Продакт-менеджер — это стратег, который руководит планированием, разработкой и запуском продукта или услуги. А ещё он креативщик, который придумывает новые продукты и функции, продолжает работать над продуктом после его появления на рынке.
У менеджера продукта нет чётких стандартов работы. В одних компаниях он формулирует и проверяет гипотезы с помощью A/B-тестов и исследований. В других среди его главных задач постоянные улучшения продукта. Часто продакт-менеджер вообще управляет дорожной картой проекта и мотивацией команды.
В зависимости от команды, этот специалист выполняет некоторые или все вышеперечисленные функции, а ещё отвечает за клиентский опыт и прибыль.
Продакт-менеджер участвует во всех стадиях развития продукта
Product manager | Project manager | |
---|---|---|
Задачи | Отвечает за то, чтобы все новые продукты или обновления закрывали потребности клиентов и соответствовали целям бизнеса. Проводит интервью, отслеживает количество продаж. | Проджект часто входит в продуктовую команду и занимается стандартными процессами: ставит задачи команде, управляет спринтами, пишет технические задания. |
Роль | Мини-стартапер внутри корпорации. Нужно глубоко разбираться в предметной области. | Менеджер проекта фокусируется на координации, управлении и контроле сроков. |
Стадии работы | Продуктом может быть что угодно: программное обеспечение, производство одежды или консалтинг.
Каждый продукт вначале разрабатывается и тестируется на рынке и только потом выпускается. | Проект включает в себя серию отдельных шагов и определённых задач.
Есть промежуточные и конечные результаты: от обновления кнопки на сайте до внедрения нового внутреннего процесса. |
Что делает в течение дня | День продакта чаще всего начинается с решения проблем с запуском продукта, анализа роста продаж и обсуждения новых задач с менеджером проекта и остальной командой.
Продакт решает проблемы, которые мешают достижению целей бизнеса. Например, вместе с отделом маркетинга разрабатывает ряд рекламных кампаний, чтобы протестировать новый сегмент. | День проджекта начинается с оценки текущего статуса: c выявления проблем, связанных с разработкой (например, на то, чтобы обновить кнопку, потрачено больше времени, чем планировалось).
После специалист выясняет, почему это произошло и как можно решить проблему без потери качества и срыва сроков. |
Результат работы | Запуск продукта и его доработка уже после выпуска. Иногда продукты закрываются, если команда понимает, что они никому не нужны. | Результатом завершённого проекта может стать новый метод работы или процесс. |
Проще говоря, проджект отвечает за процессы, продакт — в большей степени за результат и его качество.
Продакт разбирается в предметной области, в продукте, в том, что делает команда, куда и зачем она идёт. Принимает решения внутри продукта. Проджект идёт по плану: ему дали план построить здание, он должен построить дом с заданными характеристиками, которые ему определили на старте.
Менеджеры продуктов и менеджеры проектов работают с командами над выполнением задач, чтобы получить лучший результат из возможных. Но продакт фокусируется на масштабе продукта, а проджект больше внимания уделяет составлению графика работы, бюджетированию и управлению ресурсами.
Профессия продакт-менеджера предполагает участие специалиста в каждом этапе жизненного цикла продукта:
1. Презентовать идею. Можно сказать, что на начальном этапе продакт не отличается от предпринимателей на рынке. Практически везде решения по продукту принимаются коллегиально, поэтому вначале нужно упаковать идею и правильно её донести.
2. Понять потребности конечного пользователя. Изучить конкурентов и провести качественные и количественные исследования. Например, выделить сегменты целевой аудитории в разных возрастных группах, с разными социально-демографическими особенностями. Это поможет составить портрет пользователя.
3. Собрать идеи и видение продукта руководителей всех отделов. Например, обсудить с командой, сколько времени нужно на проектирование набора функций внутри приложения, что конкретно будет в приложении. Разобрать гипотезы и идеи руководителей с коллегами и скорректировать задачи для ближайшего спринта.
4. Разработать общее видение и направление развития продукта. Подготовить спецификацию продукта с главными требованиями: что будет создано, каких целей нужно достичь, как будет измеряться успех.
5. Создать дорожную карту продукта. Составить план действий и определить приоритеты по управлению продуктом исходя из задач бизнеса. Например, в некоторых компаниях главное — скорость проверки гипотез.
6. Контролировать работу команды дизайнеров и разработчиков. Следить за тем, как идёт работа, какие сложности возникают, что можно улучшить, например нанять ещё одного разработчика.
Работа продуктовой команды чаще всего разбивается на спринты. Они работают по методологии Agile. В результате спринта, который планирует и ведёт продакт, в продукте должен появиться внятный артефакт — ценность. То есть что-то осязаемое: новая кнопка, новая функция, или улучшение пользовательского опыта.
