Как выбрать социальную сеть для бизнеса
Как выбрать социальную сеть для бизнеса
Вместе с наставником курса «Интернет-маркетолог» Владиславом Бочаровым разбираемся, какую социальную сеть стоит выбрать для успешного продвижения, и даём практические рекомендации.
По данным Mediascope, по итогам 2024 года самой популярной социальной сетью в России стала платформа «ВКонтакте». Её среднемесячная аудитория на конец третьего квартала достигла 88,1 млн пользователей. Строчкой ниже расположился Telegram, чуть меньше охваты у YouTube.
Эти данные подтверждает исследование Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР) при поддержке Регионального общественного центра интернет-технологий: тройку лидеров формируют «ВКонтакте», Telegram и YouTube.
На рост российских соцсетей повлияло в числе прочего ужесточение возможностей доступа к иностранным соцсетям. Источник: Исследование АКАР
Научиться исследовать аудиторию и разрабатывать контентную стратегию поможет курс «SMM-специалист». Он включает мощный набор знаний и инструментов, а также массу практических заданий, выполняя которые студент сможет составить портфолио. Попробовать себя в роли SMM-специалиста можно бесплатно на вводных уроках.
* Соцсети «Инстаграм» и «Фейсбук» принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Разберём основные критерии, на которые важно обращать внимание при выборе соцсети для продвижения бизнеса.
1. Формат бизнеса и тип продукта
Нужно понимать свою аудиторию, сам продукт и наиболее подходящий для его продвижения тип контента. Если компания продаёт машинные станки, будет сложновато развивать контентную часть, и не каждый бизнес на это готов. Возможно, в этом случае нужно просто формальное присутствие в социальных сетях, без акцента на SMM как на основном канале продвижения.
Информационные продукты, те же онлайн-курсы, хорошо продвигаются в Telegram и Instagram* благодаря их специфике визуальной подачи. А фотогеничный глэмпинг скорее привлечёт лидов в Instagram*, заинтересовав клиентов красивыми и вдохновляющими рилсами.
2. Специфика потребления информации и характеристики целевой аудитории платформы
Каждая платформа накладывает определённый отпечаток на целевую аудиторию, позволяя выделить определённые психотипы пользователей, их интересы и сценарии потребления. Условно говоря, Instagram* — это про лайфстайл и социальные коммуникации. Telegram — это больше про общественно-политический дискурс, узконаправленные группы по интересам, профессии и экспертизу.
3. Набор инструментов, с помощью которых хочется продвигать свой продукт в рамках конкретной социальной сети
В целом продвигаться во «ВКонтакте» проще и удобнее, чем в Telegram. В первом доступны платные рекламные инструменты, с которым удобно работать: бустить подписчиков и использовать различные форматы рекламных размещений.
«ВКонтакте» порой лидирует благодаря таргетированной рекламе, за счёт которой можно активно инвестировать средства и динамично масштабироваться.
1. Telegram в плане продвижения — чуть более сложный и дорогой инструмент. Практика показывает, что при запуске таргетированной, но ограниченной с точки зрения набора параметров рекламы конечный CPA в Telegram получается выше. Соответственно, стоимость лида и конверсии в Telegram тоже выше. Но при этом в Telegram более лояльная аудитория.
2. Ещё один весомый плюс: нет так называемой умной новостной ленты, когда платформа на основе собственных параметров составляет ленту того, что может быть интересно пользователю. Telegram представляет новостную повестку в хронологическом порядке. Это удобно с точки зрения потребления контента: пользователь сразу видит последние новости.
3. Telegram удобен за счёт автоматизация процессов, например массового применения чат-ботов. Понятно, что различные боты разработаны уже и для «Инстаграма» и ВК, но в Telegram это более развитое направление. Например, здесь можно добавлять отдельных ботов в группы, которые будут мониторить и модерировать коммуникацию, помогать автоматизировать воронку продаж и т. д.
Бот «Авиасейлс» за несколько кликов избавляет пользователя от необходимости вручную мониторить стоимость билетов. Источник: «Авиасейлс: бот низких цен»
1. Instagram* для бизнеса выступает удобной точкой роста за счёт визуального контента. Например, с помощью рилсов можно добиться вирального охвата через встроенные алгоритмы, что практически невозможно сделать в Telegram и весьма трудно — в ВК.
2. Но есть и минус: в Instagram* на данный момент таргетированная реклама на территории РФ недоступна. Также в Instagram невозможно вставить ссылки в посты, соответственно, нельзя зашить utm-метку и отследить трафик с конкретного поста. Пользователь может перейти из био, но это всё равно немного рушит конверсию и унифицирует трафик: непонятно, какой пост послужил триггером к переходу на сайт.
С точки зрения продвижения во «ВКонтакте» среди упоминаемых трёх платформ доступна наиболее глубокая аналитика и более продвинутые инструменты таргетированной рекламы.
У продвижения в соцсетях обычно две крупные цели.
1. Продажи. Мелкий бизнес вроде микромагазинов с мылом ручной работы, как правило, продаёт через директ (личные сообщения). Средний и крупный бизнес через соцсети ведёт на сайт, продажи происходят там — это позволяет увидеть более глубокую аналитику, сохранить ID пользователей и после ещё поработать с ними путём ремаркетинга на разных платформах.
В этом случае во внимание принимаются такие метрики, как CTR, то есть отношение кликов к просмотру поста, и стоимость конверсии дальше по воронке с этих переходов.
2. Вовлечение и развитие новых подписчиков. В этом случает будут важны метрики ER, ERR и связанные с ними, например подписка с поста. ER и ERR показывают уровень вовлеченности и коэффициент охвата.
599 реакций на 33,4 тыс. просмотров дают ERR 1,7%. Источник: vk
1. Разберитесь в маркировке рекламы и не пренебрегайте ею. Напоминаем: из разъяснений Роскомнадзора следует, что маркировка рекламы в Instagram* обязательна, если публикация нацелена на аудиторию в России. Не стоит забывать об этом.
2. Отслеживайте динамику метрик период к периоду: важно считать неделю к неделе, месяц к месяцу и смотреть, что происходит. Значимые для бизнеса метрики нужно мониторить на постоянной основе. Это позволяет понимать, что происходит с проектом и насколько успешно компания продвигается.
Например, ER составлял 3%, через месяц — 2,8, ещё через месяц — 2,7. Нисходящий тренд должен насторожить: вероятно, через полгода ситуация станет критической, и меры нужно предпринимать уже сейчас.
3. Не накручивайте подписчиков. Это плохой путь, по которому часто идут начинающие маркетологи. Накрутка подписчиков чревата тем, что, во-первых, будет невозможно объективно посчитать аналитику и оценить работу, а во-вторых, накрученных пользователей и реакции видно во всех системах аналитики.
4. Подключайте внешние системы аналитики, такие как JagaJam, и используйте сервисы для кросс-платформенной публикации — SMMplanner, Postmypost. Также важно делать ко всем ссылкам в постах utm-метки, в том числе добавлять метки в био и описание группы.
Совет эксперта
Читать также: