Копирайтер: навыки, зарплата, как стать
Копирайтер: навыки, зарплата, как стать
Описание товаров на маркетплейсе, посты в соцсетях и даже эта статья — результаты работы копирайтеров. Рассказываем, как войти в профессию, какие навыки нужны и где искать заказы.
Копирайтер создаёт тексты для решения маркетинговых задач — например, для повышения узнаваемости бренда или привлечения новых клиентов. Он может сделать для блога клиники статью об уходе за кожей, а для соцсетей магазина одежды — пост о новой коллекции. От того, насколько полезными и информативными будут тексты, будет зависеть желание читателя его приобрести.
Некоторые копирайтеры пишут на одну тему и в одном формате — например, только статьи про анализ данных. Есть и многопрофильные, которые работают с разными форматами и темами. Копирайтера могут также называть коммерческим автором, рекламным писателем, контент-автором и даже гострайтером — от англ. ghostwriter, «призрачный писатель», если он создаёт тексты, которые публикуют под чужим именем.
Копирайтер, который разбирается в маркетинге, более востребован у работодателей и может претендовать на высокую зарплату. Узнать, как разрабатывают маркетинговые стратегии, из чего состоит путь клиента и для чего бренду позиционирование, можно на онлайн-курсах по маркетингу.
Копирайтер получает от заказчика техническое задание — документ, в котором указаны требования к тексту: тема, количество знаков, дедлайн и т. д. Затем специалист анализирует информацию: комментарии экспертов, тексты конкурентов, внутренние материалы заказчика и т. д. На основе собранных данных копирайтер прорабатывает структуру текста, затем пишет его, сдаёт на согласование и при необходимости вносит правки. Какие тексты может писать копирайтер:
● CМС- и push-уведомления — короткие сообщения, которые всплывают на экране телефона или компьютера;
● посты для соцсетей;
● описания товаров и услуг, инструкции;
● сценарии для видеороликов;
● тексты для презентаций;
● рекламные объявления;
● Email-рассылки;
● SEO-статьи для блогов и сайтов компаний. Это тексты, которые оптимизированы под поисковые системы. Их копирайтеры пишут по определённым критериям: тема, объём, количество ключевых слов, уровень уникальности, экспертность.
Копирайтер должен соблюдать Tone of voice — стилистику, в которой компания общается с аудиторией. TOV может быть разговорным, официальным, уважительным, шутливым и т. д.
Часто вместе с копирайтером над текстом работает редактор, но их задачи отличаются:
● Копирайтер создаёт текст с нуля: разрабатывает структуру, ищет и изучает информацию по теме, пишет текст.
● Редактор курирует копирайтера: помогает искать экспертов, прорабатывать тему и план текста, вносит правки, следит за логикой и соблюдением TOV. Редактор общается с заказчиком, разбирается в задаче, составляет техническое задание и передаёт его копирайтеру.
Заказчик даёт техническое задание редактору, а редактор объясняет его копирайтеру
В IT-компаниях есть специалисты, которые погружены в цифровой продукт и совмещают обязанности редактора и копирайтера, — продуктовые редакторы. Они работают с текстами для интерфейсов сайтов и мобильных приложений: push-уведомлениями, названиями кнопок, сообщениями в чат-ботах, инструкциями.
Иногда работодатели ищут пишущих редакторов — универсальных специалистов, которые будут и писать, и редактировать тексты. Есть ещё одна ниша между копирайтером и редактором — специалист по локализации. Это человек со знанием иностранного языка, который переводит надписи в интерфейсе приложений, документацию, инструкции, тексты на продуктовых страницах сайтов.
Копирайтеры со знанием иностранных языков высоко ценятся
Копирайтер может работать на себя, в агентстве или в компании. Агентства часто сотрудничают с универсальными авторами, которые пишут на разные темы и в разных форматах. Платят там чаще всего за тысячу знаков — это буквы, цифры, знаки препинания. В документе Word тысяча знаков — примерно ⅓ листа. Например, если в статье 10 000 символов, а за тысячу платят 500 ₽, копирайтер получит 5 000 ₽.
Иногда автору дают целый проект, за который платят фиксированную сумму. Например, за 50 000 ₽ для заказчика нужно написать 10 постов в соцсети и три SEO-статьи. Штатный копирайтер получает фиксированную оплату. На такой работе количество задач может быть меньше, чем в агентстве, но придётся глубоко погружаться в продукт, изучать аудиторию и метрики компании.
Копирайтер на фрилансе работает как самозанятый или ИП. Он сам договаривается с клиентами и определяет размер оплаты труда. Искать заказы можно через коллег и знакомых, по объявлениям на сайтах по поиску работы и в соцсетях, а ещё — через биржи копирайтинга. Вот несколько популярных в России:
● Text.ru
● Advego
● eTXT
● Turbotext
По данным каталога профессий «Работа.ру», средняя зарплата копирайтера, который работает в штате, — 58 тыс. рублей. На hh.ru больше всего вакансий с доходом от 40 до 85 тыс. рублей, но можно найти предложения с зарплатой от 100 тыс. рублей — например, для копирайтера-редактора.
Для копирайтеров есть и предложения с зарплатой от 150 тыс. рублей, судя по данным hh.ru. Источник
Для старта в профессии не обязательно получать высшее филологическое и журналистское образование, достаточно онлайн-курсов, на которых можно изучить:
● какие бывают форматы в копирайтинге,
● с чего начать работу над текстом,
● как написать продающий или имиджевый текст, какие существуют приёмы,
● как общаться с заказчиками.
Можно читать книги о том, как писать тексты, — например, «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Смотреть ролики на Youtube — например, в канале «Редач», читать профильные телеграм-каналы — например, «Что почитать редактору», и практиковаться. Начать можно с небольших заказов на биржах копирайтинга — например, составлять описания карточек товаров для маркетплейсов. Писать статьи разных форматов и складывать их в портфолио.
Совет эксперта
Читать также: