Чтобы объяснить, откуда берутся когнитивные искажения, психолог Даниэль Канеман в книге «Думай медленно… решай быстро» предложил использовать концепцию двух систем:
1. Первая отвечает за быстрое мышление, когда не надо что-то вспоминать, анализировать, задумываться.
2. Вторая отвечает за медленное мышление, которое требует концентрации, усилия, работы.
Когнитивные искажения — результат быстрой работы и поспешных выводов первой системы. Обычно они возникают, когда люди вспоминают прошлое, или информации слишком много, а смысла — мало, или когда надо действовать быстро.
Представители интеллектуальных, творческих и научных профессий всегда, без внешних причин, работают в условиях неопределенности. Образ результата для них часто размыт и нужно идти методом проб и ошибок.
Например, когда запускался Tinder, было не понятно, как людям находить
друг друга по интересам. Это была неопределенность — есть много анкет пользователей и идея, что нужно их сводить.
Тогда решили внедрить рейтинг Эло
— часть особого раздела математики, теории игр. Потом это вызвало много споров, но работало так: каждому пользователю присваивалась оценка, и когда кому-то попадался его профиль, разыгрывался мини-турнир. Если против пользователя выступал «игрок» с высоким коэффициентом и лайкал его — начислялись очки, а если смахивал влево — очки снимались.
Ошибка выжившего — тоже когнитивное искажение. Оно возникает, когда при принятии решения человек опирается на примеры тех, кто добился успеха, то есть «выжил», и не учитывает опыт провалившихся проектов, то есть «погибших».
Классическим примером «ошибки выжившего» считается открытие
математика Абрахама Вальда во время Второй мировой войны, когда американская армия теряла много самолетов в боях. Перед ним стояла задача — найти места, которые нужно укрепить. При этом покрыть бронью весь самолет было нельзя, потому что он стал бы слишком тяжелым и не взлетел. Нужны были точечные укрепления.
До Абрахама Вальда задачей занимались военные инженеры, и их гипотеза была в том, что нужно изучать самолёты, вернувшиеся с войны, и укреплять их в местах максимальных повреждений.
Но математик предположил, что раз самолёты вернулись — их повреждения оказались не критическими. И гораздо важнее бронировать зоны, где у вернувшихся самолетов не было пробоин. Это решение помогло снизить потери американской авиации.
В бизнесе тоже более продуктивно анализировать не истории успеха, а причины, по которым бизнесы закрываются. Любую гипотезу полезнее не подтверждать, а опровергать — искать ее слабые места, предполагать, на чем она может сломаться. Проанализируем несколько ярких провалов маркетинговых стратегий с сайта «Музей провалов».
Упаковка замороженной лазаньи от Colgate
Малиново-цитрусова газировка Orbitz с жевательными шариками
Первое, что важно сделать — взять хотя бы небольшой тайм-аут. Это поможет лучше оценить обстановку и принять более спокойные, насколько это возможно в ситуации, решения. Примерный план действий в условиях неопределенности:
Эффект неприятия потерь заключается в том, что гарантированная потеря вызывает отторжение и вынуждает пойти на риск. Это результат эволюции, чтобы выжить, организм сильнее реагирует на угрозу, чем на приятную перспективу.
С эффектом неприятия потерь связаны эффект возможности и определенности. Эффект возможности — маловероятные исходы событий кажутся более значимыми. Поэтому люди играют в лотерею. Эффект определенности — вероятным исходам придается меньшее значение, поэтому ЖКХ часто не готово к зиме.
Эффект Конкорда или ошибка невозвратных затрат — когнитивное искажение, названное в честь сверхзвукового пассажирского самолета Конкорда.
Когда его разрабатывали, стало ясно, что он будет слишком сложным и дорогим в обслуживании, а срок окупаемости превысит срок эксплуатации. Команда решила закончить работу, несмотря ни на что, потому что хотела оправдать уже вложенные ресурсы.
Люди часто принимают решения, основываясь на так называемых невозвратных затратах — расходах, которые уже не вернуть ни одним решением в будущем. Их не нужно учитывать при принятии решений.
Что случилось. Спрос превысил предложение — желающих поучаствовать стало слишком много, а ресурсов на модерацию не хватило.
Что сделали. Группа прекратила продажи картин.
Почему это могло произойти. Нужно было принимать быстрое решение в условиях неопределенности: участников все больше, непонятно, как действовать, но нужно срочно что-то решить. Можно было быстро масштабировать бизнес, собрать команду и выстроить процессы. Но создатели не стали заниматься группой дальше — возможно, не хватило сил на перераспределение нагрузки, а возможно, потеряли интерес к этой части бизнеса. Группа осталась, но продажу картин прекратили.
Что случилось. В пандемию запретили проводить праздники и вообще собираться группами.
Что сделали. Оказавшись в условиях неопределенности, команда агентства приняла решение переходить в онлайн. Были непростые задачи, например, организовать презентацию нового продукта для 150 ключевых партнеров. При этом главное условие было в том, что партнеры должны физически находиться в одном месте. «Действующие лица» выбрали метод решения по аналогии и пригласили всех в онлайн-кинотеатр, где партнеры смотрели презентацию в своих автомобилях.
Еще одним интересным кейсом стал корпоративный новый год для IT-компании. За почти два года на удаленке компания устала от привычных праздников в Zoom или Discord и просила изменить формат. В команде агентства решили, что основная проблема онлайн-праздников — вынужденная пассивность аудитории, которая может только голосовать перед экраном, но ничем не управляет. Решением стал интерактивный праздник — агентство арендовало ангар, по которому ездили 300 wi-fi управляемых игрушечных машинок с камерами. Эти машинки стали аватарами сотрудников, и они «ходили» по площадке, рассматривали декор, выбирались из устроенного лабиринта и устраивали гонки.