Разработку сайта дизайнер начинает с поиска референсов. Анализирует тренды, продумывает будущую структуру. Затем визуализирует идеи в специальной программе и создаёт макет — предварительный набросок дизайна.
Макет определяет не только как будет выглядеть сайт, но и как пользователь будет с ним взаимодействовать. Помогает собрать воедино все ожидания заказчика и согласовать, как будет выглядеть финальный продукт.
Работу над макетом можно сравнить с ремонтом в квартире. Например, без чертежа по точным замерам есть риск купить мебель, которая не пройдёт в дверной проём. Так и с макетом. Сделать дизайн сайта гораздо легче, если дизайнер заранее знает логику расположения элементов на каждой странице. Это поможет быстрее запустить сайт или доработать его, ориентируясь на карту кликов и результаты интервью с клиентами.
Одни дизайнеры называют макетом готовый прототип, другие считают, что макет — это схема из треугольников и квадратов. Единого мнения нет. Нужно учитывать этот нюанс, изучая статьи и курсы по теме.
Важно создавать макет сайта поэтапно: от композиционного наброска к финальному варианту. Разберём каждый шаг подробнее.
1. Композиционный набросок — схематичное расположение элементов будущего сайта. Он состоит из квадратов, прямоугольников и линий.
2. Вайрфрейм — план экранов сайта. Помогает увидеть логику распределения элементов по экранам. Во время работы над вайрфреймом дизайнер видит, где будет кнопка, меню, логотип.
Вайрфрейм называют этапом «5 секунд и пара баксов». Без проработки вайрфрейма дизайнер может уйти в отрисовку скруглений и теней, начать заниматься визуальной частью без понимания логики каждого из экранов будущего сайта.
Когда логика экранов понятна, дизайнер переходит к построению сетки — отрисовывает вертикальные и горизонтальные линии, которые разделяют страницу на прямоугольники. Сетка определяет, где будут расположены заголовки, изображения, тексты. Постепенно дорабатываются детали, чтобы вайрфрейм стал максимально понятным.
3. Макет (или мокап) — оформленный UI-дизайн. Он нужен, чтобы показать, как будет выглядеть сайт на разных устройствах, например на десктопе или экране мобильного. Мокап должен быть понятен любому человеку, не связанному с дизайном.
Сетка нужна дизайнеру, чтобы рисовать макет и соблюдать системность. В дальнейшем на неё опирается разработчик, который там же смотрит значения и параметры, нужные для вёрстки.
Если отступы системные и есть поддержка базовой единицы, то вёрстка пройдёт легко. В противном случае процесс превратится в бесконечные переписки и уточнения. Опытный фронтенд-разработчик может вообще сделать так, как ему удобнее и быстрее, и дизайнер ничего не исправит.
4. Прототип — финальный этап. Это детально проработанный макет, в котором понятна структура каждой из страниц и логика взаимодействия пользователя с сайтом.
Чтобы макет дизайна сайта получился простым и функциональным, нужно следовать правилам:
1. Составить техническое задание
Это документ, где зафиксированы цели, например, получить максимум регистраций на мастер-класс, результаты исследований целевой аудитории, для которой делается сайт, количество и примерная структура страниц.
В ТЗ записывают и пользовательские сценарии. Для этого нужно разобраться, что поможет привлекать и удерживать внимание пользователей, как они будут решать свои задачи с помощью сайта, что им помогает в достижении цели, а что мешает.
2. Сделать макет согласно вайрфрейму
Определить место для хедера, футера, основных блоков контента. Создать часть базовых элементов, например кнопок.
Затем нужно отрисовать интерактивные элементы в разных состояниях. Например, если шрифт увеличивается при наведении, это нужно показать. Обязательно добавить описание макета для верстальщика: прописать все характеристики, на которые он будет ориентироваться в работе.
В макете надо прописать параметры сетки и базовую единицу. Чтобы вёрстка прошла быстрее, некоторые дизайнеры показывают систему используемых отступов с помощью набора прямоугольников 8 рх, 16 рх, 24 рх, 32 рх и так далее. Указывают, какие шрифты использовались, и их стили: полное описание, начиная от контекста использования и заканчивая кеглем с межстрочным интервалом.
Поведение элементов тоже нужно показать в макете: как ведёт себя кнопка в разных состояниях, если есть раскрывающееся меню, и как оно выглядит, когда развёрнуто, состояния инпутов, используемые цвета.
3. Выбрать цвета и шрифты
Теперь осталось подобрать цветовую гамму: несколько цветов для шрифта и несколько базовых для фона. Лучше отталкиваться от фирменного стиля бренда и от гайдлайна — документа с описанием стандартов, правил, рекомендаций и примеров. Или воспользоваться бесплатными онлайн-сервисами: Adobe Color, ColrD, ColorHunter.
Для разработки макета сайта понадобится несколько шрифтов. Использовать шрифты без разрешения — это нарушение авторских прав, поэтому нужно получать лицензию или выбирать бесплатные на Google Fonts, Font Space и 1001 free fonts.
На курсе «Дизайнер интерфейсов» преподаватели помогают освоить все инструменты, которые нужно знать дизайнеру, чтобы найти первых клиентов. Теория охватывает основы веб-дизайна, а практика приближена к реальным ТЗ.
❌ Примитивная разработка схем
Бывают слишком простые мокапы: круг и прямоугольник, а над ними — ещё несколько прямоугольников. Так происходит, когда от дизайнера требуют макет сайта и он делает его, не разобравшись в задаче, зачем всё это нужно и кому.
Схема должна быть понятной без дополнительных вводных, чтобы любой участник команды мог посмотреть на неё и понять, почему на странице нужны именно эти элементы.
❌ Перегруженность деталями
Бывает и наоборот, когда дизайнер увлекается разнообразием элементов и делает макет, где слишком много геометрических форм, шрифтов и цветов. Цель макета — собрать воедино все ожидания заказчика или команды и дизайнера, а затем — согласовать, поэтому придётся обойтись без украшений.
❌ Не продуман путь пользователя
Если структура сайта отличается от привычной для пользователя, то дизайн не будет работать. Недостаточно просто применить приятные глазу дизайнера визуальные решения — надо учитывать потребности пользователей, причём уже на этапе макета.
❌ Нет адаптивности и функциональности
Сайты просматривают на смартфонах, планшетах, компьютерах и даже на телевизорах, поэтому дизайнеру нужно уже на старте продумать, как сайт будет выглядеть на всех устройствах, организовать элементы и выбрать цвета.
Александр Старинский
Не стоит пренебрегать созданием вайрфрейма. При всей кажущейся простоте это очень важный, нужный и эффективный этап разработки любого дизайна. Он позволит сэкономить огромное количество времени и нервов, а работу над интерфейсом превратит в лёгкую прогулку. Вайрфрейм или отдельные крупные куски можно перерисовывать — они для того и придуманы, чтобы быстро набросать и посмотреть, как всё выглядит и работает в общих чертах. В работе над UI такое тоже возможно, но занимает куда больше времени и сил.
Читать также: