Маркетинг • 07 апреля 2025 • 5 мин чтения

Как выбрать социальную сеть для бизнеса

Вместе с наставником курса «Интернет-маркетолог» Владиславом Бочаровым разбираемся, какую социальную сеть стоит выбрать для успешного продвижения, и даём практические рекомендации.

Популярные платформы для бизнеса

По данным Mediascope, по итогам 2024 года самой популярной социальной сетью в России стала платформа «ВКонтакте». Её среднемесячная аудитория на конец третьего квартала достигла 88,1 млн пользователей. Строчкой ниже расположился Telegram, чуть меньше охваты у YouTube.

При подсчёте учитывались только пользователи, которые заходили на страницы или в приложение хотя бы один раз за период. Источник: mediascope

Эти данные подтверждает исследование Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР) при поддержке Регионального общественного центра интернет-технологий: тройку лидеров формируют «ВКонтакте», Telegram и YouTube.

На рост российских соцсетей повлияло в числе прочего ужесточение возможностей доступа к иностранным соцсетям. Источник: Исследование АКАР

Владислав Бочаров, наставник курса «Интернет-маркетолог», Яндекс Практикум
Пока что у нас основной пул соцсетей в РФ составляют три платформы: Telegram, «ВКонтакте» и Instagram*. При выборе стоит ориентироваться на формат подачи контента и объём присутствия вашей ЦА, а также на специфику рекламы внутри площадок.
Можно сказать, что в Telegram сегодня сконцентрирована основная общественно-политическая повестка, новости, в том числе социальные и культурные. «ВКонтакте» — это суперапп с масштабной рекламной сетью. В Instagram* комфортно себя чувствуют компании с хорошим визуальным контентом, например из сфер архитектуры, дизайна интерьеров, декора, фешена и тревела.

Научиться исследовать аудиторию и разрабатывать контентную стратегию поможет курс «SMM-специалист». Он включает мощный набор знаний и инструментов, а также массу практических заданий, выполняя которые студент сможет составить портфолио. Попробовать себя в роли SMM-специалиста можно бесплатно на вводных уроках.

* Соцсети «Инстаграм» и «Фейсбук» принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Критерии выбора социальной сети

Разберём основные критерии, на которые важно обращать внимание при выборе соцсети для продвижения бизнеса.

1. Формат бизнеса и тип продукта

Нужно понимать свою аудиторию, сам продукт и наиболее подходящий для его продвижения тип контента. Если компания продаёт машинные станки, будет сложновато развивать контентную часть, и не каждый бизнес на это готов. Возможно, в этом случае нужно просто формальное присутствие в социальных сетях, без акцента на SMM как на основном канале продвижения.
Информационные продукты, те же онлайн-курсы, хорошо продвигаются в Telegram и Instagram* благодаря их специфике визуальной подачи. А фотогеничный глэмпинг скорее привлечёт лидов в Instagram*, заинтересовав клиентов красивыми и вдохновляющими рилсами.

2. Специфика потребления информации и характеристики целевой аудитории платформы

Каждая платформа накладывает определённый отпечаток на целевую аудиторию, позволяя выделить определённые психотипы пользователей, их интересы и сценарии потребления. Условно говоря, Instagram* — это про лайфстайл и социальные коммуникации. Telegram — это больше про общественно-политический дискурс, узконаправленные группы по интересам, профессии и экспертизу.

Владислав Бочаров
Прослеживается стойкий тренд: деловые люди, сотрудники корпораций и бизнесмены больше отдают предпочтение Telegram, нежели Instagram*. У последнего вдобавок наблюдается отток российской аудитории из-за необходимости использовать сервисы VPN, которые сейчас работают с перебоями.
Telegram удобен тем, что он совмещает новостную повестку и коммуникацию: можно практически одновременно взаимодействовать по рабочим вопросам и пролистывать интересные каналы. Здесь есть оперативная сводка, экспертная оценка, профессиональная и общественная риторика, а также вариативность оформления текстовых и визуальных материалов.
Instagram сейчас — это больше про развлечения, а не про обдуманное потребление контента. Это быстрый дофамин: короткий ёмкий контент и рилсы, которые можно листать бесконечно.

