Дизайн  •  17 октября  2022  •  5 мин чтения

От идеи до запуска: что делает дизайнер продукта

Продуктовому дизайнеру не обязательно уметь рисовать — важнее анализировать информацию и изучать опыт пользователей.
Анна Грязева
Яндекс Практикум
Наставник на факультете дизайна интерфейсов, старший продуктовый дизайнер в StudyFree
Ирина Михайлова
Яндекс Практикум
Редактор

Кто такой продуктовый дизайнер и что он делает

Этот специалист входит в команду, которая создаёт и развивает цифровые продукты: мобильные приложения, сайты, сервисы. Обычно продуктовый дизайнер решает следующие задачи:

● Выявляет проблемы в продукте. Например, почему пользователи закрывают сайт на определённой странице.

● Предлагает пути решения этих проблем. Например, попробовать перенести кнопку «Подробнее» в другое место.

● Проводит тестирования и оценивает, как доработки влияют на поведение пользователей.

● Анализирует метрики и вносит изменения в продукт, учитывая стратегию.

● Вместе с менеджером проекта может участвовать в создании бизнес-стратегии продукта, изучать рынок.

Анна Грязева
Дизайнер продукта должен иметь полное представление о его экосистеме, особенно если проект большой. Этот специалист знает всё о пользователях, их потребностях и целях, вместе с командой создаёт готовый к использованию продукт, постепенно улучшает и дорабатывает его.

Например, в приложении Яндекс Go можно заказать такси, продукты из ближайшего магазина или арендовать самокат. Продуктовый дизайнер продумывает действия пользователей и делает так, чтобы приложение было удобным и понятным для тех, кто постоянно пользуется такси, и для тех, кто впервые заказывает еду из ресторана.
Яндекс Go — одно приложение, в котором много сервисов. Задача продуктового дизайнера — сделать так, чтобы пользователям было удобно на каждом этапе оформления заказа
Материал по теме:
Графический дизайнер: чем занимается, какие навыки нужны и как им стать

Знания и навыки дизайнера продукта

Чтобы стать дизайнером продукта, не обязательно уметь рисовать и владеть Photoshop — гораздо важнее другие профессиональные и гибкие навыки.
Основные профессиональные навыки

Знание методологий исследования.
Нужно, чтобы понимать, как пользователь взаимодействует с интерфейсом, и создавать удобный продукт. Например, инструмент CJM (от англ. Customer Journey Map) помогает видеть всю картину целиком: от знакомства пользователя с приложением или сайтом до его целевого действия — покупки, подписки, заявки.

Навыки аналитики.
Продуктовый дизайнер анализирует информацию в течение всей работы над продуктом: изучает рынок, проводит опросы, тестирует прототипы, оценивает, как изменения влияют на продукт и поведение пользователей. Если человек не любит анализировать, в профессии продуктового дизайнера будет сложно.

Умение писать техническую документацию.
Нужно, чтобы дизайнер и разработчики понимали друг друга и задачу, над которой предстоит работать.

Знание графических редакторов.
Нужно, чтобы создавать прототипы и дизайны интерфейсов. Чаще всего в компаниях работают с Figma.

Знание онлайн-досок типа Miro.
Пригодится, чтобы создавать блок-схемы пути пользователя, продумывать следующие шаги в развитии продукта, проводить мозговые штурмы со всей командой.

Изучить основные инструменты можно самостоятельно или на онлайн-занятиях, например на курсе «Продуктовый дизайнер». Кроме Miro и Figma, студенты знакомятся с основами юнит-экономики, маркетинговыми и веб-инструментами, создают проекты под руководством наставников.

Освойте профессию UI/UX-дизайнера с нуля за 8 месяцев
Создайте 6 проектов мобильных и веб-приложений для своего портфолио. После обучения получите первый оплачиваемый заказ в «Мастерской» — студии дизайна внутри Практикума. Сделайте первый шаг и попробуйте бесплатную вводную часть курса «Дизайнер интерфейсов».
Основные гибкие навыки

Эмпатия.
Нужна, чтобы ставить себя на место пользователя и понимать его потребности. Без этого качества не получится создать хороший продукт.

Системное мышление.
Дизайнер должен понимать, когда, в каких условиях, в каком настроении и на каких устройствах пользователь будет использовать продукт. Без развитого системного мышления дизайнер не сможет видеть всю картину сразу, а значит, не получится предусмотреть возможные проблемы, которые скажутся на качестве продукта.

Бизнес-мышление.
Поможет разобраться, какие задачи бизнеса решает продукт, и стремиться к тому, чтобы его решения работали на увеличение прибыли или количества клиентов.

Умение доносить и отстаивать свою точку зрения.
Пригодится, чтобы объяснять другим членам команды, почему нужно сделать именно так. Например, дизайнер провёл исследование пользовательского опыта и выяснил, что в приложении не хватает кнопок «Подробнее», которые могут увеличить время нахождения пользователя в сервисе или стимулировать его к совершению покупки. Задача специалиста — объяснить коллегам и заказчикам преимущества новой опции.

Анна Грязева
Ещё один важный навык — умение задавать вопросы и слышать пользователя, чтобы получить как можно больше информации, которая поможет сделать продукт лучше.

Плюсы и минусы профессии продуктовый дизайнер

В работе, которой занимается продуктовый дизайнер, нет однозначных плюсов и минусов — многое зависит от характера человека, его профессиональных навыков и предпочтений.
Работа в одной или в разных сферах бизнеса
Дизайнер может работать в студии или непосредственно «в продукте». В первом случае специалист ведёт один или несколько клиентских проектов, например разработку приложения для заказа подарков. У него есть три месяца, чтобы провести исследования, разработать интерфейс и протестировать его. После этого продукт передаётся клиенту, и он решает, что делать дальше: запускать, дорабатывать или вообще заморозить. Дизайнер приступает к работе над следующим проектом.

У продуктового дизайнера нет постоянной смены деятельности: он всё время работает в одном направлении. Например, над приложением Яндекс Go трудится несколько команд, и в каждой есть продуктовый дизайнер. В одной специалист отвечает за процесс заказа такси, в другой — работает с профилем водителей, в третьей — с разделом «Доставка».

Анна Грязева
При такой схеме у продукта есть проработанная стратегия и видение, которые задаёт владелец продукта (англ. product owner) или заказчики. В результате дизайнер понимает, что будет делать завтра, послезавтра и через месяц.

Этот плюс может оказаться минусом для тех, кто любит работать в разных сферах: например, сегодня с медицинским сервисом, завтра — с приложением банка, а через месяц делать корпоративный сайт.
Если нравится работать в разных сферах, можно стать продуктовым дизайнером в студии. Тем, кто любит погружаться в одно направление, подойдёт работа «в продукте»
Мало творчества и много аналитики
Когда дизайнер работает в продукте, у него очень мало дизайнерской «ручной» работы: он не создаёт креативы, большое количество макетов, сайты с вау-эффектами. Продуктовый дизайнер больше сосредоточен на исследованиях, анализе, понимании целевой аудитории. Только после аналитики он добавляет в продукт небольшие изменения.

Если специалист предпочитает аналитическую работу, то для него отсутствие творчества будет плюсом. Тем, кому нравится создавать визуальные концепции и креативы, будет неинтересно работать в продукте.

Нет заметного и быстрого результата
В дизайне продукта специалист часто работает с изменениями, которые не очень заметны: например, меняет шрифт и форму кнопок, пункты меню, расположение иконок. Рано или поздно эти изменения дадут результат — например, увеличится число активных пользователей. Но в моменте этих результатов не видно, и дизайнер думает, что выполняет рутинную и никому не нужную работу. Такое часто случается с начинающими специалистами, которые пока не поняли ценность своей работы.
Работа в команде
Дизайнер, который работает в студии с разными проектами, часто меняет команды. Ему каждый раз приходится знакомиться с новыми участниками и привыкать к ним. Специалист, который работает над одним продуктом, хорошо знает своих коллег, участники команды понимают друг друга с полуслова, а это ускоряет работу.

Как стать продуктовым дизайнером

Анна Грязева
Есть стереотип, что работа в сфере дизайна — про красоту, эстетику и креатив. На самом деле глагол to design переводится с английского как «проектировать», «разрабатывать». В продуктовом дизайне нужно уметь не рисовать, а системно мыслить и анализировать.

Если специалист обладает необходимыми знаниями и навыками, в продуктовый дизайн можно прийти из любой сферы: маркетинга, менеджмента, IT. В этом случае нужно изучать книги, статьи о продукте: как он строится, развивается, какие стратегии могут быть.
Учиться продуктовому дизайну можно самостоятельно или на курсах
Учиться продуктовому дизайну можно самостоятельно или на курсах — в любом случае стоит придерживаться этой последовательности

Чтобы оформить портфолио, которое всегда спрашивают работодатели, можно выполнить несколько тестовых заданий из реальных вакансий. Ещё один способ получить опыт — участвовать в челлендже Daily UI.

За 100 дней челленджа можно создать 100 разных элементов интерфейса
Если опыта работы с продуктом и интерфейсом нет, надо пройти обучение. Например, на курсе «Продуктовый дизайнер» студенты учатся исследовать целевую аудиторию, работать с продуктом от идеи до запуска и в команде с разработчиками и аналитиками.

Средние зарплаты

Доход продуктового дизайнера зависит от опыта работы, навыков и региона. По данным сайта Работа.ру, средняя зарплата продуктового дизайнера в Москве — 140 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 105 тысяч рублей, а по России — 118 тысяч рублей.

Например, банк «Точка» ищет продуктового дизайнера с опытом от трёх лет и предлагает зарплату выше среднего по рынку
Например, банк «Точка» ищет продуктового дизайнера с опытом от трёх лет и предлагает зарплату выше среднего по рынку
Часто работодатели не указывают зарплату в вакансии, а обсуждают на собеседовании.
Не стоит бояться вакансий без указания зарплаты. В таких случаях соискателю делают предложение в зависимости от его опыта, навыков и обязанностей

Совет эксперта: список книг для начинающих продуктовых дизайнеров

Подборка для тех, кто хочет понять, как строится работа над продуктом:

1. «Вдохновлённые. Всё, что нужно знать продакт-менеджеру», Марти Каган.

Купить на ЛитРес

2. EMPOWERED: Ordinary People, Extraordinary Products, Marty Cagan.

Купить и читать на ЛитРес (только на английском)

3. «Покупатель на крючке. Руководство по созданию продуктов, формирующих привычки», Нир Эяль, Райан Хувер.

Купить на Ozon

4. «Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?», Роб Фитцпатрик.

Купить на Ozon

5. «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО», Джефф Паттон.

Купить на Ozon

Поделиться
Fri Feb 03 2023 16:10:27 GMT+0300 (Moscow Standard Time)