Карьера • 15 января 2025 • 5 мин чтения

Кто такой карьерный консультант и чем он вам поможет

Разбираемся, чем занимаются карьерные консультанты и как с их помощью развиваться в профессии или выбрать работу мечты.

Кто такой карьерный консультант

Карьерный консультант — это специалист, помогающий в выборе профессии и построении карьеры. Он может помочь оценить знания и способности соискателя, разработать стратегию карьерного роста, выбрать направление обучения или переквалификации, подготовиться к деловому интервью и адаптироваться на новом рабочем месте.

Карьерные консультанты работают в разных организациях — допустим, в центрах занятости или образовательных заведениях. Например, в Практикуме консультанты по карьере оказывают помощь студентам при составлении резюме и поиске работы после окончания обучения.

В большинство профессиональных курсов Практикума входят карьерные и фриланс-треки, где консультанты помогают начинающим специалистам найти работу и заказчиков

Иногда крупные компании предоставляют своим сотрудникам услуги приглашённых карьерных консультантов. Также человек может самостоятельно найти такого специалиста. Например, такой сервис предоставляют hh.ru и специализированная платформа «Эйч».

Сделать первые шаги к карьере мечты и наметить план перехода в новую профессию поможет бесплатный курс «Старт в IT». Он позволит разобраться, как устроена IT-сфера, какие профессии сейчас актуальны и что нужно сделать, чтобы их освоить.

Услуги карьерного консультанта

Разберёмся, что делает карьерный консультант. В зависимости от вопросов, с которыми обратился человек, специалист может оказывать разные услуги: 

  • Анализ навыков и предпочтений. Специалист помогает определить сильные и слабые стороны, а также профессиональные интересы клиента. Это позволяет понять, какие сферы деятельности ему больше подходят.
  • Оценка рынка труда. Специалист анализирует тенденции на рынке труда, востребованные профессии и уровни зарплат. Это информация помогает клиентам понять, как лучше развивать карьеру.
  • Подготовка плана карьерного роста. Консультант составляет стратегию развития карьеры, куда может входить обучение, смена профессии или открытие собственного бизнеса.
  • Поиск работы. Карьерный консультант помогает сформировать резюме и портфолио, написать сопроводительные письма и подготовиться к собеседованиям.
  • Развитие. Если клиент хочет сменить сферу деятельности, консультант может порекомендовать программы переквалификации или обучения. Кроме того, специалист помогает развивать софт-скилы, например, навыки общения или тайм-менеджмента. 

Рассмотрим подробнее некоторые услуги карьерных консультантов.

Анализ навыков и предпочтений

Если клиент пришёл к консультанту по карьере с целью понять, к какой профессиональной деятельности он расположен, специалист использует для оценки несколько методов.

Прежде всего он анализирует резюме клиента, а также проводит с ним беседу, в ходе которой задаёт вопросы о его образовании, опыте работы и целях. Кроме того, карьерный консультант может прибегать к помощи тестов, которые помогают определить профессиональные способности. Например, тест Потёмкиной позволяет узнать, какие рабочие процессы наиболее близки человеку.

По итогам анализа карьерный консультант изучает востребованные профессии, ежедневные задачи и требования к кандидатам. Это позволяет предложить клиенту наиболее подходящие варианты развития карьеры.

Постановка карьерных целей

В отличие от общих представлений о том, кем видит себя человек через пять лет, карьерные цели более точные и ставятся на конкретный срок, например на год. 

Карьерные цели, которые помогает поставить консультант, могут быть четырёх видов: 

  • Горизонтальные. Это расширение навыков и компетенций в рамках текущей профессии. Например, маркетолог может поставить цель стать специалистом в определённой области, допустим в SMM или контент-маркетинге.
  • Вертикальные. Подразумевается продвижение вверх по карьерной лестнице, получение более высокой должности и повышение уровня ответственности. Например, менеджер по продажам может стремиться стать ведущим специалистом или руководителем отдела.
  • Смена сферы. Если человек чувствует, что текущая профессия не приносит удовлетворения, карьерный консультант может помочь сменить сферу деятельности. Например, разработчик может стать дата-инженером или продакт-менеджером.
  • Уход из найма. Некоторые люди хотят работать на себя, иметь гибкий график и контролировать свой доход. Они могут поставить цель стать фрилансером или открыть свой бизнес.
Карьерная цель сочетает в себе три направления: интересы человека, его навыки и потребности рынка

Разработка индивидуального плана развития

На основе анализа навыков и карьерных целей клиента консультант разрабатывает пошаговый план развития. К примеру, если человек стремится к вертикальному карьерному росту, специалист поможет определить перечень недостающих навыков и подобрать обучение, которое позволит их развить. При этом карьерный консультант учитывает возможности заказчика, например время и бюджет, которые он готов тратить на обучение.

По ходу реализации индивидуального плана развития специалист поддерживает клиента и отслеживает прогресс на пути к цели. Допустим, он может дать консультацию о том, как преодолеть трудности, возникшие в процессе получения навыков, или договориться с руководителем об отработке новых знаний на рабочих задачах.

Важно, чтобы карьерный консультант постоянно был в курсе событий как в профессиональной жизни клиента, так и на рынке. Это позволяет быстро реагировать на изменения и при необходимости корректировать план развития, что делает заказчика востребованным среди работодателей. Допустим, если специалист увидит, что во многих компаниях возникает потребность в дизайнерах, умеющих использовать в работе нейросети, он может посоветовать клиенту подходящее обучение.

Поддержка в процессе поиска работы

В рамках поиска работы карьерный консультант оказывает несколько услуг: 

  • Разработка стратегии поиска. В зависимости от карьерных целей она бывает активной или пассивной, а также включает разные инструменты, например, сайты по поиску работы, соцсети или телеграм-каналы.
  • Составление резюме и портфолио. Специалист помогает клиенту написать выгодное резюме, подсказывает, как описать ключевые навыки, релевантный опыт и оформить портфолио, которое подтвердит умения.
  • Поиск вакансий. Карьерный консультант оказывает помощь в поиске вакансий из разных источников, подходящих заказчику по ключевым параметрам. Например, он может сразу отсеять предложения с неподходящими задачами или компании с противоречивыми отзывами сотрудников.
  • Составление сопроводительного письма. Для отклика на позиции, которые заинтересовали клиента, специалист поможет составить сопроводительные письма. Они позволят кратко подчеркнуть достоинства кандидата и привлечь внимание работодателя.
  • Подготовка к собеседованиям. Карьерный консультант поможет заказчику поработать над уверенностью и составить ответы на вопросы, которые могут задать на интервью. Кроме того, он может привлечь для консультации технического специалиста, который окажет помощь в подготовке к техническим собеседованиям, например разработчикам или тестировщикам. 

Итогом станет выход клиента на должность. После этого карьерный консультант может дать консультацию по адаптации на новом месте и помочь разобраться в корпоративной культуре. 

Иными словами, карьерный консультант помогает человеку разобраться в том, каких целей он хочет достичь в карьере, и сопровождает его на пути к ним. В процессе карьерного планирования специалист оказывает клиенту эмоциональную поддержку, что позволяет избежать стресса и неуверенности в себе, которые часто сопровождают людей в процессе поиска работы.

Статью подготовили:
Женя Соловьева
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Вакансии, зарплаты, навыки в 2025 году: бесплатный вебинар с экспертами ведущих IT-компаний 28 января в 19:00
Wed Jan 15 2025 14:00:16 GMT+0300 (Moscow Standard Time)