Когда человек хочет купить холодильник или найти репетитора по английскому, он заходит в поисковую систему, например Яндекс, и вводит нужный запрос. Как правило, аудитория поиска знает, что ей нужно. При этом пользователи редко открывают выдачу дальше второй страницы, а значит, не увидят все сайты, которые предлагают купить холодильник или найти репетитора. Чтобы возможность появиться на первой странице была у всех, в 1997 году создали новый инструмент — контекстную рекламу.
Контекстная реклама — это объявления, которые пользователь видит в тот момент, когда интересуется товаром или услугой, и в течение нескольких дней после поиска. Объявления бывают текстовые или текстово-графические и размещаются на странице в поисковой выдаче Яндекса и на сайтах-партнёрах.
За то, чтобы сайт попал в органическую выдачу, отвечают специалисты по SEO-продвижению.
А чтобы пользователь увидел рекламу магазина, который продаёт холодильники, работает специалист по контекстной рекламе, или контекстолог. Он настраивает, оптимизирует и анализирует рекламные кампании, которые запускает в Яндекс Директе — сервисе для размещения объявлений.
Например, в результатах выдачи почти по любому запросу будет два блока.
Изучить основы контекстной рекламы можно самому или под руководством наставников, например, на курсе «Трафик-менеджер».
Дмитрий Апухтин
Главная задача менеджера по контекстной рекламе — привлечь как можно больше посетителей на сайт заказчика по наименьшей цене и принести бизнесу прибыль. Но есть тонкости. Привести на сайт посетителей, то есть сделать трафик, — несложно. Но чтобы этот трафик превратился в заявки, а потом в покупки, он должен быть максимально качественным и при этом дешёвым.
Контекстологу важно понимать, какой продукт он рекламирует и кто будет его покупать. Чтобы получить эту информацию, специалист общается с заказчиком, изучает сегменты целевой аудитории, сайт, на который будет вести реклама.
Например, интернет-магазин продаёт сыры, в том числе моцареллу. Если при настройке рекламы в качестве ключевого слова контекстолог выберет «моцарелла», то объявление увидят те, кто ищет рецепт с этим сыром или историю его создания, и те, кто хочет купить моцареллу.
Чтобы попасть в цель как можно точнее, нужны соответствующие ключевые слова, например: «купить моцареллу», «купить моцареллу в москве», «моцареллу с доставкой купить» и другие. Подобрать их можно в сервисе Яндекс Wordstat и сохранить в любом формате. Список ключевых фраз пригодится позже, при настройке рекламного объявления.
Например, по запросу «купить холодильник индезит в москве» есть три рекламных объявления. В первом и во втором заголовок соответствует запросу, а текст раскрывает его: «большой выбор моделей», «цены по карману каждому». А вот в третьем объявлении про «Индезит» нет ни слова, а значит, пользователь вряд ли перейдёт на эту страницу.
Дмитрий Апухтин
Управлять ставками можно вручную или автоматически. В первом случае работа более кропотливая, но благодаря ей специалист учится понимать механику работы контекстной рекламы. Тот, кто освоил ручное управление ставками, лучше разбирается в автостратегиях, а значит, может их проанализировать и при необходимости скорректировать.
Автостратегия — это способ управления рекламной кампанией, при котором контекстолог задаёт цель и ограничения, а ставками и показами управляют умные алгоритмы Яндекса. Например, можно задать среднюю цену клика и ограничить сумму, которую можно потратить за неделю. Алгоритм будет учитывать эти факторы и автоматически настраивать рекламу так, чтобы вписаться в ограничения.
Одна из обязанностей менеджера по контекстной рекламе — после каждой кампании анализировать, что происходит с трафиком на сайт, сколько посетителей пришло из рекламы и сколько из них купили продукт. Здесь может быть несколько вариантов развития событий:
● Посетители вообще не заходят на сайт или заходят, но не совершают целевое действие — не покупают, не подписываются на блог, не оставляют заявку. В этом случае нужно проанализировать и изменить настройки рекламной кампании: список ключевых слов, заголовок и текст объявления, время показов.
● Посетители заходят на сайт и готовы к покупке, но выясняется, что по рекламе приходит не та целевая аудитория. Например, интернет-магазин продаёт холодильники только с доставкой по Москве, а заказы оформляют жители других регионов. В этом случае обязанность специалиста по контекстной рекламе — проверить настройки кампании и скорректировать их.
● Посетители заходят на сайт и оставляют заявки, но продаж нет, потому что не выстроена система в компании клиента, например, специалисты слишком долго обрабатывают заказы, из-за чего покупатели уходят туда, где доставка всё привозит на следующий день. В такой ситуации контекстолог может сказать заказчику, что реклама настроена верно, но клиенты теряются на этапе покупки.
● Анализировать результаты рекламных кампаний с помощью Яндекс Метрики, системы Power BI, Excel.
● Знать, что такое целевая аудитория, чтобы создавать релевантные рекламные кампании.
● Понимать, как работают различные метрики: CTR, CPL, CPO, ROI, ROMI.
Дмитрий Апухтин
Начинающие специалисты обычно рассуждают так: «Я привожу на сайт дешёвый трафик, больше от меня ничего не требуется». А вот контекстологи с опытом могут объяснить, почему цена клика вышла именно такой, что нужно сделать, чтобы увеличить объём продаж и почему те или иные гипотезы не дают результата.
● Проактивность.
Важна, если специалист хочет развиваться в сфере контекстной рекламы и маркетинга.
Дмитрий Апухтин
Есть несколько типов контекстологов. Первые привыкли работать в одиночку, не любят встречи и созвоны с клиентами. Это нормально, но создаёт потолок в профессиональном развитии. Вторые интересуются бизнесом клиента и не боятся контактировать с заказчиками. Такие специалисты более востребованы и быстрее добиваются карьерного роста.
● Умение и желание много тестировать и проверять.
Специалист, который постоянно ищет новые гипотезы и варианты, ценится выше, потому что результаты его тестов могут принести клиенту больше прибыли.
● Логическое и критическое мышление.
Нужны, чтобы рекламные кампании достигали цели и приносили прибыль. При настройке рекламы контекстолог должен постоянно задавать себе вопросы: «Зачем я это делаю? Что будет, если сделать по-другому?»
● Умение анализировать информацию.
Необходимо, чтобы делать корректные выводы на основе полученных данных, а не субъективных ощущений.
● Внимательность и ответственность.
Специалист по контекстной рекламе работает с большим объёмом данных и отвечает за бюджеты, которые выделены на рекламу. Если контекстолог не проверил что-то в настройках рекламы или забыл пополнить кабинет, клиент потеряет потенциальную прибыль или впустую израсходует рекламный бюджет.
В Москве контекстолог, который работает больше трех лет, может рассчитывать на доход от 100 тысяч рублей. Источник
Компания из Ярославля готова платить специалисту с опытом от трёх лет и полной занятостью от 40 тысяч рублей.
Источник
По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата специалиста по контекстной рекламе в России за 2024 год ‒ 60 806 рублей. Источник
● В инхаус-команде, то есть в одной компании.
В этом случае у контекстолога есть возможность погружаться в тонкости бизнеса, глубоко разбираться в продуктах и создавать почти идеальные рекламные кампании. Минус работы в инхаус-команде — не получится набраться опыта по запуску контекстной рекламы в других сферах бизнеса. Зарплата контекстолога в штате обычно складывается из фиксированной и бонусной части за достижение KPI.
● В агентстве, которое занимается интернет-маркетингом.
Здесь у контекстолога будет в работе несколько проектов из разных сфер. Недостаток работы в агентстве в том, что не получится глубоко погрузиться в каждую тему. Есть и плюсы: у специалиста развивается насмотренность, потому что он получает опыт настройки рекламы в разных тематиках, увеличивается скорость принятия решений. То, сколько зарабатывает контекстолог в агентстве, зависит от количества проектов и выполненных KPI.
● На фрилансе.
Плюс такого формата в том, что контекстолог может выбирать сферы, в которых ему интересно развиваться, и работать по удобному графику. Сколько зарабатывает специалист по контекстной рекламе на фрилансе, зависит от количества проектов и результатов кампаний. Минусы тоже есть, например, приходится самостоятельно искать клиентов.
Чтобы освоить азы контекстной рекламы, нужно изучить Яндекс Директ — это бесплатно, а в конце курса можно получить сертификат.
Дмитрий Апухтин
Контекстная реклама — хорошая сфера для старта в маркетинге, потому что специалисты учатся не только «работать руками» и настраивать рекламу, но и изучают целевую аудиторию, работают с системами аналитики, метриками интернет-маркетинга.
Если решили погрузиться в контекстную рекламу, советую ещё до начала обучения изучить Excel и Яндекс Wordstat, чтобы как можно раньше начать практиковаться в настройке.
Когда начнёте работать с клиентами, будьте активны, интересуйтесь бизнесом заказчика и не прячьтесь от новых задач — это поможет быстрее получить опыт и больше зарабатывать.
Читать также: