта. Здесь важно показать смежные или универсальные навыки. К примеру, продавец-консультант может написать не «обслуживал клиентов», а «развил навык работы в условиях многозадачности, есть опыт наставничества: обучал новичков в команде». А если человек, который идёт в SMM, вёл собственный телеграм-канал, об этом тоже обязательно стоит упомянуть. Это демонстрирует как интерес к профессии, так и первые практические шаги.

Ключевые навыки

Раздел с навыками должен быть максимально конкретным и релевантным вакансии. Важно включать и hard, и soft skills — примерно в равной пропорции.

Хард-скилы в резюме нужно перечислять, ориентируясь на требования вакансий. Можно открыть несколько релевантных объявлений и выделить то, что чаще всего встречается и соответствует знаниям и умениям кандидата.

Пример того, как грамотно написать о профессиональных навыках в резюме на работу

Что касается софт-скилов, то лучше воздержаться от слов вроде «стрессоустойчивость», «коммуникабельность» и «пунктуальность». Эти качества могут указать все подряд, а их смысл слишком размытый. Для одного коммуникабельность — это выпить кофе с коллегами, для другого — активно заводить полезные контакты и выстраивать нетворкинг. Такие формулировки ничего не говорят рекрутеру.

Образование

Этот раздел обязателен в любом резюме на работу. Перед тем как заполнять этот блок, из всех пройденных курсов лучше выбрать только то обучение, которое усиливает профиль кандидата именно в контексте целевой позиции.

Что нужно писать об образовании в резюме для устройства на работу

Дополнительные разделы

Помимо стандартных блоков, в резюме можно добавить раздел с дополнительной информацией. Именно здесь стоит показать то, что выделяет специалиста среди других кандидатов и помогает работодателю лучше понять уровень его экспертизы.

Портфолио. Для профессий, которые предполагают наличие портфолио, нужно показать результаты работы. Для маркетолога это могут быть кейсы с рекламными кампаниями, для контент-менеджера — ссылки на опубликованные тексты или посты, которые отражают стиль письма и умение доносить мысль. У проджект-менеджера портфолио может включать описание проектов: какого масштаба они были, сколько человек было в команде, каких результатов удалось достичь.

Юлия Шикарева

Портфолио помогает не только работодателю — оно полезно и самому кандидату. Часто люди забывают, что делали, какие именно результаты и как получили. Если фиксировать их по ходу работы, потом будет проще собрать наглядные примеры для резюме. При этом если проект находится под NDA, можно всё равно писать о результате не в абсолютных цифрах, а в относительных. Условно: не «продажи выросли на миллион рублей», а «продажи увеличились на 10% после внедрения новой системы мотивации».

Экспертиза. В резюме полезно написать, если соискатель выступает в роли эксперта в публичном поле, к примеру участвовал в конференциях или других мероприятиях как эксперт, публиковал авторские статьи или ведёт профессиональный блог. Всё это подчёркивает вовлечённость кандидата в профессию и показывает, что он развивается не только на уровне задач, но и как эксперт.

Профессиональные советы

Правильно составить резюме сегодня стало проще: часть рутинных задач можно доверить искусственному интеллекту. Но нужно помнить: ИИ — это инструмент, а не автор. Можно использовать его как помощника, но финальный голос и tone of voice остаются за кандидатом.

Три совета, как использовать нейросети для того, чтобы грамотно написать резюме:

1. Подключать ИИ как ресёрчера. Не стоит бояться прогонять резюме и подготовку к вакансии через ChatGPT. Главное — написать точный промпт: попросить проанализировать актуальные вакансии на конкретном сайте и собрать требования, ключевые навыки, частые обязанности, стек. Это экономит часы ручного просмотра.

Пример того, как использовать ИИ для описания навыков

2. Улучшать текст с помощью ИИ, а не писать с нуля. Если попросить нейросеть полностью составить резюме, скорее всего, там будет много воды и мало конкретных формулировок. Лучше показывать ИИ уже готовый текст, чтобы его «почистить»: убрать повторы, сделать формулировки короче.

ChatGPT можно попросить переформатировать данные резюме в нужный формат

3. Генерировать сопроводительное письмо. Можно приложить к запросу в нейросети резюме и ссылку на вакансию и попросить его составить релевантный текст сопроводительного письма. Но результат генерации нужно обязательно перечитать и подправить под себя. Иначе получится слишком общее письмо, которое не сможет помочь найти работу.

Пример письма, которое нейросеть сгенерировала на основе текста вакансии и резюме кандидата

Шаблон резюме

Чтобы не мучиться вопросом, как грамотно написать резюме на работу, можно воспользоваться готовыми шаблонами. Как их найти бесплатно:

Сайты по поиску работы. Резюме можно составить на сайтах вроде hh.ru или Superjob, заполнив формы. Готовый документ можно потом скачать и использовать для рассылки работодателям.
Каталоги. В сети есть множество сайтов с готовыми образцами резюме, например Microsoft Create, Obrazecv или Blancum.
Онлайн-конструкторы. Составить резюме можно с помощью таких сторонних конструкторов, как Resume Online и MyResume.

Совет эксперта

Юлия Шикарева

Рекрутеры редко читают каждое слово в резюме. Чаще всего взгляд цепляется за первые строчки — именно они формируют впечатление о кандидате. Поэтому всё, что стоит в начале блока «Опыт работы», будет восприниматься как-то, что в большей степени входило в обязанности соискателя, чем задачи, стоящие в конце списка. Это можно использовать в свою пользу и поднимать наверх самые релевантные обязанности для вакансии. Например, если от соискателя ждут управления проектами и командой, то именно это должно идти первым. Простая перестановка пунктов помогает управлять акцентами. Рекрутеру сразу видно, чем соискатель занимался больше всего и какую задачу сможет закрыть в новой компании.
Статью подготовили:
Юлия Шикарева
Яндекс Практикум
Наставник курса «HR‑менеджер», HR-директор
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Подпишитесь на наш ежемесячный дайджест статей —
а мы подарим вам полезную книгу про обучение!

Поделиться 
Пройдите бесплатные части курсов в Практикуме, чтобы сделать осознанный выбор профессии
Thu Sep 11 2025 15:43:17 GMT+0300 (Moscow Standard Time)