Менеджмент  •  25 апреля  2023  •  5 мин чтения

Как стать руководителем и где этому учиться

Разбираем варианты карьерного роста и список навыков для тех, кто хочет возглавить отдел или направление и решать новые задачи.

Как чаще всего становятся руководителями

У каждого свой путь, проанализировали несколько сценариев и выделили три основных:

1. Сотрудник показывает хорошие результаты, и его повышают. Несмотря на то что это популярный путь к должности руководителя, существенный минус в том, что «хороший сотрудник» не всегда означает «хороший руководитель», ведь в должности исполнителя редко удаётся развить управленческие навыки.

Дмитрий Коротеньких
Например, Виктор работает разработчиком и отлично закрывает задачи. В компании он давно, и вот наступает момент, когда нужно выбрать нового тимлида. Все голосуют за Виктора — он точно справится. Когда вчерашний разработчик, даже с большим опытом, оказывается в должности руководителя, становится ясно, что обязанности здесь совсем другие и стрессовые ситуации тоже. Например, нужно учитывать интересы и команды, и бизнеса, балансируя между ними. Для этого важно давать правильную обратную связь, уметь выстраивать и контролировать процессы. А ещё приходится не только нанимать, но и увольнять сотрудников. В какой-то момент Виктор понимает, что не справляется с новым набором задач, а уходить с такой должности кажется неразумным.

2. Сотрудник уже давно работает в компании или в одной должности, и, кажется, что пора его повысить. Вариант кажется похожим на первый, но есть отличие: такой сотрудник не показывает выдающихся результатов, а просто работает в компании дольше всех. У руководства создаётся иллюзия, что его надо бы повысить, но причины, по которым сотрудник остаётся в компании, могут быть разными. Есть вероятность того, что он уже выгорел и назначение на руководящую должность будет слишком большим стрессом.

3. Сотрудник стремится стать руководителем и претендует на руководящую должность. Если его не повышают в одной компании, такой человек, как правило, будет искать в других и присылать отклики сразу на вакансию руководителя. Этот способ обычно самый действенный — сотрудник мотивирован расти, учиться и получать управленческие навыки.

Если оценить свои софтскилы по шкале от 1 до 7 и соединить точки, получится диаграмма гибких навыков. Она поможет понять, какие навыки развиты хорошо, а какие нужно развивать

Поговорим о том, что такое управленческие навыки и какие из них — ключевые эффективного для руководителя:

Эмоциональный интеллект и эмпатия. Руководителю полезно знать своих подчинённых, понимать, что им нравится, а что — нет, кому какие задачи лучше ставить. Это непросто делать в большом коллективе, когда количество прямых подчинённых больше восьми человек, иначе сложно узнать каждого и запомнить всю необходимую информацию.

Эмоциональная стабильность и зрелость. Умение оставаться спокойным и не поддаваться панике, всегда помнить про курс и цели.

Объективность — беспристрастная, непредвзятая оценка фактов. У руководителя может быть проект, который нравится больше других, или подчинённые, с которыми легче работать, — это нормальная человеческая реакция. Но принимать решения нужно, фокусируясь на результате.

Здоровая амбициозность. На успешного руководителя смотрят и могут равняться — он лидер, который требует от команды достижений и вдохновляет на них. А значит, у него должна быть здоровая амбициозность и желание становиться лучше.

Критическое мышление — умение ставить под сомнение информацию, в том числе о самом себе. Это поможет избежать когнитивных искажений, например, когда начинает казаться, что если стал руководителем, то дальше развиваться не нужно.

Умение делегировать. Это преимущество для всех сторон: сотрудник мотивирован и быстрее растёт, потому что ему доверяют, а руководитель меньше занимается микроменеджментом.

Дмитрий Коротеньких
Я перенял такую модель поведения, когда работал во французской компании. Прибегал к директору с вопросом «что делать?», а он спрашивал — какие варианты решения ситуации есть? Какие риски у каждого варианта? Я отвечал на вопросы и примерно на третий раз, уже у двери кабинета, понял, как мне решить проблему. Конечно, нужно учитывать зрелость и опыт сотрудников — полностью отвечать за задачу подойдёт не каждому.

Наставники курса «Управление командой» помогут стать уверенными руководителями менеджерам с разным управленческим опытом. Во время обучения студенты проходят девять индивидуальных консультаций с наставником, с которым можно обсудить всё, что волнует в рабочих ситуациях.

С каким запросом чаще всего приходят начинающие руководители

На курсы по управлению командой приходят сотрудники, которые только-только стали руководителями или те, кто понял, что раньше пытался управлять «на автомате» и эта стратегия не сработала. Как правило, у начинающих руководителей четыре основных вопроса:

1. Что делать с синдромом самозванца

Синдром самозванца — ощущение, что человек «не достоин» занимаемой должности и его скоро разоблачат. В здоровой степени это даже хорошо — значит, сотрудник может и хочет развиваться. Но если закопаться в мысли «смогу ли я, вытяну ли, надо ли это делать», то они помешают принимать даже небольшие решения. Полезно перестать скромничать, принимать благодарности и похвалу, придавать им смысл и осознанность — если сотрудника благодарят, значит, есть причины.

2. Как правильно ставить задачи подчинённым

Нужно стараться ставить задачи по SMART, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми и актуальными.

❌Нет
✅ Да

За два месяца увеличить количество целевых лидов с холодных звонков.

Что не так: задача неизмерима — непонятно, на сколько надо увеличить метрику.

За два месяца увеличить количество целевых лидов с холодных звонков на 8%.

К концу квартала увеличить количество подписок на рассылку на 30%.

Что не так: вроде бы всё по SMART, но есть ловушка — актуальность. Важнее не количество подписчиков в рассылке само по себе, а сколько из них купили продукт.

Увеличить количество регистраций в сервисе на 15% за квартал.

Дмитрий Коротеньких
Главное в любом инструменте — чтобы он нравился и подходил руководителю для решения задач, потому что любая, даже самая эффективная система не будет работать, если не вызывает ничего, кроме сопротивления.

3. Как давать обратную связь

Чтобы обратная связь достигла цели и не обидела человека, можно придерживаться такой структуры: действие, которое послужило причиной обратной связи, затем результат, куда это привело, и главное — на кого, что и как повлияло в команде или бизнесе. Без этого объяснения обратная связь от руководителя будет бессмысленной и есть шанс, что человек снова повторит ту же ошибку, поэтому придётся набраться терпения и донести до коллеги или подчинённого, почему это важно.

Завершить обратную связь нужно договорённостью, как обоим участникам поступать в будущем, чтобы ситуация не повторилась

Например, Георгий пишет приложения для iOS и в его задачи входит отдавать готовый код тестировщикам. Тестировщики не очень любят код от Георгия, потому что он написан небрежно и в нём больше ошибок, чем у остальных сотрудников, но напрямую ему об этом не говорят, а обсуждают это между собой в чатике для избранных.

Тимлид заметил, что происходит тлеющий конфликт между разработчиком и тестировщиками, и позвал Георгия на встречу 1-1 с вот такой обратной связью: «Георгий, ты в команде уже полгода, и я вижу, несмотря на то, что опыта у тебя было немного, ты не боишься и берёшься за задачу, это здорово. Но когда ты пишешь код быстро и отдаёшь тестировщикам, не просмотрев перед этим, случаются ошибки. Мы заметили, что они повторяются раз за разом, и ребятам приходится дополнительно всё перепроверять, а это удлиняет сроки вывода в продакшен. Если бы ты смог найти время на самопроверку перед тем, как передавать работу дальше, то ребята были бы очень тебе за это признательны, а проект сдали вовремя. Давай договоримся, что ты будешь выделять в своём процессе час на проверку перед тем, как отдавать коллегам». Для команды тестировщиков тоже была встреча один на один, но это уже другая история.

4. Как уволить сотрудника

Можно применить принцип «нанимай долго, увольняй быстро». Это значит, что чем тщательнее руководитель подходит к подбору команды, тем реже придётся кого-то увольнять. Если дело всё же дошло до увольнения, главное, не откладывать. И не делать из этого тайны для коллектива — если сотрудники спрашивают, почему коллегу уволили, отвечать честно. С тем, кто покидает команду, стоит обсудить варианты: может ли руководитель как-то помочь с развитием вне компании? Бывает, что человек мог оказаться не на своём месте и хорош в чём-то другом.

Где научиться быть эффективным руководителем

Подготовиться к карьерному росту можно самостоятельно или на онлайн-курсах.
Штудировать книги, подкасты и видео

Плюс самостоятельного обучения в том, что оно не требует больших вложений и позволяет заниматься, когда есть время. Минусы в том, что нет практики, чтобы закрепить навыки, и обратной связи от более опытных руководителей. Расписания тоже нет, поэтому появляется риск всё забросить или заниматься нерегулярно и забывать, зачем всё это нужно, что влияет на мотивацию двигаться дальше. Начать разбираться в управлении командой с нуля помогут:

Книги:

«Доставляя счастье», Тони Шей. После неё хочется творить, делать, запускать. Это книга про вдохновение.
«Как привести дела в порядок», Дэвид Аллен. Система немного устаревшая, потому что там нужны блокноты и конверты, но если совместить это с методикой Гриши Мастридера, получается очень здорово — выбросить лишнее из головы, не отвлекаться на постороннее, всё успевать.

Подкасты:

«Серебряная чпуля»;
Make sense.

Пойти на онлайн-курсы
Они помогают структурировать знания, которые уже есть, и дают возможность освоить новые инструменты. На курсах студенты обычно много общаются с наставниками — всегда можно проконсультироваться по вопросу, который волнует.

Дмитрий Коротеньких
Мне понравился курс Практикума «Управление командой», потому что на него приходят ребята, которые хотят расти, сколько бы опыта у них ни было до этого. Курс постоянно адаптируют и улучшают. Он подходит и начинающим руководителям, и тем, кто только мечтает встать у руля команды.

Совет эксперта

Дмитрий Коротеньких
Не нужно стремиться стать руководителем, если этого совсем не хочется. Должность — не мерило успеха и значимости, и не хотеть быть руководителем — нормально.

Статью подготовили:
Дмитрий Коротеньких
Яндекс Практикум
Наставник курса «Управление командой», omni-leader Askona
Светлана Ульянченко
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Sep 26 2024 03:16:54 GMT+0300 (Moscow Standard Time)