Дизайн  •  22 февраля  2023  •  5 мин чтения

Зачем нужен макет сайта и как его сделать

Как перед ремонтом архитектор рисует чертёж, так дизайнер перед разработкой сайта готовит макет. Рассказываем, что это такое и как его создать.

Что такое макет сайта и зачем он нужен

Разработку сайта дизайнер начинает с поиска референсов. Анализирует тренды, продумывает будущую структуру. Затем визуализирует идеи в специальной программе и создаёт макет — предварительный набросок дизайна.

Макет определяет не только как будет выглядеть сайт, но и как пользователь будет с ним взаимодействовать. Помогает собрать воедино все ожидания заказчика и согласовать, как будет выглядеть финальный продукт.

Работу над макетом можно сравнить с ремонтом в квартире. Например, без чертежа по точным замерам есть риск купить мебель, которая не пройдёт в дверной проём. Так и с макетом. Сделать дизайн сайта гораздо легче, если дизайнер заранее знает логику расположения элементов на каждой странице. Это поможет быстрее запустить сайт или доработать его, ориентируясь на карту кликов и результаты интервью с клиентами.

Одни дизайнеры называют макетом готовый прототип, другие считают, что макет — это схема из треугольников и квадратов. Единого мнения нет. Нужно учитывать этот нюанс, изучая статьи и курсы по теме.

Хотите узнать, какие навыки нужны начинающему веб-дизайнеру?
Скачайте карту компетенций, ответьте на вопросы и получите подсказки для развития своих навыков.

Этапы разработки макета сайта

Важно создавать макет сайта поэтапно: от композиционного наброска к финальному варианту. Разберём каждый шаг подробнее.

1. Композиционный набросок — схематичное расположение элементов будущего сайта. Он состоит из квадратов, прямоугольников и линий.

Набросок помогает точнее сформулировать задачу

2. Вайрфрейм — план экранов сайта. Помогает увидеть логику распределения элементов по экранам. Во время работы над вайрфреймом дизайнер видит, где будет кнопка, меню, логотип.

Вайрфрейм называют этапом «5 секунд и пара баксов». Без проработки вайрфрейма дизайнер может уйти в отрисовку скруглений и теней, начать заниматься визуальной частью без понимания логики каждого из экранов будущего сайта.

Когда логика экранов понятна, дизайнер переходит к построению сетки — отрисовывает вертикальные и горизонтальные линии, которые разделяют страницу на прямоугольники. Сетка определяет, где будут расположены заголовки, изображения, тексты. Постепенно дорабатываются детали, чтобы вайрфрейм стал максимально понятным.

Вайрфрейм — база, от которой можно отталкиваться и приступать к дальнейшей работе

3. Макет (или мокап) — оформленный UI-дизайн. Он нужен, чтобы показать, как будет выглядеть сайт на разных устройствах, например на десктопе или экране мобильного. Мокап должен быть понятен любому человеку, не связанному с дизайном.

Сетка нужна дизайнеру, чтобы рисовать макет и соблюдать системность. В дальнейшем на неё опирается разработчик, который там же смотрит значения и параметры, нужные для вёрстки.

Если отступы системные и есть поддержка базовой единицы, то вёрстка пройдёт легко. В противном случае процесс превратится в бесконечные переписки и уточнения. Опытный фронтенд-разработчик может вообще сделать так, как ему удобнее и быстрее, и дизайнер ничего не исправит.

С макетом работа в хорошем смысле становится предсказуемой — разработана типографика, подобрана палитра изображения, ясна логика экранов

4. Прототип — финальный этап. Это детально проработанный макет, в котором понятна структура каждой из страниц и логика взаимодействия пользователя с сайтом.

В прототипах обычно прописаны кликабельность кнопок и меню

Правила создания макета

Чтобы макет дизайна сайта получился простым и функциональным, нужно следовать правилам:

1. Составить техническое задание
Это документ, где зафиксированы цели, например, получить максимум регистраций на мастер-класс, результаты исследований целевой аудитории, для которой делается сайт, количество и примерная структура страниц.

В ТЗ записывают и пользовательские сценарии. Для этого нужно разобраться, что поможет привлекать и удерживать внимание пользователей, как они будут решать свои задачи с помощью сайта, что им помогает в достижении цели, а что мешает.

2. Сделать макет согласно вайрфрейму
Определить место для хедера, футера, основных блоков контента. Создать часть базовых элементов, например кнопок.

Затем нужно отрисовать интерактивные элементы в разных состояниях. Например, если шрифт увеличивается при наведении, это нужно показать. Обязательно добавить описание макета для верстальщика: прописать все характеристики, на которые он будет ориентироваться в работе.

В макете надо прописать параметры сетки и базовую единицу. Чтобы вёрстка прошла быстрее, некоторые дизайнеры показывают систему используемых отступов с помощью набора прямоугольников 8 рх, 16 рх, 24 рх, 32 рх и так далее. Указывают, какие шрифты использовались, и их стили: полное описание, начиная от контекста использования и заканчивая кеглем с межстрочным интервалом.

Поведение элементов тоже нужно показать в макете: как ведёт себя кнопка в разных состояниях, если есть раскрывающееся меню, и как оно выглядит, когда развёрнуто, состояния инпутов, используемые цвета.

3. Выбрать цвета и шрифты
Теперь осталось подобрать цветовую гамму: несколько цветов для шрифта и несколько базовых для фона. Лучше отталкиваться от фирменного стиля бренда и от гайдлайна — документа с описанием стандартов, правил, рекомендаций и примеров. Или воспользоваться бесплатными онлайн-сервисами: Adobe Color, ColrD, ColorHunter.

Для разработки макета сайта понадобится несколько шрифтов. Использовать шрифты без разрешения — это нарушение авторских прав, поэтому нужно получать лицензию или выбирать бесплатные на Google Fonts, Font Space и 1001 free fonts.

На курсе «Дизайнер интерфейсов» преподаватели помогают освоить все инструменты, которые нужно знать дизайнеру, чтобы найти первых клиентов. Теория охватывает основы веб-дизайна, а практика приближена к реальным ТЗ.

Как создать макет сайта онлайн или в программе

Чтобы создать макет сайта, дизайнеры пользуются специальными инструментами, например Figma, Photoshop или Sketch. Рассказываем про самые популярные. В сервисах есть ряд ограничений для российских пользователей.
Figma
Онлайн-сервис для разработки интерфейсов и прототипирования. Позволяет рисовать вайрфреймы и верстать макеты. Аккаунты Figma для компаний не работают в России с марта 2022, но личные по-прежнему доступны.

Плюсы

● Figma — облачный сервис. Чтобы приступить к работе, необязательно скачивать программу на устройство. Есть десктопная версия.

● Для личного использования сервис бесплатный.

Минусы

● Не адаптирована для мобильной версии.

● Мало инструментов для обработки фото.

Sketch
Векторный графический редактор для macOS. Здесь нет инструментов для редактирования фото, создания анимации и 3D-графики, но для дизайна интерфейсов Sketch подойдёт.

Плюсы

● Понятная панель инструментов и большой выбор плагинов.

● Весит значительно меньше, чем Photoshop: 38MB против 2GB.

● Пресеты для iOS-устройств, адаптивного веб-дизайна.

● В редактор интегрирован инструмент Layout Grid — пригодится для дизайна интерфейса pixel perfect. Ширину колонок легко настраивать и менять.

Минусы

● Нельзя установить на другие операционные системы кроме macOS.
Adobe Photoshop и Illustrator
Adobe Creative Cloud — ПО для графического дизайна, редактирования фото и видео, веб-разработки.

Плюсы

● Полноценный графический редактор, который не требует подключения дополнительных сервисов.

● Подписка на Creative Cloud даёт доступ к пакетам Adobe с различными вариантами программ, можно выбрать конкретный редактор, если для работы нужен только он.

Минусы

● Может быть сложным в освоении для новичков, для старта лучше выбрать Figma.

Типичные ошибки при создании макета сайта

Примитивная разработка схем
Бывают слишком простые мокапы: круг и прямоугольник, а над ними — ещё несколько прямоугольников. Так происходит, когда от дизайнера требуют макет сайта и он делает его, не разобравшись в задаче, зачем всё это нужно и кому.

Схема должна быть понятной без дополнительных вводных, чтобы любой участник команды мог посмотреть на неё и понять, почему на странице нужны именно эти элементы.

Перегруженность деталями
Бывает и наоборот, когда дизайнер увлекается разнообразием элементов и делает макет, где слишком много геометрических форм, шрифтов и цветов. Цель макета — собрать воедино все ожидания заказчика или команды и дизайнера, а затем — согласовать, поэтому придётся обойтись без украшений.

Не продуман путь пользователя
Если структура сайта отличается от привычной для пользователя, то дизайн не будет работать. Недостаточно просто применить приятные глазу дизайнера визуальные решения — надо учитывать потребности пользователей, причём уже на этапе макета.

Нет адаптивности и функциональности
Сайты просматривают на смартфонах, планшетах, компьютерах и даже на телевизорах, поэтому дизайнеру нужно уже на старте продумать, как сайт будет выглядеть на всех устройствах, организовать элементы и выбрать цвета.

Совет эксперта

Александр Старинский
Не стоит пренебрегать созданием вайрфрейма. При всей кажущейся простоте это очень важный, нужный и эффективный этап разработки любого дизайна. Он позволит сэкономить огромное количество времени и нервов, а работу над интерфейсом превратит в лёгкую прогулку. Вайрфрейм или отдельные крупные куски можно перерисовывать — они для того и придуманы, чтобы быстро набросать и посмотреть, как всё выглядит и работает в общих чертах. В работе над UI такое тоже возможно, но занимает куда больше времени и сил.

Статью подготовили:

Яндекс Практикум
Преподаватель и ревьюер на курсе «Дизайнер интерфейсов»
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Jul 30 2024 14:15:45 GMT+0300 (Moscow Standard Time)