Как выбрать и оценить канал продаж
Как выбрать и оценить канал продаж
Как понять, что продажи через телефонные звонки, консультации в Zoom или переписки в чате работают? Разбираемся на примере онлайн-обучения.
Каналы продаж — пути, по которым товары и услуги попадают от производителя к потребителю. Например, шампунь определённой марки можно купить в супермаркете, в крупном офлайн-магазине косметики, заказать на маркетплейсе или в интернет-магазине профессиональных средств для волос. Каждый из вариантов — канал продаж.
Каналы продаж иногда путают с каналами продвижения. И те и другие влияют на бизнес, но работают по-разному. Цель каналов продаж — обеспечить покупку и сделать так, чтобы клиенту было удобно эту покупку совершить. Цель каналов продвижения — привлечь внимание и заинтересовать аудиторию, чтобы они узнали о продукте и захотели его купить. Для этого можно закупить рекламу на телевидении, завести и наполнять контентом аккаунт бренда в соцсетях, вести блог и рассказывать там о продуктах или услугах.
Иногда один и тот же канал используют для продаж и продвижения. Например, Apple в одном разделе сайта проводит презентации новых продуктов, а в другом — предлагает их купить
Два основных вида — прямые и косвенные:
1. Прямые каналы продаж. Без посредников: потребитель покупает продукт или услугу у производителя или поставщика. Компания сама общается с клиентами и таким образом лучше понимает их потребности, может устанавливать цены без процента посредникам. Примеры прямых каналов продаж:
● интернет-магазины или сайты,
● физические магазины,
● телефонные звонки,
● вебинары,
● почтовые, СМС- и рассылки в мессенджеры.
2. Косвенные каналы продаж. Производитель или поставщик не взаимодействует напрямую с покупателем. Посредники берут на себя часть функций по распространению и продажам. Косвенные каналы позволяют охватить более широкую аудиторию и снизить затраты на прямые контакты с каждым клиентом. Примеры косвенных каналов продаж:
● дистрибьюторы,
● оптовики,
● розничные сети,
● агентства и брокеры,
● партнерские программы,
● маркетплейсы и платформы.
Чтобы определить подходящий канал продаж, в первую очередь нужно:
● изучить аудиторию и конкурентов,
● оценить бюджет,
● учесть особенности продукта или услуги.
Чем больше факторов учёл менеджер по продажам, тем вероятнее он выберет эффективный канал
Регулярный анализ эффективности каналов продаж поможет определить, какие каналы приносят прибыль, а от каких стоит отказаться или оптимизировать расходы — например, автоматизировать рутинные задачи менеджеров по продажам. Как анализировать каналы продаж:
● Измерять KPI — показатели эффективности. Собрали в таблице основные.
● Использовать CRM. Это система, которая помогает оцифровывать коммуникации с клиентами и этим облегчает жизнь менеджерам по продажам. Вся информация о клиентах и сделках хранится в одном сервисе — удобно готовиться к звонкам. Менеджеры видят, на каком этапе находятся сделки, и понимают, что делать дальше. Персонализированные предложения, основанные на данных из CRM, повышают вероятность сделки.
Аналитические инструменты CRM собирают данные о продажах и наглядно показывают, какие каналы и подходы работают. На основе этих данных можно прогнозировать будущие продажи и строить долгосрочные отношения с клиентами, увеличивая число повторных покупок.
Так отображаются лиды в CRM Битрикс24. Источник: gencloud
● Собирать обратную связь от клиентов и больше общаться с ними. Кроме KPI оценивать канал продаж полезно по отзывам и обратной связи от клиентов. Это даёт более полное представление о клиентском опыте и выявляет скрытые проблемы или возможности для улучшения. KPI показывают количественные результаты, но не отражают качество общения с потребителями. Отзывы помогают понять, что клиенты думают о продукте или услуге, что можно улучшить в процессе продаж, как сделать взаимодействие эффективнее и приятнее.
Отзыв об общении с менеджером продаж по телефону
● Тестировать гипотезы. Каналы анализируют не только когда они уже какое-то время работают, но и когда их только планируют запустить. Анализ рынка, продукта и конкурентов — это теоретическая часть проекта. Чтобы понять, будет ли канал работать, нужно сформулировать этот вопрос как гипотезу и протестировать её. Это удобно делать с помощью цикла HADI, он включает 4 шага:
1. Hypothesis — Гипотеза.
Предполагаем, как можно улучшить процесс и каких результатов ждём. Например, персонализированные звонки увеличат конверсию в два раза.
2. Action — Действие.
Что делаем для проверки гипотезы. Например, выбрали 1000 человек, разделили на контрольную и тестовую группы. Тестовую будем прозванивать, контрольную — нет.
3. Data — Данные.
Сбор и анализ данных по итогам действий. Например, анализ показателей конверсии до и после внедрения звонков.
4. Insight — Инсайт.
Выводы из собранных данных и принятие решений о дальнейшем использовании гипотезы. Например, персонализированные звонки действительно повысили конверсию, поэтому канал будем использовать постоянно.
Совет эксперта
Читать также: