Как продвигать текстовые блоги
Как продвигать текстовые блоги
Если вести блог и не заниматься его продвижением, то никто его не увидит. Рассказываем, как стать заметным — бесплатно или с помощью рекламы.
Даже если контент интересный и грамотно оформлен, этого недостаточно, чтобы привлечь аудиторию. В интернете миллионы блогов и сайтов, и ежедневно появляются тысячи новых. Без рекламы и продвижения блог просто утонет в этом море информации. Например, исследования показывают, что 75% пользователей остаются на первой странице с результатами поиска Google и не идут дальше. Если блог не попадает в первые результаты, вероятность того, что его найдут, почти нулевая.
Текстовые блоги ведут в разных форматах. Кто-то использует тематические платформы вроде vc.ru или Habr, другие публикуют контент в соцсетях или заводят канал в Telegram. Третьи заводят персональный сайт и размещают публикации на нём. Таким блогам хуже всего без продвижения по двум причинам:
● Нет встроенной аудитории. У блог-площадок, Telegram и соцсетей миллионы пользователей, которые могут случайно или по рекомендации найти контент. Если не продвигать сайт, люди просто не узнают о его существовании.
● Конкуренция и ранжирование. В социальных сетях или Telegram алгоритмы могут помогать продвигать контент на основе интересов пользователей или активности подписчиков. Сайт-блогам нужно бороться за позиции в поисковой выдаче с тысячами других сайтов.
Чтобы стать заметным, нужна реклама или хотя бы продвижение блога в социальных сетях и через SEO.
Четыре кита, на которых держится успешный блог независимо от того, где его ведут, — чёткая цель, качественный контент, SEO-оптимизация и реклама.
Прежде чем развивать и продвигать блог, нужно понять, про что он и зачем людям на него подписываться. От этого понимания зависит описание и название блога, контент, частота постов и формат рекламы для привлечения аудитории.
Например, лайфстайл-блог может быть про то, как создавать уют в доме или где в городе найти тихие места для работы за ноутбуком. Монетизируют такой блог с помощью рекламных интеграций, а для этого нужна аудитория хотя бы в 1000 постоянных подписчиков.
Если автор — психолог и хочет продавать свои услуги, то вложения в блог будут окупать консультации с клиентами. Но блогов про психологию много, поэтому нужно продумать контент, который поможет выделиться среди конкурентов. Когда в блоге соберётся аудитория из знакомых и друзей автора, можно подключить таргетированную или контекстную рекламу для привлечения новых подписчиков.
Понятие качества и пользы субъективно — на любой контент найдётся свой читатель. Но есть несколько критериев, которые важно учесть независимо от тематики:
● Нет грамматических ошибок. Грамотно написанный текст читать приятнее, хотя и не все обращают на грамматику внимание, а кто-то воспринимает опечатки как изюминку автора.
● Текст удобно читать. Есть пробелы после точек, абзацы отделены друг от друга, по заголовкам можно просканировать текст и понять, о чём он.
● Мысль структурирована. Понятно, какую проблему или наблюдение обсуждает автор, какие аргументы приводит, какая у него точка зрения.
Главные проблемы в создании контента — непонятно, откуда брать идеи для постов и с чего начать. Вот три шага, как действовать.
1. Если блог нулевой, начать с поста-знакомства — рассказать немного о себе и о концепции блога. Закрепить этот пост, чтобы новые подписчики лучше ориентировались в публикациях. Если автор продаёт услуги, во втором закреплённом посте можно описать их стоимость и то, как их заказать.
Пример приветственного поста в канале
2. Составить контент-план — так получится заранее придумывать темы и сохранить регулярность постов.
Если вы еще не определись с направлением, тогда бесплатный курс «Какую профессию в маркетинге выбрать» поможет разобраться, какие профессии сейчас востребованы, чем занимаются разные специалисты и как построить успешную карьеру.
Есть два источника тем для постов: посмотреть в Wordstat поисковые запросы по теме блога или опираться на комментарии аудитории и запросы от клиентов.
Некоторые поисковые запросы — это уже готовые темы для поста или статьи. Попробуем найти темы для блога преподавателя английского. По фразе «изучение английского языка» Wordstat выдаёт несколько запросов, которые можно использовать в постах.
Можно взять несколько тем: описать первые шаги в изучении языка, сделать подборку сериалов или игр, которые помогут подтянуть словарный запас. Источник: Wordstat
Если блог не новый и в комментариях есть активность, темы для постов можно брать из этих обсуждений. Если такой фактуры нет — проанализировать запросы от клиентов. Например, психотерапевт может разобрать проблемы, с которыми чаще всего приходят на консультации.
3. Регулярно писать статьи или посты. В начале это нужно делать часто, практически каждый день, — чтобы читатели видели: блог живой и развивается. Для поисковой выдачи это тоже важно: больше контента — больше вероятность попасть в результаты. К тому же поисковики долго индексируют статьи, поэтому может пройти месяц или несколько месяцев, прежде чем какая-то статья начнёт генерировать трафик. Когда наберётся 10–20 постов, публиковать можно реже и ориентироваться на собственную загруженность.
Статьи полезно перелинковывать друг с другом, чтобы читатели дольше оставались в блоге.
Одним контентом трафик в блог не собрать. Важно, чтобы ссылка на него появлялась в результатах поиска чаще и желательно — в первых десяти результатах поиска. Чем ниже сайт в поисковой выдаче, тем меньше шанс, что читатель до него доберётся.
Чтобы поисковые роботы распознали сайт и показывали его среди первых результатов, нужно настроить SEO — оптимизировать контент под требования поиска в Яндексе и Google:
● По возможности использовать чёрный шрифт на белом фоне. Нестандартные сочетания цветов мешают роботам распознавать текст.
● Сохранять иерархию заголовков: H1 должен быть крупнее H2.
● Писать простым языком без сложных оборотов, сохранять логику в повествовании, тезисы чаще подкреплять фактами, а не эмоциями.
● Добавлять ключевые слова по теме в заголовки, текст в разделах, картинки. Группа ключевых слов называется семантическим ядром. Найти ключевые слова, как и темы для постов, можно в Яндекс.Вордстате.
Даже с аудиторией 100–200 человек можно планировать продвижение блога. Есть два способа: платный и бесплатный.
Чтобы реклама сработала, не обязательно тратить сотни тысяч рублей. В маленьких каналах до 1000 человек можно тестировать рекламу за 1000 рублей или даже дешевле. Если канал авторский, с интересным контентом и живой аудиторией, реклама в нём может оказаться эффективнее, чем в пабликах на 100 000 подписчиков, где аудитория обычно менее вовлечённая.
Работа после запуска блога — это цикл, в котором создание контента чередуется с его продвижением, как слои торта
Для разных площадок есть разные инструменты, где можно отслеживать статистику по блогу, но метрики успешности примерно одни и те же: охват публикации, вовлечённость, комментарии, дочитывания.
В Telegram можно смотреть динамику по каналу: изменение количества подписчиков, количество реакций на посты. Кроме того, есть сервис TGStat — в нём можно посмотреть статистику по публикациям и отслеживать цитирования в других каналах и эффективность рекламы.
Пример статистики в TGStat
Один из ключевых показателей для Телеграм-канала — вовлечённость по просмотрам (ERR). Низкий ERR значит, что аудитории в канале много, но мало кто из подписчиков его читает. Одна из причин такой ситуации — канал продвигался через обязательные подписки, например через конкурсы или папки. Люди подписались ради призов, а сам канал им неинтересен.
Для разных типов каналов понятие хорошего ERR может быть разным. Например, для канала на 100 человек вовлеченность больше 100% — норма. Для экспертного канала со сложной тематикой — 20–30%, для лайв-канала — 30–50%.
Для блогов в Дзене есть свой кабинет — «Дзен-студия». В ней можно посмотреть не только показы и просмотры, но и дочитывания материала.
Если люди не дочитывают публикацию, возможно, она слишком длинная или с какого-то момента текст стал неинтересным или бесполезнымv
Статистику по странице в VK можно посмотреть в разделе «Статистика профиля». Сервис показывает охват публикаций, характеристики аудитории и вовлечённость.
Статистику публикации собирают не только на странице автора, но и с репостов на других страницах. Источник
Сайты для блогов обычно не разрабатывают с нуля, а используют конструкторы — например, Tilda. У них встроенные инструменты статистики, а все данные можно увидеть в личном кабинете.
Tilda позволяет увидеть, насколько популярны страницы сайта и сколько людей пролистали их на 25–75%. Источник
Когда какой-то из показателей проседает, это повод задуматься о том, что можно улучшить в стратегии продвижения блога. Если публикации лайкают и комментируют, но подписчиков не прибавляется, стоит больше вложить в продвижение. Если подписчики не реагируют на публикации — пересмотреть контент-план или формат подачи.
1. Быть готовым к регулярному ведению аккаунта. Регулярно — не обязательно каждый день. Раз в неделю — тоже регулярность. Но и на такой график в блоге тоже важно выделить время. Бывает, что есть желание начать, но блог не в приоритете. Важнее собрать ребёнка в школу или закрыть дачный сезон. В таком графике блог часто забрасывают, не успев толком начать, а потом ругают себя за то, что ничего не получилось. Если в планах срочные и важные дела, блог лучше отложить. Когда будет спокойнее — вернуться.
2. Ориентироваться на своё удовольствие и интересы. Вести блог должно нравиться. Для этого нужно выбрать тему, на которую захочется долго и много говорить, стиль и формат, в которых приятно и легко работать. Когда хочется чем-то поделиться, с регулярностью не будет проблем — время на посты и статьи найдётся. Не стоит тратить время на съёмки видео и запись голосовых для Телеграм-канала, только потому что кто-то из конкурентов так делает. Если такой формат не по душе, то он только усложнит подготовку контента или вовсе отобьёт желание вести блог.
3. Не идти сразу в монетизацию, если идея для блога только появилась. Если в блоге что-то пойдёт не так, завышенные ожидания могут убить мотивацию. Можно начать с эксперимента — составить небольшой контент-план и публиковать тогда, когда удобно. Если блог найдёт отклик — более серьёзно организовать работу над ним.
4. Если есть время — пробовать разные площадки. В начале все ресурсы эффективнее будет тратить на одну площадку. Так получится набить руку и оценить, сколько времени уходит на блог. Но со временем такой подход увеличит риски. Если какая-то из площадок перестанет работать, блог потеряет аудиторию и придётся заново запускать его на другой платформе. К тому же блог на разных площадках сможет охватить больше людей. Например, те, кто не пользуются VK, будут читать публикации в Telegram, и наоборот.
Совет эксперта
Читать также: