Маркетинг  •  28 июня 2022  •  5 мин чтения

Что такое семантическое ядро: зачем нужно, как собрать, как использовать

Оптимизация сайта и его структуры — процесс в несколько этапов. Разбираем первый, подготовительный этап по сбору и анализу семантического ядра. Сначала расскажем, что такое семантическое ядро и как оно связано со структурой сайта. Потом покажем, что делать с готовым семантическим ядром: как парсить и подходить к кластеризации.

Что такое семантическое ядро

Семантическое ядро (СЯ, «семантика») — это набор ключевых запросов, которые описывают сайт и то, что на нём размещается. Семантическое ядро есть у каждой страницы на сайте. Из всех ключевых слов формируется большое СЯ сайта.

Ключевой запрос («ключ») — это обычные запросы, которые пользователи вбивают в поисковик, когда ищут что-то в интернете. «Ключ» — одно из словосочетаний из семантического ядра, по нему работает SEO-выдача. «Ключи» продвигают сайты на первые страницы поиска в поисковиках.

Разберём на примере, как собрать семантическое ядро. Есть интернет-магазин, где продаётся мороженое. Опишем ассортимент: «эскимо в шоколаде», «пломбир в стаканчике», «рожок», «торт-мороженое», «низкокалорийное мороженое», «пломбир без сахара», «протеиновое мороженое». В кавычках ключевые запросы сайта, всё вместе — это семантическое ядро.

Все эти ключевые запросы не нужно придумывать самостоятельно. Иначе можно сделать искусственное СЯ: вроде бы запросы хорошие, но их никто не использует. Стоит обращаться к специальным инструментам, о них расскажем позже.

Семантическое ядро запросов — это ядро продвижения. Важно правильно собрать его, иначе не получится продвигаться, вести контекстную рекламу и приводить клиентов. Составление и анализ семантического ядра — основа для работы в контекстной рекламе и SEO-продвижении.

Семантическое ядро или структура сайта — с чего начать

Правильное семантическое ядро помогает структурировать сайт. Есть два основных способа работать с СЯ: с нуля и «по факту».
Структура семантического ядра с нуля

Допустим, ещё нет интернет-магазина с мороженым, он только планируется. Владелец бизнеса начал работу над сайтом, обратился к разработчику и SEO-оптимизатору. Вводные — ассортимент интернет-магазина, под которые будет собираться СЯ.

Вот как будем действовать:

  1. Первым шагом занимаемся составлением семантического ядра сайта. Это та «материя», из которой начнём лепить структуру сайта. Для этого проанализируем поисковые запросы пользователей и соберём СЯ под все страницы будущего сайта. Собирать ключевые запросы будем в Wordstat — почитайте нашу статью про этот инструмент.

  2. Следующий этап — кластеризация запросов по страницам продуктов и категориям.

Кластеризация — это деление ключевых запросов из семантики на кластеры. Каждый кластер — своя тема.

Важно кластеризовать запросы, чтобы не попасть в свою же ловушку. Может получиться так, что дважды рассказывается об одном и том же продукте на разных страницах. Значит, мы сами себе конкуренты.

Интернет-ресурс будет использоваться эффективнее, если он подстроен под запросы пользователей. А ещё будет проще интерпретировать аналитику по сайту, если страницы оптимизированы под свои «ключи».

  1. Наконец рисуем карту сайта и расписываем по ней ключевые запросы.
Рисуем карту сайта и расписываем по ней ключевые запросы

С таким подходом ресурс будет использоваться эффективнее — потому что подстроен под запросы пользователей. Можно легко заметить, что страницы ранжируются по разным запросам, каждая страница оптимизирована под свои «ключи». Это влияет на SEO-продвижение. Например, не стоит продвигать запрос «купить холодильник» вместе с запросом «купить холодильник с морозильной камерой» с одной страницы. Это неверный подход. Правильно будет создать под эти ключевые запросы отдельные посадочные страницы и отдельные кластеры запросов.

Составление семантического ядра под структуру
Если сайт с мороженым существует, остаётся проводить подбор семантического ядра под готовые страницы и разделы. А ещё параллельно можно составлять план по расширению страниц. Например, на сайте есть эскимо и страница под него. При поиске ключевых слов нашлась группа «клубничное эскимо». Значит, если такое эскимо есть в интернет-магазине, под него нужна отдельная разводящая страница со всеми товарами, которые подходят под «клубничное эскимо».
Материал по теме:
Статистика запросов в Яндекс Wordstat: узнать, что спрашивают люди, и подстроиться под спрос

Какие бывают ключевые слова

Есть несколько признаков, по которым можно классифицировать ключевые слова. Начнём с популярности. Бывают высоко-, средне- и низкочастотные запросы:

высокочастотные запросы — частота показов от 1 000 либо от 5 000/10 000 показов;

среднечастотные запросы — до 1 000 либо до 5 000 показов;

низкочастотные запросы — до 100 либо до 1 000 показов в месяц.

Оценка частоты запроса зависит от тематики сайта, который продвигается. Для интернет-магазина мороженого фраза «купить эскимо шоколадное» с частотой показов около 6 000 в месяц среднечастотная. А для небольшого сайта с домашними мороженицами запрос «сделать мороженое дома» с частотой показов от 1 000 высокочастотный.

Часть поисковых запросов всегда будет низкочастотной. И это хорошо. Когда составляете семантическое ядро, не бегите за высокочастотными запросами, по ним продвигаться труднее. Лучше сфокусироваться на низко- и среднечастотных. Когда займёте хорошие места в выдаче по таким запросам, сможете приблизиться к топу и по высокочастотным ключевым словам.

Ещё ключевые слова можно разделить по потребностям пользователей:

Информационные запросы. Это запросы, чтобы найти ответ на определённый вопрос, узнать информацию о чём-то. Например, «почему трава зелёная», «как стать интернет-маркетологом», «плюсы и минусы жизни у моря», «сколько калорий в яйце».

Транзакционные запросы. Это запросы-действия. Когда вы хотите поздравить племянницу с днём рождения, вы вводите в поисковике «купить конструктор», «заказать шарики», «скачать сценарий детского праздника».

Навигационные запросы. В таком запросе пользователь указывает домен, сайт, бренд или фирму. Например, «официальный сайт ВДНХ», «курсы Яндекс Практикума».

Другие запросы. По этим ключам сложно определить, что хочет сделать пользователь. Например, запрос «фикус» может быть и про покупку цветка, и про разведение, и про уход, и про разные сорта фикусов.

Таких запросов лучше избегать при подборе СЯ. Старайтесь делать их более конкретными. При запросе «фикус» не очень понятно, что пользователь ищет и что мы можем ему предложить на странице.

Теперь нужно определиться, как собрать семантическое ядро для сайта. Будем «парсить».

Как подобрать ключевые слова для семантического ядра

Парсинг — это сбор ключевых слов, которые описывают тематику сайта и бизнеса. Берём одну страницу сайта и начинаем «сажать» на неё ключевые слова. Расскажем, как составить семантическое ядро.

Парсить можно разными способами. Например:

Устроить мозговой штурм. Нужно описать, про что сайт и услуги. Дальше — сформировать запросы, по которым этот сайт можно будет найти.

Добавить синонимы. Низкокалорийное мороженое могут называть диетическим. Оцените, вбивают ли такой запрос в поисковик. Если да, добавьте в семантическое ядро.

Изучить конкурентов. Например, через SEMrush.

Подобрать с помощью сервисов. Мы будем подбирать базовые ключевые слова через Яндекс Wordstat.

Начнём сбор семантического ядра с мозгового штурма. Будем отталкиваться от ассортимента или услуг. Далее под каждую страницу создадим своё детальное СЯ. Например, под «низкокалорийное мороженое»: «пломбир без сахара», «диетическое мороженое», «низкокалорийное мороженое».

Дальше вобьем один из запросов в Вордстат , выберем регион и соберем «ключи». Ориентироваться будем на тему страницы. У нас про готовое мороженое. Значит, не будем брать запросы «рецепт», «как сделать дома». Нам понадобятся запросы «купить низкокалорийное мороженое», «низкокалорийное мороженое цена». В общем, всё, что ищут покупатели, которые хотят купить мороженое.

Ищем «низкокалорийное мороженое» по Москве и области
Как парсить:

● Старайтесь не брать более 10—15 запросов на одну посадочную страницу. Скорее всего, не получится оптимизировать страницу под большее число ключевых слов.

● Учитывайте тематику выдачи по запросу. Оцените выдачу топ-5 по страницам конкурентов. Так будет понятно, стоит ли брать запрос.

● Все ключи нужно подбирать под содержимое страницы. Если страница про эскимо без сахара, её не подстроить под запрос «шоколадное мороженое в стаканчике». Страница не отранжируется, а ещё будет большой процент отказов. На сайт придёт сладкоежка, а потом расстроится и закроет вкладку.

💡 SEO-оптимизация может казаться трудной. На курсе «Интернет-маркетолог» мы помогаем в изучении: занимаемся созданием семантического ядра сайта, проводим технический аудит сайта и учим повышать органический трафик. А ещё рассказываем про другие инструменты диджитал-маркетинга. Начните учиться с бесплатной вводной части.
Парсить и делать семантическое ядро через Wordstat легче с инструментами. Таких инструментов много, мы поделимся двумя.
Yandex Wordstat Assistant
Это расширение от компании Semantica. Можно скачать и установить в свой браузер
Расширение для браузера Google Chrome
По умолчанию в Wordstat нельзя формировать списки ключевых слов. Ассистент помогает это делать и создаёт семантическое ядро сайта. Можно добавлять «ключи» вручную, проверять на дубли, по-разному сортировать подборку.
Arsenkin
Один из сервисов для парсинга поисковых подсказок. Когда вы что-то вбиваете в поисковую строку Яндекса, вам предлагается несколько запросов в выпадающем окне — это и есть поисковые подсказки.

Инструмент создаст структуру семантического ядра, расширит его и адаптирует под разных пользователей. Познакомьтесь с работой сервиса.

Интерфейс инструмента

Как отфильтровать и сгруппировать ключи

Мы определили, как выглядит семантическое ядро. Остаётся решить, что с ним делать. Переходим к кластеризации ключевых слов, мы говорили о ней в начале статьи. Напомним, что это.

Кластеризация — деление ключевых запросов из семантики на кластеры. Каждый кластер — своя тема.

С кластеризацией проще структурировать сайт. Так получается древовидная структура — как у интернет-магазинов. Каждый тематический кластер ведёт на свою страницу.

В основе кластеризации лежит интент — от английского intent, «намерение». Это желание пользователя найти что-то в интернете. Интент и приведёт на страницу.

Мы можем разбивать интенты по логике, по семантической схожести и по топам выдачи. Для последнего способа идём в Яндекс и собираем семантику с сайтов из топа выдачи.

Самый надёжный метод кластеризации семантики — ручной. Открываете таблицу и вручную разбиваете ключевые слова на кластеры. Но этот метод и самый затратный, а ещё лучше подойдёт для небольших сайтов. На них не так много ключевых запросов — обычно в пределах 500.

Если у вас большой сайт или мало времени на кластеризацию, можно обращаться к сервисам-помощникам, а вручную уже проверять или дополнять.

Key Collector
Key Collector — популярная программа для контекстологов и SEO-специалистов. Поможет со сбором семантического ядра для сайта и сделает отчёты по запросам.

Это платная программа. Умеет собирать поисковые фразы со шлейфом по запросу, группировать кластеры. Встроены фильтры для подбора лучших запросов. Можно сразу сформировать структуру — сложить «дерево сайта». А ещё в Key Collector легко искать дубли ключевых запросов.

«Словоёб»
«Словоёб» — бесплатный аналог Key Collector. В этом приложении меньше функций, чем в предыдущем. Но «Словоёб» подойдёт для работы с семантикой на маленьких сайтах. А ещё на нём можно учиться собирать семантическое ядро.
«Разбивка по Кулакову»
Один из инструментов кластеризации, в котором можно группировать запросы. «Разбивка по Кулакову» не собирает СЯ. В сервис стоит приходить с готовым списком запросов. Инструмент разобьёт их на группы на основании поисковой выдачи по этим запросам и проведёт анализ семантического ядра сайта. Это онлайн-сервис, попробуйте на сайте.
Интерфейс «Разбивки по Кулакову»

Что делать дальше

Подведём итоги:

● Семантическое ядро — это набор ключевых запросов по странице, который описывает её. По таким запросам пользователи находят эту страницу в интернете.

● Ключевые запросы нужны при работе с контекстной рекламой и для SEO-продвижения сайта.

● При составлении семантического ядра ориентируйтесь на поисковую выдачу. Работайте с разными среднечастотными и низкочастотными ключевыми словами.

● Правильно кластеризуйте запросы по структуре сайта и не «сажайте» на одну страницу более 10—15 запросов.

● Развивайте структуру сайта — ориентируйтесь на Wordstat и на ваш ассортимент, добавляйте новые категории страниц и запросы под них в СЯ.

● Собирайте поисковые подсказки к запросам: так страница будет лучше ранжироваться в выдаче.

Итак, есть описанная древовидная структура интернет-магазина с мороженым. К каждой странице или категории собраны запросы. Все запросы разбиты по кластерам и не пересекаются. Инструменты парсинга применены. Готово — можно запускать.

В этой статье мы обсудили, как создать семантическое ядро и что с ним делать. Это не всё с поисковой оптимизацией. Для органического продвижения сайта нужно ещё написать метатеги, сделать перелинковку, скорректировать тексты. Но вся работа по SEO-оптимизации страницы начинается со сбора семантического ядра.

У направления маркетинга Практикума есть свой канал в телеграме. Мы проводим вебинары, разговариваем о современном маркетинге и делимся стартами новых когорт. Подписывайтесь и следите за нашими новостями.

Статью подготовили:

Дарья Лихач
Яндекс Практикум
Head of SEO профессий
Таня Каменская
Яндекс Практикум
Редактор направления маркетинга

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Oct 08 2024 18:24:34 GMT+0300 (Moscow Standard Time)