3. Набор инструментов, с помощью которых хочется продвигать свой продукт в рамках конкретной социальной сети

В целом продвигаться во «ВКонтакте» проще и удобнее, чем в Telegram. В первом доступны платные рекламные инструменты, с которым удобно работать: бустить подписчиков и использовать различные форматы рекламных размещений.
«ВКонтакте» порой лидирует благодаря таргетированной рекламе, за счёт которой можно активно инвестировать средства и динамично масштабироваться.

Владислав Бочаров
Необходимо учитывать специфику того, как потребляется контент или происходит изучение продукта конкретного бизнеса потребителем и целевой аудиторией. Если говорить про B2 °C, Telegram не всегда удобен: у него ограниченный инструментарий продвижения, в нём нет полноценного таргетирования. Эти инструменты постепенно появляются, но пока показывают себя недостаточно эффективно на фоне остальных площадок. Самым распространённым рекламным инструментом Telegram остаются посевы, то есть платное размещение на смежных площадках и смежных ресурсах, где находится целевая аудитория.
У B2B всегда довольно сложная специфика. Возможностей для развития в SMM у B2C как розничного направления, конечно, намного больше. Как ни странно, здесь в топе площадок для продвижения остаётся Instagram*. Те компании, которые себе могут это позволить, до сих пор там присутствуют и прекрасно себя чувствуют, особенно малый бизнес.

Особенности продвижения в разных соцсетях

Telegram

1. Telegram в плане продвижения — чуть более сложный и дорогой инструмент. Практика показывает, что при запуске таргетированной, но ограниченной с точки зрения набора параметров рекламы конечный CPA в Telegram получается выше. Соответственно, стоимость лида и конверсии в Telegram тоже выше. Но при этом в Telegram более лояльная аудитория.

2. Ещё один весомый плюс: нет так называемой умной новостной ленты, когда платформа на основе собственных параметров составляет ленту того, что может быть интересно пользователю. Telegram представляет новостную повестку в хронологическом порядке. Это удобно с точки зрения потребления контента: пользователь сразу видит последние новости.

3. Telegram удобен за счёт автоматизация процессов, например массового применения чат-ботов. Понятно, что различные боты разработаны уже и для «Инстаграма» и ВК, но в Telegram это более развитое направление. Например, здесь можно добавлять отдельных ботов в группы, которые будут мониторить и модерировать коммуникацию, помогать автоматизировать воронку продаж и т. д.

Бот «Авиасейлс» за несколько кликов избавляет пользователя от необходимости вручную мониторить стоимость билетов. Источник: «Авиасейлс: бот низких цен»

Владислав Бочаров
В целом можно сказать, что середина воронки продаж в Telegram работает лучше, а верх воронки — хуже, потому что нет доступного для РФ родного рекламного инструмента продвижения. То есть на этой платформе сложнее набрать пул подписчиков, зато после продажи пойдут проще.
В Telegram встроенный рекламный инструментарий недоступен на территории России. Приходится работать через партнёров, таких как eLama или Яндекс Директ. Это тоже приплюсовывается к стоимости продвижения. К тому же в Telegram намного более узкий список параметров, которые можно применять для таргетирования. Например, нельзя работать с кастомными сегментами аудиторий.
Instagram*

1. Instagram* для бизнеса выступает удобной точкой роста за счёт визуального контента. Например, с помощью рилсов можно добиться вирального охвата через встроенные алгоритмы, что практически невозможно сделать в Telegram и весьма трудно — в ВК.

2. Но есть и минус: в Instagram* на данный момент таргетированная реклама на территории РФ недоступна. Также в Instagram невозможно вставить ссылки в посты, соответственно, нельзя зашить utm-метку и отследить трафик с конкретного поста. Пользователь может перейти из био, но это всё равно немного рушит конверсию и унифицирует трафик: непонятно, какой пост послужил триггером к переходу на сайт.

«ВКонтакте»

С точки зрения продвижения во «ВКонтакте» среди упоминаемых трёх платформ доступна наиболее глубокая аналитика и более продвинутые инструменты таргетированной рекламы.

Владислав Бочаров
Я бы сказал, что если у компании есть возможность размещаться во всех соцсетях, лучше этим не пренебрегать. Чем больше у бизнеса мест присутствия, тем лучше. Зачем себя ограничивать одной платформой, когда на остальных потенциально тоже есть наша целевая аудитория?
В идеале с точки зрения эффективности контент нужно адаптировать под каждую платформу. В Telegram в большей степени котируется текстовый формат, в Instagram — визуальный, а во «ВКонтакте» — гибридный. Если возможности адаптировать контент в силу ограниченности ресурса нет и компания просто ставит одинаковые посты по всем возможным платформам, будет удобно использовать сервисы кросс-платформенного постинга, например SMMplanner или Postmypost.

Метрики эффективности

У продвижения в соцсетях обычно две крупные цели.

1. Продажи. Мелкий бизнес вроде микромагазинов с мылом ручной работы, как правило, продаёт через директ (личные сообщения). Средний и крупный бизнес через соцсети ведёт на сайт, продажи происходят там — это позволяет увидеть более глубокую аналитику, сохранить ID пользователей и после ещё поработать с ними путём ремаркетинга на разных платформах.

В этом случае во внимание принимаются такие метрики, как CTR, то есть отношение кликов к просмотру поста, и стоимость конверсии дальше по воронке с этих переходов.

2. Вовлечение и развитие новых подписчиков. В этом случает будут важны метрики ER, ERR и связанные с ними, например подписка с поста. ER и ERR показывают уровень вовлеченности и коэффициент охвата.

599 реакций на 33,4 тыс. просмотров дают ERR 1,7%. Источник: vk

Практические рекомендации

1. Разберитесь в маркировке рекламы и не пренебрегайте ею. Напоминаем: из разъяснений Роскомнадзора следует, что маркировка рекламы в Instagram* обязательна, если публикация нацелена на аудиторию в России. Не стоит забывать об этом.

2. Отслеживайте динамику метрик период к периоду: важно считать неделю к неделе, месяц к месяцу и смотреть, что происходит. Значимые для бизнеса метрики нужно мониторить на постоянной основе. Это позволяет понимать, что происходит с проектом и насколько успешно компания продвигается.

Например, ER составлял 3%, через месяц — 2,8, ещё через месяц — 2,7. Нисходящий тренд должен насторожить: вероятно, через полгода ситуация станет критической, и меры нужно предпринимать уже сейчас.

3. Не накручивайте подписчиков. Это плохой путь, по которому часто идут начинающие маркетологи. Накрутка подписчиков чревата тем, что, во-первых, будет невозможно объективно посчитать аналитику и оценить работу, а во-вторых, накрученных пользователей и реакции видно во всех системах аналитики.

4. Подключайте внешние системы аналитики, такие как JagaJam, и используйте сервисы для кросс-платформенной публикации — SMMplanner, Postmypost. Также важно делать ко всем ссылкам в постах utm-метки, в том числе добавлять метки в био и описание группы.

Совет эксперта

Владислав Бочаров
Если одна из платформ продвижения сильно проседает, нужно постараться понять причины этого. Возможно, мы не с тем форматом заходим на эту платформу, на эту аудиторию. Нужно развернуть воронку продаж, посмотреть, какие верхнеуровневые метрики падают. Возможно, что это общая проблема платформы на текущий момент.
Важно проанализировать внешние и внутренние причины и попытаться понять, исправимы ли они и можно ли на них как-то повлиять. Видите ли вы перспективы оставаться в этой соцсети? Если положительных ответов больше, чем отрицательных, то резко уходить и отказываться от канала трафика, отталкиваясь от нисходящего тренда, нет оснований.
Условно говоря, компания использует сервис для кросс-платформенной публикации и менеджер не тратит много времени на ручную публикацию постов, но при этом какие-то заказы с нормальным средним чеком поступают. Нужно посчитать, сколько ресурсов уходит на продвижение в этой сети, и, если она остаётся рентабельной, перекрывать канал не стоит.
Статью подготовили:
Владислав Бочаров
Яндекс Практикум
Наставник курса «Интернет‑маркетолог»
Мария Вихрева
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
Mon Apr 14 2025 10:55:18 GMT+0300 (Moscow Standard Time)