Вот какие типы сайтов сегодня можно встретить в Сети. Это распространённые категории, но сейчас они часто смешиваются друг с другом. Например, сайт-визитка становится продающим лендингом, а корпоративный сайт совмещают с интернет-магазином.
Это страница, которая предлагает пользователю совершить действие: купить, подписаться, оставить заявку.
Целевое действие — главное, что отличает лендинг от других видов сайтов, например корпоративных. На корпоративный сайт можно зайти для того, чтобы получить информацию о компании или конкретном продукте, уточнить расписание мероприятий, узнать контакты менеджера. Лендинг будет содержать только ту информацию, которая приведёт пользователя к нужному действию.
У Практикума есть отдельный многостраничный сайт, но для каждого курса создается собственный лендинг — это помогает просто и наглядно объяснить студентам, что их ждёт в программе
Классический сайт-визитка Елены Исинбаевой — тут есть биография спортсменки, достижения и публикации в медиа
Лендинг корпоративного сайта Райффайзенбанка
В интернет-магазине обуви у каждого типа обуви ― отдельная страница
Калькулятор калорий — может выступать как отдельный сайт-сервис или быть элементом структуры интернет-магазина
После того как имя выбрано, домен можно зарегистрировать. Это платная услуга. Непопулярные доменные имена могут стоить 200 рублей,а распространённые и дорогие — от 1000 рублей.
Важно и то, где регистрировать домен. Можно сделать это у хостинг-провайдера — организации, которая впоследствии будет предоставлять хостинг, виртуальное место для сайта. Тогда нужно проверить, кому в результате будет принадлежать домен. Если его владельцем будет провайдер, впоследствии могут возникнуть сложности: при смене хостинга, возможно, придётся лишиться и домена.
Хостинг выбирают и подключают после регистрации домена. Это место на сервере, которое берётся в аренду у хостинг-провайдера. Всё как с арендой физического пространства, например склада: вы платите провайдеру за место, где сможете разместить документы и файлы — свой сайт.
Хостинг-провайдеры различаются между собой — объёмом предоставляемого места, качеством услуг, стабильностью и типом хранения данных. Обычно новичкам, которые занимаются созданием сайтов своими руками с нуля, советуют выбирать из топа-5 крупнейших хостингов РФ: это крупные компании с развитой техподдержкой, которые не исчезнут завтра без предупреждения, оставив вас без сайта и домена.
На рынке существует много различных CMS разного уровня сложности. Выбор зависит от целей и задач сайта. Одни системы подходят для создания сайтов интернет-магазинов, другие для лендингов, третьи — для информационных сайтов и блогов.
Бесплатная CMS, которая изначально задумывалась как платформа для блогов. Сегодня на WordPress можно создавать совершенно разные сайты — от интернет-магазинов до онлайн-сервисов. Важно только, чтобы эти сайты не были слишком объёмными: WordPress плохо справляется с большим количеством плагинов или с количеством товаров более 10 тысяч.
Если сайт большой и хочется сделать его на WordPress, можно воспользоваться платной версией — в ней больше плагинов и расширенное пространство для хранения
Коммерческая CMS для создания сайтов с большим количеством данных. Покупка Bitrix на год стоит от 5 до 70 тыс. рублей в зависимости от функциональности. Эта CMS имеет множество интеграций, в том числе с 1С. Её можно настроить практически под любую специфику и отрасль — но важно помнить, что для многих настроек и интеграций потребуется помощь разработчика. Кроме того, Bitrix потребует много ресурсов, поэтому, как правило, для создания сайта её выбирают крупные компании с хорошим бюджетом на web-разработку.
Битрикс — не самое бюджетное решение, так как компания предлагает не просто CRM, а целый набор инструментов для автоматизации бизнеса
Ещё одна бесплатная CMS, на которой можно создать сайт самостоятельно без глубоких знаний разработки. На Joomla можно сделать что угодно — от портфолио до интернет-магазина. У этого движка удобный визуальный редактор и широкие функции для создания сайтов даже в базовой версии. А вот выбор дизайн-шаблонов не очень большой: если захотите сделать уникальный, красивый сайт, придётся покупать платные шаблоны или искать frontend-разработчика, который поможет создать собственный интерфейс.
Специальная CMS для интернет-магазинов. В базовой версии уже настроена корзина, каталог и страница оплаты, которые легко можно отредактировать в визуальном интерфейсе. Для старта работы по созданию сайта этого может быть достаточно, но, чтобы получить функциональный интернет-магазин, придётся подключать платные расширения. Кроме того, у Opencart отсутствует техподдержка — нужно быть готовым к тому, что технические вопросы придётся решать самостоятельно.
Бывает, что изучать тонкости работы CMS не хочется, но нужно создать сайт самому с нуля. Конструктор — отличное решение для такой ситуации. Это ресурсы с готовыми шаблонами, которые позволяют создавать сайт из готовых блоков. Нужно просто выбрать подходящий дизайн, заменить подписи или отредактировать отдельные блоки, загрузить контент — и буквально за пару часов работы получить готовый сайт. Конструкторы сайтов сами по себе выглядят как пошаговая инструкция, как создать сайт с нуля — настолько они понятные и доступные для новичков.
Вот несколько самых распространённых конструкторов в Интернете:
Tilda
В бесплатной версии конструктора можно сделать один сайт объёмом до 50 страниц, используя готовые шаблоны. Платный доступ открывает намного больше возможностей: с помощью Tilda создают масштабные проекты для бизнеса, блогов, спецпроектов. Для этого конструктор предлагает дополнительные функции: можно подключить Google Ads или Яндекс Метрику, интегрировать колтрекинг и даже переписывать блоки, если есть навыки разработки.
У конструктора сайтов Tilda три тарифа: Free, Personal и Business
Конструктор с широкими возможностями для создания сайтов с нуля даже в бесплатной версии: есть много готовых шаблонов, разбитых по тематикам, и удобный визуальный интерфейс для их редактирования.
Большинство функций для создания сайта доступно бесплатно, но для некоторых нужно перейти на платную версию — например, если нужно подключить собственный домен, увеличить пространство для хранения или получить доступ к техподдержке.
У Wix четыре тарифа, но создать собственный сайт с большим количеством возможностей можно даже в бесплатной версии
Конструктор, который, как и Wix, работает по принципу drag-and-drop — возьми и перетащи. Все элементы будущего сайта можно двигать, перетаскивать местами и структурировать как удобно прямо в визуальном редакторе.
В UKit много бесплатных шаблонов и функций. Но есть и платная подписка — она даёт доступ к расширенной статистике, техподдержке, инструментам для интернет-магазинов, интеграции кода и другим удобным функциям для пошагового создания сайта с нуля.
С платным тарифом конструктора UKit можно с нуля создать сайт с разными функциями
Чтобы создать понятный сайт с хорошей конверсией — то есть такой сайт, на котором пользователи будут совершать нужные действия, переходить по страницам или покупать товары, — нужно продумать структуру.
Для создания сайта с нуля нужна идея. Определите, в чём основная задача ресурса и чего вы ждёте от пользователей. Если задач и идей много, выберите самую важную — она ляжет в основу концепции сайта и поможет выстроить логику страниц.
Есть несколько типов структуры. Линейную часто используют в лендингах: тогда сайт строится по принципу «главная страница — услуги — оставить заявку — контакты».
Сайты с линейной структурой создают последовательно, шаг за шагом
На сайтах с иерархической структурой одна главная страница и множество разделов и подразделов
Прототип — не то же самое, что дизайн. Для прототипа не нужно придумывать визуальные приёмы или подбирать цвета. Достаточно набросать схему из блоков так, чтобы каждая отражала определённый элемент структуры: каталог, отзывы, история, доставка. Это можно сделать в конструкторе сайтов или с помощью специальных программ для визуализации данных, например Miro.
Визуализировать структуру сайта нужно для того, чтобы понимать, как именно блоки связаны между собой. Получается ли связная история или где-то не хватает элемента?
Например, если вы создаёте сайт для того, чтобы привлечь сотрудников в компанию, проверьте логическую связь между блоками. Если с блока «Проекты» вы перескакиваете на информацию о ДМС и премиях, повествованию явно чего-то не хватает. Возможно, стоит добавить блок «Команда» — познакомить посетителей с коллегами, которые реализуют проекты и задачи. Пусть сотрудники расскажут о том, как им работается в вашей компании, и плавно подведут пользователя к информации о преимуществах и условиях работы.
Если вы готовите контент сами, старайтесь не ограничиваться «рыбой» — абстрактными черновиками, которые пишутся только для того, чтобы заполнить место. Пишите сразу — возможно, это займёт время, а тексты не сразу получатся хорошими. Но, работая с реальным текстом для сайта, вы сможете задавать правила подачи информации: регулировать длину описаний, выносить одну информацию за пределы страницы, а от другой избавляться вообще, как и от сопутствующего ей блока.
Вот так бывает, если текст пишется без прототипа или, наоборот, не учитывает его особенности и создается, чтобы просто «заполнить место»
После того как структура написана, а фото и текстовый контент собраны, наступает этап дизайна, на котором важно определиться с визуализацией информации на сайте.
Чтобы не утонуть в этом многообразии и выбрать наиболее актуальный и подходящий дизайн при создании сайта, можно взять на вооружение тренды. Вот какие приёмы используют компании с большими бюджетами на дизайн и разработку в 2024 году:
1. Минимализм
Минималистичный дизайн часто используют на страницах фэшн-продуктов
Реалистичные фото людей могут «оживить» сайт компании
Но если сайт создаётся самостоятельно с помощью конструктора или готовых решений на CMS, навыки frontend-разработки не понадобятся. Системы сами соберут сайт в готовое решение, останется только разместить его в Сети.
Проще всего сделать это, если сайт создан с помощью конструктора. Тогда достаточно просто нажать несколько кнопок прямо в браузере — сервис сам разместит данные на собственном или на вашем личном домене.
Если сайт создан на базе CMS, его нужно загрузить на хостинг. Это можно сделать на сайте хостинг-провайдера, через специальную панель управления. Для этого нужно в специальном окне выбрать архив сайта на компьютере — в зависимости от хостинга, названия папок для загрузки файла могут быть public_html или www. Нужно выбрать нужные папки и нажать «Загрузить».
Всё — сайт доступен в интернете: на него можно заходить, переходить по страницам и отправлять ссылку друзьям и знакомым.
Работа сделана? На самом деле она только начинается. Теперь сайт можно тестировать и совершенствовать: менять дизайн, создавать адаптивную вёрстку, работать с интерфейсом и тестировать версии. Так создаются интересные и мощные веб-проекты: динамические сайты, интерфейсы для работы с базами данных, социальные сети.
Чтобы работать с сайтом на более глубоком уровне, возможностей CMS и конструкторов будет недостаточно. Понадобятся специальные знания, например умение писать код на HTML. CSS и JavaScript, работать с React и создавать бэкенд для взаимодействия с сервером.
Всему этому учат в Яндекс Практикуме, на курсе «Фронтенд-разработчик». За 10 месяцев обучения можно изучить всё для того, чтобы получить востребованную профессию разработчика, а ещё — сделать свои первые сайты и веб-приложения, которые составят основу портфолио и помогут найти работу.