7. Провести тестирование MVP — минимально жизнеспособного продукта. Оценить эффективность продукта и найти возможности для его улучшения, проанализировать продажи и маркетинговые показатели, провести интервью с клиентами. Например, вместе с разработчиками собрать пользовательские истории: какие сложности возникли у пользователей, куда конкретно они нажимали, какие функции оказались не нужны и так далее. Потом превратить их в тикеты — задачи, над которыми предстоит работать.
Должность менеджера продукта предполагает тесное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. С командой — разработчиками, дизайнерами, продуктовыми аналитиками, копирайтерами. С руководством — с основателями, коммерческими директорами, инвесторами. Везде это будет устроено по-разному, в зависимости от размера компании.
Продакт-менеджер участвует в формировании видения и стратегии продукта, изучении потребностей клиентов, управлении и определении приоритетов развития продукта.
1. Базовые представления о процессе разработки и технологиях. Не нужно уметь писать код, но надо понимать специфику работы разработчиков.
2. Понимание фундаментальных принципов UX — пользовательского опыта. Отстаивать потребности пользователя на протяжении всего жизненного цикла продукта.
3. Стратегическое мышление. Обеспечить рост продаж и развитие продукта, критически мыслить и разбираться в ключевых показателях бизнеса.
4. Коммуникационные навыки и эмпатия. Навыки общения, сотрудничества и презентации. Умение решать возникающие проблемы, как технические, так и межличностные.
5. Любопытство и открытость новому. Интерес к созданию продукта, отвечающего потребностям клиентов, — одна из движущих сил любого продакта. Продукт должен быть ценным в первую очередь для потребителей.
Екатерина Меркулова
Важная часть работы продакта связана с софтскилами: умением общаться, выстраивать команду, управлять конфликтами. При этом специалисту нужно разбираться в unit-экономике, продуктовой аналитике и маркетинге, владеть азами аналитической работы, критическим мышлением, умением работать с цифрами и фактурой. Продакт-менеджеру нужно уметь анализировать рынок, разбираться в метриках, ставить задачи маркетологу и разработчику, а затем осмыслить результаты работы.
По данным «Хабр Карьеры», начинающий менеджер продукта в среднем зарабатывает 116 тыс. рублей в месяц, мидл — 233 тыс. рублей, а сеньор — 350 тыс. рублей. Сильно влияет сфера: например, специалист в нефтегазовой компании может зарабатывать 600 тыс. руб. в месяц и больше.
Средняя зарплата продакт-менеджера — 282 тыс. рублей. Источник
- Читать книги
Начинать стоит с книг без сложной терминологии. Например, «Бизнес с нуля» Эрика Риса — автор предлагает понятную стратегию быстрого тестирования идей новых продуктов.
Ещё одна книга, которая подходит для старта в профессии, — «Спроси маму» Роберта Фитцпатрика. После её прочтения становится понятно, как проводить исследования аудитории, правильно задавать вопросы и интерпретировать ответы клиентов.
- Слушать подкасты
Например, подкаст «Потом доделаю» помогает улучшать софтскилы тем, кто управляет командами: укладываться в дедлайны, создавать атмосферу и поддерживать сотрудников.
Каждый выпуск подкаста «Люди Miro» посвящён одному гостю — людям, которые работают в Miro. Формат — «разговоры на кухне».
- Пройти курсы
После получения базовых знаний из подкастов и статей, понимания принципов управления продуктом можно переходить к следующим ступеням обучения. Тем, кто хочет получить практические навыки и учиться с поддержкой ментора, подойдёт курс «Продакт-менеджер». Выпускники курса умеют проводить анализ и диагностику продукта, принимать решения для его роста и развития, управлять командой и помогать бизнесу расти.
- Разобраться, какие навыки уже есть и каких не хватает
Например, опыт в розничной торговле — это тоже плюс, так как специалист уже обладает мышлением, ориентированным на пользователя. Опыт работы в маркетинге и бизнес-аналитике тоже будет плюсом.
- Стать стажёром
Например, договориться с руководителем и устроиться стажёром продакта на текущем месте работы.
- Участвовать в кейс-чемпионатах
Важно постепенно получать опыт. Например, участвовать в кейс-чемпионатах — они помогают отточить навыки продуктового мышления.
Екатерина Меркулова
Продакт-менеджер — это человек, который почти ничего не боится и никогда не останавливается. Даже если продукты не становятся успешными на рынке, это не повод опускать руки. Продакт — профессия для смелых и неравнодушных.
Читать также: