Маркетинг  •  20 мая 2022  •  5 мин чтения

Как создать сайт с нуля без знания дизайна и разработки

Есть много простых инструментов, с помощью которых можно самостоятельно создать сайт с нуля. Рассказываем про веб-разработку: с чего начать изучение, чтобы стать профессионалом.

Какие типы сайтов бывают

Сайты меняются и эволюционируют. Сегодня редко встречаются классические форумы — а ещё лет 10 назад это был один из самых популярных видов сайтов.

Вот какие типы сайтов сегодня можно встретить в Сети. Это распространённые категории, но сейчас они часто смешиваются друг с другом. Например, сайт-визитка становится продающим лендингом, а корпоративный сайт совмещают с интернет-магазином.

Лендинг

Это страница, которая предлагает пользователю совершить действие: купить, подписаться, оставить заявку.

Целевое действие — главное, что отличает лендинг от других видов сайтов, например корпоративных. На корпоративный сайт можно зайти для того, чтобы получить информацию о компании или конкретном продукте, уточнить расписание мероприятий, узнать контакты менеджера. Лендинг будет содержать только ту информацию, которая приведёт пользователя к нужному действию.

У Практикума есть отдельный многостраничный сайт, но для каждого курса создается собственный лендинг — это помогает просто и наглядно объяснить студентам, что их ждёт в программе

Портфолио или визитка
Сайт о человеке — его достижениях, карьере, биографии, услугах. Такие сайты можно использовать для формирования личного бренда, при поиске работы, когда нужно продемонстрировать опыт и знания, или как проверенный источник информации о селебрити.

Классический сайт-визитка Елены Исинбаевой — тут есть биография спортсменки, достижения и публикации в медиа

Корпоративный сайт
Сайт о компании, её продукции, истории, команде. Сегодня корпоративные сайты отчасти работают и как интернет-магазины: если у компании есть продукты или услуги, вы, скорее всего, сможете заказать их на сайте. Основная задача таких площадок — привлекать новых клиентов и удерживать старых.

Лендинг корпоративного сайта Райффайзенбанка

Интернет-магазин
Многостраничный сайт, на котором можно купить товары или заказать услуги. В отличие от лендинга, который создаётся только под один товар или акцию, в интернет-магазине может быть очень большой выбор продукции.

В интернет-магазине обуви у каждого типа обуви ― отдельная страница

Онлайн-сервис
Сайт с услугами — банковскими, социальными, коммерческими. Самый известный пример — Госуслуги. Но бывают и онлайн-сервисы поменьше, например сервис подбора комплексных обедов или расчёта калорий.

Калькулятор калорий — может выступать как отдельный сайт-сервис или быть элементом структуры интернет-магазина

При создании сайта важно сразу определиться с типом площадки. От этого зависит бюджет, подход к созданию, скорость разработки. Большой корпоративный сайт или интернет-магазин потребуют серьёзных инвестиций, как финансовых, так и временных. Сайт-визитку можно сделать бесплатно за пару часов.

Домен и хостинг: как выбрать и зарегистрировать

Чтобы сайт смог «поселиться» в Интернете, у него должно быть доменное имя. Домен можно придумать любой, главное, чтобы он легко читался, запоминался и был свободен. Проверить, не занято ли доменное имя, можно на специальных Whois-сервисах, например на этом.

После того как имя выбрано, домен можно зарегистрировать. Это платная услуга. Непопулярные доменные имена могут стоить 200 рублей,а распространённые и дорогие — от 1000 рублей.

Важно и то, где регистрировать домен. Можно сделать это у хостинг-провайдера — организации, которая впоследствии будет предоставлять хостинг, виртуальное место для сайта. Тогда нужно проверить, кому в результате будет принадлежать домен. Если его владельцем будет провайдер, впоследствии могут возникнуть сложности: при смене хостинга, возможно, придётся лишиться и домена.

Хостинг выбирают и подключают после регистрации домена. Это место на сервере, которое берётся в аренду у хостинг-провайдера. Всё как с арендой физического пространства, например склада: вы платите провайдеру за место, где сможете разместить документы и файлы — свой сайт.

Хостинг-провайдеры различаются между собой — объёмом предоставляемого места, качеством услуг, стабильностью и типом хранения данных. Обычно новичкам, которые занимаются созданием сайтов своими руками с нуля, советуют выбирать из топа-5 крупнейших хостингов РФ: это крупные компании с развитой техподдержкой, которые не исчезнут завтра без предупреждения, оставив вас без сайта и домена.

Материал по теме:
Как стать трафик-менеджером и продвигать бизнес в интернете

Платформа сайта: CMS или конструктор

Сайт — это множество файлов и документов. Для того чтобы они собрались в единую структуру, нужна система управления содержимым — программа, которая будет работать с содержимым сайта, контролировать его и изменять, самостоятельно или с вашей помощью. Такую программу называют CMS, или движок.

На рынке существует много различных CMS разного уровня сложности. Выбор зависит от целей и задач сайта. Одни системы подходят для создания сайтов интернет-магазинов, другие для лендингов, третьи — для информационных сайтов и блогов.

Топ CMS для создания сайта
WordPress

Бесплатная CMS, которая изначально задумывалась как платформа для блогов. Сегодня на WordPress можно создавать совершенно разные сайты — от интернет-магазинов до онлайн-сервисов. Важно только, чтобы эти сайты не были слишком объёмными: WordPress плохо справляется с большим количеством плагинов или с количеством товаров более 10 тысяч.

Если сайт большой и хочется сделать его на WordPress, можно воспользоваться платной версией — в ней больше плагинов и расширенное пространство для хранения

Bitrix

Коммерческая CMS для создания сайтов с большим количеством данных. Покупка Bitrix на год стоит от 5 до 70 тыс. рублей в зависимости от функциональности. Эта CMS имеет множество интеграций, в том числе с 1С. Её можно настроить практически под любую специфику и отрасль — но важно помнить, что для многих настроек и интеграций потребуется помощь разработчика. Кроме того, Bitrix потребует много ресурсов, поэтому, как правило, для создания сайта её выбирают крупные компании с хорошим бюджетом на web-разработку.

Битрикс — не самое бюджетное решение, так как компания предлагает не просто CRM, а целый набор инструментов для автоматизации бизнеса

Joomla

Ещё одна бесплатная CMS, на которой можно создать сайт самостоятельно без глубоких знаний разработки. На Joomla можно сделать что угодно — от портфолио до интернет-магазина. У этого движка удобный визуальный редактор и широкие функции для создания сайтов даже в базовой версии. А вот выбор дизайн-шаблонов не очень большой: если захотите сделать уникальный, красивый сайт, придётся покупать платные шаблоны или искать frontend-разработчика, который поможет создать собственный интерфейс.

У Joomla много версий и обновлений, поэтому важно следить за плагинами: если версия устарела и давно не обновлялась, она может тормозить работу сайта. Источник
Opencart

Специальная CMS для интернет-магазинов. В базовой версии уже настроена корзина, каталог и страница оплаты, которые легко можно отредактировать в визуальном интерфейсе. Для старта работы по созданию сайта этого может быть достаточно, но, чтобы получить функциональный интернет-магазин, придётся подключать платные расширения. Кроме того, у Opencart отсутствует техподдержка — нужно быть готовым к тому, что технические вопросы придётся решать самостоятельно.

Топ конструкторов сайтов
Разобраться с CMS на базовом уровне несложно — но это всё равно требует времени и ресурсов. Нужно понять, как скачать и установить CMS, установить бесплатный шаблон или купить платное расширение. Иногда придётся открывать документацию или обращаться на форум за помощью.

Бывает, что изучать тонкости работы CMS не хочется, но нужно создать сайт самому с нуля. Конструктор — отличное решение для такой ситуации. Это ресурсы с готовыми шаблонами, которые позволяют создавать сайт из готовых блоков. Нужно просто выбрать подходящий дизайн, заменить подписи или отредактировать отдельные блоки, загрузить контент — и буквально за пару часов работы получить готовый сайт. Конструкторы сайтов сами по себе выглядят как пошаговая инструкция, как создать сайт с нуля — настолько они понятные и доступные для новичков.

Вот несколько самых распространённых конструкторов в Интернете:

Tilda

В бесплатной версии конструктора можно сделать один сайт объёмом до 50 страниц, используя готовые шаблоны. Платный доступ открывает намного больше возможностей: с помощью Tilda создают масштабные проекты для бизнеса, блогов, спецпроектов. Для этого конструктор предлагает дополнительные функции: можно подключить Google Ads или Яндекс Метрику, интегрировать колтрекинг и даже переписывать блоки, если есть навыки разработки.

У конструктора сайтов Tilda три тарифа: Free, Personal и Business

Wix

Конструктор с широкими возможностями для создания сайтов с нуля даже в бесплатной версии: есть много готовых шаблонов, разбитых по тематикам, и удобный визуальный интерфейс для их редактирования.

Большинство функций для создания сайта доступно бесплатно, но для некоторых нужно перейти на платную версию — например, если нужно подключить собственный домен, увеличить пространство для хранения или получить доступ к техподдержке.

У Wix четыре тарифа, но создать собственный сайт с большим количеством возможностей можно даже в бесплатной версии

UKit

Конструктор, который, как и Wix, работает по принципу drag-and-drop — возьми и перетащи. Все элементы будущего сайта можно двигать, перетаскивать местами и структурировать как удобно прямо в визуальном редакторе.

В UKit много бесплатных шаблонов и функций. Но есть и платная подписка — она даёт доступ к расширенной статистике, техподдержке, инструментам для интернет-магазинов, интеграции кода и другим удобным функциям для пошагового создания сайта с нуля.

С платным тарифом конструктора UKit можно с нуля создать сайт с разными функциями

Структура, прототип и контент

Структура

Чтобы создать понятный сайт с хорошей конверсией — то есть такой сайт, на котором пользователи будут совершать нужные действия, переходить по страницам или покупать товары, — нужно продумать структуру.

Для создания сайта с нуля нужна идея. Определите, в чём основная задача ресурса и чего вы ждёте от пользователей. Если задач и идей много, выберите самую важную — она ляжет в основу концепции сайта и поможет выстроить логику страниц.

Есть несколько типов структуры. Линейную часто используют в лендингах: тогда сайт строится по принципу «главная страница — услуги — оставить заявку — контакты».

Сайты с линейной структурой создают последовательно, шаг за шагом

Иерархическая структура используется в интернет-магазинах, корпоративных сайтах, информационных порталах. В этом случае тематически связанные страницы могут объединяться в группы: есть «родительские» страницы с общей информацией и есть «дочерние». Типичный пример — каталог в интернет-магазине с категориями и подкатегориями товаров.

На сайтах с иерархической структурой одна главная страница и множество разделов и подразделов

Создание структуры сайта — важный шаг. Независимо от того, будете вы делать сайт на CMS или в конструкторе, черновик структуры поможет подобрать подходящий шаблон и не сбиться при составлении блоков. Главное правило — сначала структура и контент, потом дизайн, а не наоборот.
Прототип
Чтобы создать ясный и чёткий сайт с понятной интуитивной структурой, нужно создать прототип и наполнить его контентом — текстами и статьями.

Прототип — не то же самое, что дизайн. Для прототипа не нужно придумывать визуальные приёмы или подбирать цвета. Достаточно набросать схему из блоков так, чтобы каждая отражала определённый элемент структуры: каталог, отзывы, история, доставка. Это можно сделать в конструкторе сайтов или с помощью специальных программ для визуализации данных, например Miro.

Визуализировать структуру сайта нужно для того, чтобы понимать, как именно блоки связаны между собой. Получается ли связная история или где-то не хватает элемента?

Например, если вы создаёте сайт для того, чтобы привлечь сотрудников в компанию, проверьте логическую связь между блоками. Если с блока «Проекты» вы перескакиваете на информацию о ДМС и премиях, повествованию явно чего-то не хватает. Возможно, стоит добавить блок «Команда» — познакомить посетителей с коллегами, которые реализуют проекты и задачи. Пусть сотрудники расскажут о том, как им работается в вашей компании, и плавно подведут пользователя к информации о преимуществах и условиях работы.

Пример прототипа сайта — на основе таких блоков удобно выстраивать схему истории, а затем наполнять ее контентом.
Контент
После того как прототип сайта готов, его можно наполнять контентом. Напишите тексты для каждой страницы — лучше сделать это в отдельном документе, а не в шаблоне. С одной стороны, так проще следить за структурой и изложением, с другой, если в макете что-то сломается, у вас сохранятся хотя бы текстовые версии страниц сайта. Контент можно готовить самому, а можно привлечь к работе копирайтеров и SEO-специалистов. Второй способ потребует инвестиций, но сэкономит время и позволит сразу оптимизировать тексты под поисковые запросы, а значит, повысить шансы на то, чтобы ваш сайт хорошо ранжировался поисковыми роботами.

Если вы готовите контент сами, старайтесь не ограничиваться «рыбой» — абстрактными черновиками, которые пишутся только для того, чтобы заполнить место. Пишите сразу — возможно, это займёт время, а тексты не сразу получатся хорошими. Но, работая с реальным текстом для сайта, вы сможете задавать правила подачи информации: регулировать длину описаний, выносить одну информацию за пределы страницы, а от другой избавляться вообще, как и от сопутствующего ей блока.

Вот так бывает, если текст пишется без прототипа или, наоборот, не учитывает его особенности и создается, чтобы просто «заполнить место»

Во время работы с контентом сайта соберите все фотографии, которые понадобятся для иллюстрации блоков. Если в процессе сбора окажется, что для каких-то блоков не хватает информации или визуального сопровождения, вы сможете придумать альтернативные варианты ещё до того, как сверстаете весь сайт. Например, заранее уберёте отдельный пункт из меню, вложите одну страницу в другую или выделите время на поиск подходящего изображения.

После того как структура написана, а фото и текстовый контент собраны, наступает этап дизайна, на котором важно определиться с визуализацией информации на сайте.

Дизайн: как выбрать шаблон, если ты не профи

Веб-дизайн — это целый мир со своими правилами и законами. Конечно, для создания веб-сайта с нуля не обязательно досконально изучать эти законы: практически все CMS и конструкторы предлагают большой набор красивых современных шаблонов.

Чтобы не утонуть в этом многообразии и выбрать наиболее актуальный и подходящий дизайн при создании сайта, можно взять на вооружение тренды. Вот какие приёмы используют компании с большими бюджетами на дизайн и разработку в 2024 году:

1. Минимализм

В первую очередь — обилие воздуха, лаконичная цветовая гамма и красивая навигация.

Минималистичный дизайн часто используют на страницах фэшн-продуктов

  1. Фотографии обычных людей
«Стоковые» картинки, на которых сверкают белоснежными улыбками идеальные мужчины и женщины, не вызывают доверия у пользователей. На смену несуществующим людям приходят реальные: коллеги, клиенты, партнёры или просто знакомые.

Реалистичные фото людей могут «оживить» сайт компании

  1. Типографика на главном экране
Приём, в котором центральное место на главном экране отдаётся тексту — статичному или анимированному. Сообщение берёт на себя роль первого впечатления, которое получает пользователь, это простая, смелая и прямая коммуникация, которая к тому же оставляет пространство для креатива.
Сайт французской кинокомпании Dilinger — пример тренда на кинетическую типографику, в которой буквы «оживают». Для простого сайта это слишком сложный трюк, в отличие от типографики как таковой. Источник
После дизайна наступает предпоследний этап, в котором макет сайта нужно перевести в интерактивный, читаемый браузерами вид. Это этап вёрстки. Обычно вёрсткой занимается frontend-специалист — он составляет структуру страницы в HTML, следит за тем, чтобы вёрстка была валидной, то есть корректно отображалась на разных устройствах.

Но если сайт создаётся самостоятельно с помощью конструктора или готовых решений на CMS, навыки frontend-разработки не понадобятся. Системы сами соберут сайт в готовое решение, останется только разместить его в Сети.

Публикация сайта в сети

Сайт — это набор файлов и данных. Если эти файлы хранятся на вашем компьютере, то и о сайте никто ничего не знает. Чтобы опубликовать сайт и открыть к нему доступ, нужно разместить эти файлы в Сети.

Проще всего сделать это, если сайт создан с помощью конструктора. Тогда достаточно просто нажать несколько кнопок прямо в браузере — сервис сам разместит данные на собственном или на вашем личном домене.

Если сайт создан на базе CMS, его нужно загрузить на хостинг. Это можно сделать на сайте хостинг-провайдера, через специальную панель управления. Для этого нужно в специальном окне выбрать архив сайта на компьютере — в зависимости от хостинга, названия папок для загрузки файла могут быть public_html или www. Нужно выбрать нужные папки и нажать «Загрузить».

Всё — сайт доступен в интернете: на него можно заходить, переходить по страницам и отправлять ссылку друзьям и знакомым.

Работа сделана? На самом деле она только начинается. Теперь сайт можно тестировать и совершенствовать: менять дизайн, создавать адаптивную вёрстку, работать с интерфейсом и тестировать версии. Так создаются интересные и мощные веб-проекты: динамические сайты, интерфейсы для работы с базами данных, социальные сети.

Чтобы работать с сайтом на более глубоком уровне, возможностей CMS и конструкторов будет недостаточно. Понадобятся специальные знания, например умение писать код на HTML. CSS и JavaScript, работать с React и создавать бэкенд для взаимодействия с сервером.

Всему этому учат в Яндекс Практикуме, на курсе «Фронтенд-разработчик». За 10 месяцев обучения можно изучить всё для того, чтобы получить востребованную профессию разработчика, а ещё — сделать свои первые сайты и веб-приложения, которые составят основу портфолио и помогут найти работу.

Статью подготовили:

Редакция Практикума

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Oct 10 2024 13:19:06 GMT+0300 (Moscow Standard Time)