Программирование  •  25 июля  2023  •  5 мин чтения

Как создать мобильное приложение. Спойлер: писать код не обязательно

Рассказываем, какие есть этапы разработки, делимся инструментами, программами и приложениями для создания приложений.

Этапы создания мобильных приложений

Прежде чем создавать приложение, нужно ответить на вопрос: можно ли обойтись без него? Большинство задач реализуются с помощью веб-страниц, социальных сетей и телеграм-ботов. Например, для районной поликлиники достаточно сделать понятную и удобную мобильную версию сайта, в то время как сервису заказа такси не обойтись без полноценного мобильного приложения.
Чтобы не делать лишнюю работу и не разорить компанию, важно действовать по порядку

На курсах по мобильной разработке студенты учатся реализовывать бизнес-логику приложения, проектируют архитектуру с помощью основных шаблонов и паттернов, тестируют написанный код и пользовательские сценарии. На каждом этапе пути их поддерживает команда ревьюеров, кураторов и наставников. Это помогает лучше усвоить материал и подготовиться к работе по новой специальности.

Разберём подробнее этапы разработки мобильных приложений:

1. Идея. Если разработчик планирует сделать фитнес-приложение, сначала ему необходимо изучить аудиторию и узнать её потребности. Это могут быть молодые люди 25―35 лет, которые ходят в тренажёрный зал и следят за весом. Продумать логику: будет ли в приложении личный кабинет, как пользователь будет переключать кнопки и закрывать всплывающие окна. Подумать о том, как приложение может помочь решить проблему — будет ли в нём подсчёт калорий, видеоуроки от тренера, полезные рецепты. Это поможет выбрать программные решения для разработки.
Иногда можно обойтись прототипом — «черновиком» приложения.

2. Разработка прототипа. Создавать приложение с нуля под конкретную среду — дорого и сложно. Чтобы разработать первую версию мобильного приложения, часто достаточно возможностей сторонних инструментов или кросс-платформ. Они позволяют написать код один раз и получить приложение, которое будет сразу работать на iOS, Android и в веб-версии — на операционных системах Mac OS, Windows, Linux. С помощью прототипа можно провести анализ востребованности продукта и сэкономить время и деньги на проверке разработки. Если идея «выстрелит», можно переходить к следующему шагу.

Для разработки прототипа отлично подходит Figma

3. Написание кода. Чтобы написать приложение, нужно знать языки программирования:

● для мобильной разработки на iOS — языки Swift или Objective-C;
● для Android — Java или Kotlin;
● для написания «ненативных» (кросс-платформенных) приложений под любую среду понадобится знание конкретных фреймворков и других языков программирования — например, для React Native используют JavaScript, HTML и CSS, а для Flutter — Dart.

Специализация разработчика и знание аудитории влияют на выбор технологии. Если нужно разработать приложение для доставки еды, важно не отстать от конкурентов и обеспечить лучший пользовательский опыт. Чтобы пользователи получали последние обновления операционных систем, а приложение не занимало много места в памяти телефона — скорее всего, придётся писать код, используя нативные языки программирования. Так называют естественные языки для каждой операционной системы.

А вот банковское приложение не нуждается в настолько отточенном пользовательском опыте. Там нет скроллинга и триггеров, побуждающих пользователя задержаться, — пользователь заходит в приложение исключительно по делу. Из-за того, что действия в банковском приложении не направлены на получение удовольствия, в отличие от скроллинга ленты соцсетей, мелкие недочёты остаются незамеченными. Поэтому зачастую можно обойтись кросс-платформенной разработкой и оставить прототип без изменений.

Сервис по заказу такси Grab также написан с помощью кросс-платформенных технологий. Однако пользователи даже не догадываются, что в их руках ненативное приложение — оно не виснет и одинаково хорошо работает на разных устройствах
4. Тестирование и отладка. Когда собраны концепция, дизайн и технология, получается версия, которая почти готова к выпуску. Но перед релизом приложения необходимо провести серию тестов и проверить — всё ли работает так, как было запланировано. Команда разработки тестирует версию приложения на разных телефонах и версиях операционных систем. Также приглашают бета-тестеров — пользователей, чья точка зрения может привлечь внимание к мелочам, которые не были учтены при разработке.
После тестирования приложение готово к публикации. Его можно разместить на App Store — для iOS, Google Play, Appland, Samsung Apps, Huawei App Store, RuStore — для Android.

Как создать мобильное приложение в конструкторе

Иногда, чтобы создать приложение, достаточно воспользоваться Zero-code — методом создания сайтов и приложений без кода. Такой формат разработки подойдет для начинающих разработчиков — здесь не нужны глубинные знания работы цифровых продуктов, а будущую функциональность приложения получится собрать из готовых блоков в конструкторе. Разберем несколько популярных инструментов.
Appy Pie

Конструктор помогает создавать мобильные приложения, чат-ботов и веб-сайты. Есть интеграции с Zoom, Discord, Slack, Trello. Приложение можно создать за три шага — ввести название, добавить необходимые функции и запустить релиз в магазины.

Преимущества: можно публиковать рекламу и интегрировать мессенджеры, доступна настройка оплаты в приложении. Дополнительные бонусы — чат поддержки 24/7 и курсы по Zero-code разработке.

Цена: базовый тариф для Android будет стоить 16$ в месяц, есть бесплатный пробный период

iBuildApp

Конструктор мобильных приложений предлагает разные категории шаблонов и виджетов. Найдутся шаблоны для приложений малого бизнеса, ресторанов и учебных учреждений, есть виджеты для каталогов, соцсетей, утилит. Можно выбрать структуру приложения, добавлять и удалять страницы, менять цветовое оформление и текст, фоновые изображения и логотип. Виджеты: формы обратной связи, карты, ссылки на соцсети, чат поддержки и калькулятор. Отправлять push-уведомления пользователям можно прямо из личного кабинета. Когда конструктор собран, его можно опубликовать в Google Play и Apple Store или открыть доступ по ссылке, QR-коду.

Преимущества: конструктор полностью русскоязычный. Есть готовые решения для разных видов бизнеса — розничной торговли, банков, медицинских учреждений.

Цена: от 5$ за пользователя в месяц, есть бесплатный пробный период

AppSheet

Конструктор помогает начинающим разработчикам создавать любые приложения: от простых как to do-листы или календари до сложных как приложения для отслеживания лидов и ERP-системы. Любой шаблон можно отредактировать под свой проект.

В AppSheet есть четыре способа создать приложения без кода:

● подключить источники данных, например Excel, Google Sheets, SQL;
● копировать шаблон приложения;
● использовать надстройки для Google Tabs, Google Forms или Excel;
● с помощью инструмента декларативного программирования на нативном языке SPEC.

Ключевые преимущества: есть возможность разрабатывать сложные приложения — доступна кастомизация, работа с моделями данных любой сложности и автоматизация.

Цена: есть бесплатная версия до 10 пользователей. Стоимость подписки начинается от 5$ за пользователя в месяц.

Как создать мобильное приложение с нуля

В нативной разработке приложений нельзя обойтись готовыми блоками, придётся писать код самостоятельно и связывать модули между собой. Это более трудный путь, но для начинающего специалиста это возможность прокачать навыки и потренироваться в разработке мобильных приложений.

Чтобы создать приложение с нуля, разработчик должен выполнить два принципиально важных шага:

1. Определиться с целью →

Выбор технологии всегда обусловлен целевой аудиторией и результатом продуктового тестирования. Если есть задача привлечь максимальное число пользователей айфонов, айпадов, умных телевизоров и часов — тогда разработчику понадобятся самые новые технологии. Для Android это язык программирования Kotlin, для iOS — Swift. А если цель — поддержать старые версии операционных систем, для Android нужно выбрать Java, для продуктов Apple — Objective-C.

2. Выбрать язык →

Android-разработчики используют Kotlin или Java. Kotlin — сторонний язык, бывают случаи, когда он подходит не для всех проектов из-за высоких требований к размеру приложения. Но приложения, написанные на языке Kotlin, современные, быстрые и безопасные.

Java — известный распространённый язык, поэтому разработчики до сих пор часто выбирают для решения задач на базе Android именно его. Несмотря на то что у него менее удобный синтаксис и больший порог входа.

Для разработки под iOS по умолчанию используют Swift, он сразу интегрирован в среду разработки, дешевле и без сторонних зависимостей. Однако Objective-C также до сих пор используется в разработке. В частности, в тех случаях, когда нет простого способа изменить стандартное поведение компонентов системы. Например, когда нужно узнать какие функции в коде вызывает операционная система iOS при работе приложения.

Обзор сервисов и приложений для создания мобильных приложений

Android-разработчик скорее всего использует среду разработки Android Studio, а специалисты, которые разрабатывают приложения для Apple, выберут XCode. Альтернативные редакторы есть, но их используют только на больших проектах, для начинающего специалиста точно хватит стандартных функций.

Разберем часто используемые инструменты разработки мобильных приложений:

Для iOS. Компания Apple предлагает разработчикам интегрированную среду XCode. Она предоставляет инструменты для создания приложений, их дизайна и публикации на платформах iOS, iPadOS, tvOS, watchOS и macOS. XCode поддерживает исходный код языков программирования Swift и Objective-C. Среда разработки позволяет спроектировать пользовательский интерфейс, написать код для приложения, скомпилировать его, протестировать и проверить на ошибки.

Из программы напрямую доступна публикация приложений, поддерживаемых Apple в AppStore

Для Android. Мобильные приложения под Android создаются в Android Studio. Она позволяет разрабатывать приложения для смартфонов, планшетов, часов, телевизоров и других устройств на этой ОС. Можно выбрать расположение проекта, язык — Java или Kotlin, минимальную поддерживаемую SDK — самую раннюю версию операционной системы Android, в которой приложение может работать. В Android Studio заложен концепт непрерывной интеграции, поэтому программа постоянно проверяет код и обнаруживает имеющиеся проблемы. Это экономит время и позволяет быстрее опубликовать версию мобильного приложения в Google Play и App Store.

В студии работает встроенный помощник — Studio Bot, который помогает писать код, исправляет ошибки и отвечает на вопросы о разработке приложений для Android

Ненативно (кросс-платформенный способ). Есть еще один подход к созданию приложений: использование кросс-платформенных фреймворков. В целом разработка кросс-платформенных приложений не сильно отличается от нативной, та же Android Studio позволяет создавать нативные приложения не только для Android, но и для кросс-платформ, используя систему плагинов. Разница в основном в том, как именно предстоит использовать другие языки программирования. Зачастую результатом сборки программы будет не одно приложение, а сразу несколько, подходящих для всех платформ, под которые создаётся приложение.

Ненативные приложения обычно менее производительны, чем нативные, но для большинства задач их хватает. Писать с помощью таких технологий можно быстро и без лишних затрат на портирование приложения с одной платформы на другую.

Совет эксперта

Иван Афанасьев
При разработке мобильных приложений важно не привязываться к одной платформе. Если есть возможность, нужно поработать с разными решениями, посмотреть их плюсы и минусы. Если разработчик всегда работал с нативной разработкой — попробовать кросс-платформы, и наоборот. Сейчас рынок разработки сильно растет, и ограничиваться чем-то одним недальновидно.
Статью подготовили:
Иван Афанасьев
Яндекс Практикум
Автор курса «iOS‑разработчик»
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Nov 06 2024 17:09:26 GMT+0300 (Moscow Standard Time)