Мы разобрались в том, кто же такие IT-рекрутеры, чем они отличаются от HR, какие задачи бизнеса решают и что важно изучить, чтобы стать специалистом по рекрутингу.
Аббревиатура HR — human resources, переводится как «человеческие ресурсы». HR-специалист — тот, кто занимается всем, что связано с людьми внутри компании. То есть подбирает кадры, собирает команды, мотивирует и обучает сотрудников, формирует отчеты, организовывает мероприятия. В маленьких компаниях всем этим может заниматься один человек, но если бизнес достаточно большой, задачи потребуется разделять. Например, нанять для подбора персонала, иначе говоря, рекрутинга, отдельного специалиста или агентство.
Рекрутер — специалист, который ищет кандидатов на конкретные должности и собирает команды для решения задач бизнеса. В разных направлениях бизнеса рекрутеров называют по-разному: специалист по подбору персонала или найму, HR-специалист. В цифровых и IT-компаниях эта должность, как правило, называется «IT-рекрутер». Хороший рекрутер разбирается в той отрасли, в которой ищет специалистов. Без этого просто не получится оценить их опыт и квалификацию.
Рекрутеры могут быть штатными или сотрудниками агентства, которое нанимает заказчик. Преимущество штатного специалиста по рекрутингу в том, что он сможет лучше объяснить кандидату специфику работы компании и команды, в которую приглашает и подробно ответит на все вопросы. Рекрутеру из агентства нужно дополнительно уметь собирать информацию и брифовать заказчика, чтобы быстро и глубоко разобраться в задаче найма конкретной компании. За короткое время рекрутеру нужно максимально подробно изучить компанию и задачу, чтобы не отвечать на вопросы кандидата шаблонными фразами, и, как правило, с этим гораздо сложнее справиться внешнему специалисту, чем внутреннему.
Работа в сфере IT специфична — кандидатам не подойдут общие фразы или стандартные преимущества компании, рекрутеру нужно быть погруженным в сферу, чтобы расположить к себе соискателей и выстроить доверительное общение. IT-рекрутеру должен уметь разбираться в терминах, чтобы поддерживать разговор со специалистом и следить за новостями в мире IT.
По данным обзора hh.ru количество вакансий для IT-специалистов в 2023 году выросло на 11% по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что каждому бизнесу нужны IT-продукты, как минимум, своя страница в интернете, а значит нужны люди, которые смогут это обеспечить. Несмотря на то, что онлайн-курсов много, кадровый голод по-прежнему сохраняется, и рекрутеру важно понимать, в чём ценность его предложения для специалиста. В ближайшее время полностью автоматизировать процесс найма не получится, и IT-рекрутеры будут очень востребованы. Это одна из причин не только увеличивать список контактов, но и развивать личный бренд — чем больше о рекрутере будут знать в среде, тем легче будет ему найти соискателей.
Искать кандидатов — одна из особенностей работы IT-рекрутера. Недостаточно опубликовать резюме на портале по поиску работы и ждать откликов, как с другими вакансиями. Как правило, IT-специалисты ищут работу не через карьерные порталы, а в сообществах, Телеграм-каналах или соцсетях. Они не всегда ищут её публично и могут быть открыты к предложениям, но не выставлять резюме. Чтобы знать и замечать кандидатов, рекрутеру нужно быть погруженным в сообщество, следить за каналами и соцсетями.
В общении с кандидатом тоже важно критическое мышление — например, вы сделали предложение о работе, кандидат согласился, но в день выхода на работу написал, что в другой компании ему предложили зарплату больше. Рекрутер должен быстро оценить, насколько это возможно и есть ли смысл пытаться удержать кандидата, или лучше его отпустить.
Организовывать свою работу. Специфика работы IT-рекрутера в том, чтобы подстраиваться под специалиста и быть на его стороне. Например, если специалисту удобно переписываться после 23:00 и для рекрутера это допустимо — надо общаться в режиме, удобном кандидату. Для этого рекрутер должен быть гибким, уметь подстраивать свой график под кандидатов и следить, чтобы это не увеличивало степень выгорания.
Важно никогда не игнорировать сообщения кандидата и поддерживать его на каждом этапе. Это важно для обеих сторон: кандидат чувствует поддержку и пользу от того, что он уделяет время компании, а рекрутер строит личный бренд, отвечает за свою репутацию и репутацию компании. Важно поддерживать кандидата и оставаться на связи до финала, и даже если заказчик пока не готов предложить работу, написать об этом честно кандидату. В этом случае даже шаблонное сообщение будет лучше, чем молчание, и рекрутер сможет добавить кандидата в список контактов на будущее.
Собственная база кандидатов — важная часть работы рекрутера. Когда открывается новая вакансия, он может сначала написать тем, с кем общался, а уже потом искать новых соискателей. И здесь очень важен опыт предыдущей коммуникации — даже если рекрутер не ответил три года назад, это может стать причиной, по которой соискатель не будет рассматривать вакансии компании.
Выстраивать доверительный контакт. Доверие строится из нескольких факторов: своевременные ответы и поддержка, ощущение кандидата, что рекрутер на его стороне, готовность общаться и отвечать на вопросы. Для этого важна совокупность навыков из эмпатии, стрессоустойчивости, коммуникабельности и гибкости. Знание рынка и технологий вместе с умением задавать вопросы помогут понять, где кандидат может лукавить.
Но помимо коммуникативных факторов есть еще один, очень важный для IT-специалистов — разбираться в технической базе IT-рекрутеру важно ориентироваться в специфике работы, знать профессиональный сленг и уметь поддерживать разговор. Чтобы находить кандидатов, нужно будет много времени проводить и общаться в сообществах, и важно говорить с людьми на одном языке. Если рекрутер не понимает терминов или не может ответить на вопрос, об этом быстро узнают многие в сообществе и доверие к компании и рекрутеру сильно снизится. Чтобы разобраться в базе, надо изучить основные термины и задачи IT-специалистов, понять, кто над чем работает и следить за новостями и трендами в IT-сфере.
В России не хватает IT-специалистов сеньор+ из-за высокого спроса на них по всему миру. Поэтому потребность в хороших рекрутерах растёт, а с ней зарплаты и перспективы для этой профессии. Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, IT-рекрутерам приходится адаптироваться и быть готовыми:
● «Перекупать» квалифицированных специалистов;
● Нанимать экспертов уровня мидл, чтобы вырастить их до сеньор;
● Искать новые каналы продвижения вакансий;
● Расширять поиск кандидатов за пределы страны.
Сейчас на hh.ru открыто 427 вакансии для IT-рекрутеров по всей России. Специалистам уровня джуниор предлагают зарплату от 50 000 руб. и выше. Мидлы и сеньоры, если судить по вакансиям, могут зарабатывать от 350 000 руб. Есть вакансии с удалённым и очным форматом работы.
Примеры вакансий для IT-рекрутеров на hh.ru
Прийти в профессию можно разными путями:
● Поступить в вуз на специальность «HR». Пожалуй, самый долгий путь ― чтобы наверстать необходимые знания в сфере IT, после вуза придётся проходить соответствующие курсы.
● Пройти онлайн-курс. Если высшее образование уже есть, или не хочется тратить время на вуз, можно сразу пойти на курс по IT-рекрутменту. Профильное образование или технический бэкграунд не требуются — начать учиться можно с нулевой подготовкой.
● Учиться на практике. Например, пройти стажировку. Это выгодно компаниям: они готовят сотрудника к своей специфике работы и бонусом сокращают расходы на зарплату. А для начинающего IT-рекрутера это хорошая возможность узнать больше о профессии и составить портфолио.
● Самостоятельно развиваться в профессии. Чтобы больше узнать об IT и нюансах в этой сфере, можно читать посты и статьи в профильных блогах и сообществах в соцсетях. Смотреть видео на Ютубе и посещать вебинары и конференции.
Техническим навыкам отведен отдельный блок длиной примерно 30 часов: студенты изучат базу, которая потребуется, чтобы говорить с соискателями на одном языке и сделают проект, который поможет погрузиться в индустрию. В конце каждого модуля будут глоссарии — словари IT-терминов, которые встречаются в модулях, они помогут разобраться и останутся с вами после окончания обучения.
Программа составлена максимально реалистично — специально разработанные кейсы и тренировочные диалоги помогут попробовать разные сценарии общения и сразу увидеть результат.
Ролевые модели составлены из самых частых ответов и повторяющихся кейсов