Менеджмент  •  10 января  2023  •  5 мин чтения

Кто такие продакт-менеджеры и как стать одним из них

«Бренд-мэн», отвечающий за конкретный продукт, появился ещё в 1931 году в Procter & Gamble. Современный продакт — это «голос клиента» и «сердце разработки». Рассказываем, как стать специалистом по управлению продуктом.

Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается

Продакт-менеджер — это стратег, который руководит планированием, разработкой и запуском продукта или услуги. А ещё он креативщик, который придумывает новые продукты и функции, продолжает работать над продуктом после его появления на рынке.

У менеджера продукта нет чётких стандартов работы. В одних компаниях он формулирует и проверяет гипотезы с помощью A/B-тестов и исследований. В других среди его главных задач постоянные улучшения продукта. Часто продакт-менеджер вообще управляет дорожной картой проекта и мотивацией команды.

В зависимости от команды, этот специалист выполняет некоторые или все вышеперечисленные функции, а ещё отвечает за клиентский опыт и прибыль.

Продакт-менеджер участвует во всех стадиях развития продукта

В конечном итоге все, кто так или иначе связан с продуктом или услугой, будут общаться с менеджером по продукту: руководитель компании, дизайнеры, разработчики, отдел продаж, маркетологи.

Отличия продакт-менеджера от проджекта

Несмотря на сходство в названии, это две совершенно разные роли в команде. В России эту должность может совмещать один сотрудник, особенно в небольших стартапах.
Product manager
Project manager
Задачи
Отвечает за то, чтобы все новые продукты или обновления закрывали потребности клиентов и соответствовали целям бизнеса. Проводит интервью, отслеживает количество продаж.
Проджект часто входит в продуктовую команду и занимается стандартными процессами: ставит задачи команде, управляет спринтами, пишет технические задания.
Роль
Мини-стартапер внутри корпорации. Нужно глубоко разбираться в предметной области.
Менеджер проекта фокусируется на координации, управлении и контроле сроков.
Стадии работы
Продуктом может быть что угодно: программное обеспечение, производство одежды или консалтинг.

Каждый продукт вначале разрабатывается и тестируется на рынке и только потом выпускается.

Проект включает в себя серию отдельных шагов и определённых задач.

Есть промежуточные и конечные результаты: от обновления кнопки на сайте до внедрения нового внутреннего процесса.

Что делает в течение дня
День продакта чаще всего начинается с решения проблем с запуском продукта, анализа роста продаж и обсуждения новых задач с менеджером проекта и остальной командой.

Продакт решает проблемы, которые мешают достижению целей бизнеса. Например, вместе с отделом маркетинга разрабатывает ряд рекламных кампаний, чтобы протестировать новый сегмент.

День проджекта начинается с оценки текущего статуса: c выявления проблем, связанных с разработкой (например, на то, чтобы обновить кнопку, потрачено больше времени, чем планировалось).

После специалист выясняет, почему это произошло и как можно решить проблему без потери качества и срыва сроков.

Результат работы
Запуск продукта и его доработка уже после выпуска. Иногда продукты закрываются, если команда понимает, что они никому не нужны.
Результатом завершённого проекта может стать новый метод работы или процесс.

Проще говоря, проджект отвечает за процессы, продакт — в большей степени за результат и его качество.

Продакт разбирается в предметной области, в продукте, в том, что делает команда, куда и зачем она идёт. Принимает решения внутри продукта. Проджект идёт по плану: ему дали план построить здание, он должен построить дом с заданными характеристиками, которые ему определили на старте.

Сходства и различия продакт- и проджект-менеджера

Менеджеры продуктов и менеджеры проектов работают с командами над выполнением задач, чтобы получить лучший результат из возможных. Но продакт фокусируется на масштабе продукта, а проджект больше внимания уделяет составлению графика работы, бюджетированию и управлению ресурсами.

Задачи и обязанности product manager

Профессия продакт-менеджера предполагает участие специалиста в каждом этапе жизненного цикла продукта:

1. Презентовать идею. Можно сказать, что на начальном этапе продакт не отличается от предпринимателей на рынке. Практически везде решения по продукту принимаются коллегиально, поэтому вначале нужно упаковать идею и правильно её донести.

2. Понять потребности конечного пользователя. Изучить конкурентов и провести качественные и количественные исследования. Например, выделить сегменты целевой аудитории в разных возрастных группах, с разными социально-демографическими особенностями. Это поможет составить портрет пользователя.

3. Собрать идеи и видение продукта руководителей всех отделов. Например, обсудить с командой, сколько времени нужно на проектирование набора функций внутри приложения, что конкретно будет в приложении. Разобрать гипотезы и идеи руководителей с коллегами и скорректировать задачи для ближайшего спринта.

4. Разработать общее видение и направление развития продукта. Подготовить спецификацию продукта с главными требованиями: что будет создано, каких целей нужно достичь, как будет измеряться успех.

5. Создать дорожную карту продукта. Составить план действий и определить приоритеты по управлению продуктом исходя из задач бизнеса. Например, в некоторых компаниях главное — скорость проверки гипотез.

6. Контролировать работу команды дизайнеров и разработчиков. Следить за тем, как идёт работа, какие сложности возникают, что можно улучшить, например нанять ещё одного разработчика.

Работа продуктовой команды чаще всего разбивается на спринты. Они работают по методологии Agile. В результате спринта, который планирует и ведёт продакт, в продукте должен появиться внятный артефакт — ценность. То есть что-то осязаемое: новая кнопка, новая функция, или улучшение пользовательского опыта.

7. Провести тестирование MVP — минимально жизнеспособного продукта. Оценить эффективность продукта и найти возможности для его улучшения, проанализировать продажи и маркетинговые показатели, провести интервью с клиентами. Например, вместе с разработчиками собрать пользовательские истории: какие сложности возникли у пользователей, куда конкретно они нажимали, какие функции оказались не нужны и так далее. Потом превратить их в тикеты — задачи, над которыми предстоит работать.

Должность менеджера продукта предполагает тесное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. С командой — разработчиками, дизайнерами, продуктовыми аналитиками, копирайтерами. С руководством — с основателями, коммерческими директорами, инвесторами. Везде это будет устроено по-разному, в зависимости от размера компании.

Продакт-менеджер участвует в формировании видения и стратегии продукта, изучении потребностей клиентов, управлении и определении приоритетов развития продукта.

Тем, кто хочет стать продакт-менеджером, предстоит развивать обе стороны этой профессии

1. Базовые представления о процессе разработки и технологиях. Не нужно уметь писать код, но надо понимать специфику работы разработчиков.

2. Понимание фундаментальных принципов UX — пользовательского опыта. Отстаивать потребности пользователя на протяжении всего жизненного цикла продукта.

3. Стратегическое мышление. Обеспечить рост продаж и развитие продукта, критически мыслить и разбираться в ключевых показателях бизнеса.

4. Коммуникационные навыки и эмпатия. Навыки общения, сотрудничества и презентации. Умение решать возникающие проблемы, как технические, так и межличностные.

5. Любопытство и открытость новому. Интерес к созданию продукта, отвечающего потребностям клиентов, — одна из движущих сил любого продакта. Продукт должен быть ценным в первую очередь для потребителей.

Екатерина Меркулова
Важная часть работы продакта связана с софтскилами: умением общаться, выстраивать команду, управлять конфликтами. При этом специалисту нужно разбираться в unit-экономике, продуктовой аналитике и маркетинге, владеть азами аналитической работы, критическим мышлением, умением работать с цифрами и фактурой. Продакт-менеджеру нужно уметь анализировать рынок, разбираться в метриках, ставить задачи маркетологу и разработчику, а затем осмыслить результаты работы.

Список навыков, необходимых менеджеру продукта, может показаться начинающим специалистам непомерно большим. Освоить всё нужное для работы за 9 месяцев поможет команда кураторов, наставников и ревьюеров на курсе «Продакт-менеджер с нуля».

Сколько зарабатывают менеджеры продукта

По данным Хабр Карьеры начинающий менеджер продукта в среднем зарабатывает 113 тыс. руб. в месяц, мидл — 209 тыс. руб., а сеньор — 356 тыс. руб. Сильно влияет сфера — например, специалист в нефтегазовой компании может зарабатывать 600 тыс. руб. в месяц и больше.

Средняя зарплата продакт-менеджера — 254 500 руб. Источник

Как стать product manager

Продакт-менеджмент — междисциплинарная область, где специалистам нужны разные навыки и знания, поэтому универсального профессионального пути нет.
1. Рекомендации для тех, кто приходит в профессию с нуля

- Читать книги
Начинать стоит с книг без сложной терминологии. Например, «Бизнес с нуля» Эрика Риса — автор предлагает понятную стратегию быстрого тестирования идей новых продуктов.

Ещё одна книга, которая подходит для старта в профессии, — «Спроси маму» Роберта Фитцпатрика. После её прочтения становится понятно, как проводить исследования аудитории, правильно задавать вопросы и интерпретировать ответы клиентов.

- Слушать подкасты
Например, подкаст «Потом доделаю» помогает улучшать софтскилы тем, кто управляет командами: укладываться в дедлайны, создавать атмосферу и поддерживать сотрудников.

Каждый выпуск подкаста «Люди Miro» посвящён одному гостю — людям, которые работают в Miro. Формат — «разговоры на кухне».

- Пройти курсы
После получения базовых знаний из подкастов и статей, понимания принципов управления продуктом можно переходить к следующим ступеням обучения. Тем, кто хочет получить практические навыки и учиться с поддержкой ментора, подойдёт курс «Продакт-менеджер». Выпускники курса умеют проводить анализ и диагностику продукта, принимать решения для его роста и развития, управлять командой и помогать бизнесу расти.

2. Рекомендации для тех, кто переходит из смежных областей

- Разобраться, какие навыки уже есть и каких не хватает
Например, опыт в розничной торговле — это тоже плюс, так как специалист уже обладает мышлением, ориентированным на пользователя. Опыт работы в маркетинге и бизнес-аналитике тоже будет плюсом.

- Стать стажёром
Например, договориться с руководителем и устроиться стажёром продакта на текущем месте работы.

- Участвовать в кейс-чемпионатах
Важно постепенно получать опыт. Например, участвовать в кейс-чемпионатах — они помогают отточить навыки продуктового мышления.

Совет эксперта

Екатерина Меркулова
Продакт-менеджер — это человек, который почти ничего не боится и никогда не останавливается. Даже если продукты не становятся успешными на рынке, это не повод опускать руки. Продакт — профессия для смелых и неравнодушных.

Статью подготовили:

Екатерина Меркулова
Senior Product (специализация — запуск новых цифровых продуктов)
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Aug 01 2024 12:45:02 GMT+0300 (Moscow Standard Time)