Когда человек хочет купить холодильник или найти репетитора по английскому, он заходит в поисковую систему, например Яндекс, и вводит нужный запрос. Как правило, аудитория поиска знает, что ей нужно. При этом пользователи редко открывают выдачу дальше второй страницы, а значит, не увидят все сайты, которые предлагают купить холодильник или найти репетитора. Чтобы возможность появиться на первой странице была у всех, в 1997 году создали новый инструмент — контекстную рекламу.
Контекстная реклама — это объявления, которые пользователь видит в тот момент, когда интересуется товаром или услугой, и в течение нескольких дней после поиска. Объявления бывают текстовые или текстово-графические и размещаются на странице в поисковой выдаче Яндекса и на сайтах-партнёрах.
За то, чтобы сайт попал в органическую выдачу, отвечают специалисты по SEO-продвижению.
А чтобы пользователь увидел рекламу магазина, который продаёт холодильники, работает специалист по контекстной рекламе, или контекстолог. Он настраивает, оптимизирует и анализирует рекламные кампании, которые запускает в Яндекс Директе — сервисе для размещения объявлений.
Например, в результатах выдачи почти по любому запросу будет два блока.
Изучить основы контекстной рекламы можно самому или под руководством наставников, например, на курсе «Специалист по контекстной рекламе».
Дмитрий Апухтин
Главная задача менеджера по контекстной рекламе — привлечь как можно больше посетителей на сайт заказчика по наименьшей цене и принести бизнесу прибыль. Но есть тонкости. Привести на сайт посетителей, то есть сделать трафик, — несложно. Но чтобы этот трафик превратился в заявки, а потом в покупки, он должен быть максимально качественным и при этом дешёвым.
Контекстологу важно понимать, какой продукт он рекламирует и кто будет его покупать. Чтобы получить эту информацию, специалист общается с заказчиком, изучает сегменты целевой аудитории, сайт, на который будет вести реклама.
Например, интернет-магазин продаёт сыры, в том числе моцареллу. Если при настройке рекламы в качестве ключевого слова контекстолог выберет «моцарелла», то объявление увидят те, кто ищет рецепт с этим сыром или историю его создания, и те, кто хочет купить моцареллу.
Чтобы попасть в цель как можно точнее, нужны соответствующие ключевые слова, например: «купить моцареллу», «купить моцареллу в москве», «моцареллу с доставкой купить» и другие. Подобрать их можно в сервисе Яндекс Wordstat и сохранить в любом формате. Список ключевых фраз пригодится позже, при настройке рекламного объявления.
Например, по запросу «купить холодильник индезит в москве» есть три рекламных объявления. В первом и во втором заголовок соответствует запросу, а текст раскрывает его: «большой выбор моделей», «цены по карману каждому». А вот в третьем объявлении про «Индезит» нет ни слова, а значит, пользователь вряд ли перейдёт на эту страницу.
Дмитрий Апухтин
Управлять ставками можно вручную или автоматически. В первом случае работа более кропотливая, но благодаря ей специалист учится понимать механику работы контекстной рекламы. Тот, кто освоил ручное управление ставками, лучше разбирается в автостратегиях, а значит, может их проанализировать и при необходимости скорректировать.
Автостратегия — это способ управления рекламной кампанией, при котором контекстолог задаёт цель и ограничения, а ставками и показами управляют умные алгоритмы Яндекса. Например, можно задать среднюю цену клика и ограничить сумму, которую можно потратить за неделю. Алгоритм будет учитывать эти факторы и автоматически настраивать рекламу так, чтобы вписаться в ограничения.
Одна из обязанностей менеджера по контекстной рекламе — после каждой кампании анализировать, что происходит с трафиком на сайт, сколько посетителей пришло из рекламы и сколько из них купили продукт. Здесь может быть несколько вариантов развития событий:
● Посетители вообще не заходят на сайт или заходят, но не совершают целевое действие — не покупают, не подписываются на блог, не оставляют заявку. В этом случае нужно проанализировать и изменить настройки рекламной кампании: список ключевых слов, заголовок и текст объявления, время показов.
● Посетители заходят на сайт и готовы к покупке, но выясняется, что по рекламе приходит не та целевая аудитория. Например, интернет-магазин продаёт холодильники только с доставкой по Москве, а заказы оформляют жители других регионов. В этом случае обязанность специалиста по контекстной рекламе — проверить настройки кампании и скорректировать их.
● Посетители заходят на сайт и оставляют заявки, но продаж нет, потому что не выстроена система в компании клиента, например, специалисты слишком долго обрабатывают заказы, из-за чего покупатели уходят туда, где доставка всё привозит на следующий день. В такой ситуации контекстолог может сказать заказчику, что реклама настроена верно, но клиенты теряются на этапе покупки.
● Анализировать результаты рекламных кампаний с помощью Яндекс Метрики, системы Power BI, Excel.
● Знать, что такое целевая аудитория, чтобы создавать релевантные рекламные кампании.
● Понимать, как работают различные метрики: CTR, CPL, CPO, ROI, ROMI.
Дмитрий Апухтин
Начинающие специалисты обычно рассуждают так: «Я привожу на сайт дешёвый трафик, больше от меня ничего не требуется». А вот контекстологи с опытом могут объяснить, почему цена клика вышла именно такой, что нужно сделать, чтобы увеличить объём продаж и почему те или иные гипотезы не дают результата.
● Проактивность.
Важна, если специалист хочет развиваться в сфере контекстной рекламы и маркетинга.
Дмитрий Апухтин
Есть несколько типов контекстологов. Первые привыкли работать в одиночку, не любят встречи и созвоны с клиентами. Это нормально, но создаёт потолок в профессиональном развитии. Вторые интересуются бизнесом клиента и не боятся контактировать с заказчиками. Такие специалисты более востребованы и быстрее добиваются карьерного роста.
● Умение и желание много тестировать и проверять.
Специалист, который постоянно ищет новые гипотезы и варианты, ценится выше, потому что результаты его тестов могут принести клиенту больше прибыли.
● Логическое и критическое мышление.
Нужны, чтобы рекламные кампании достигали цели и приносили прибыль. При настройке рекламы контекстолог должен постоянно задавать себе вопросы: «Зачем я это делаю? Что будет, если сделать по-другому?»
● Умение анализировать информацию.
Необходимо, чтобы делать корректные выводы на основе полученных данных, а не субъективных ощущений.
● Внимательность и ответственность.
Специалист по контекстной рекламе работает с большим объёмом данных и отвечает за бюджеты, которые выделены на рекламу. Если контекстолог не проверил что-то в настройках рекламы или забыл пополнить кабинет, клиент потеряет потенциальную прибыль или впустую израсходует рекламный бюджет.
В Москве контекстолог, который работает больше трех лет, может рассчитывать на доход от 100 тысяч рублей. Источник
Компания из Ярославля готова платить специалисту с опытом от трёх лет и полной занятостью от 40 тысяч рублей.
Источник
Начинающий специалист по контекстной рекламе в России может получать 96 тыс. рублей, опытный — 140 тыс. рублей, старший — 158 тыс. рублей (по данным зарплатного калькулятора «Хабр Карьеры»).
Средняя зарплата контекстолога — 107 тыс. рублей. Источник
● В инхаус-команде, то есть в одной компании.
В этом случае у контекстолога есть возможность погружаться в тонкости бизнеса, глубоко разбираться в продуктах и создавать почти идеальные рекламные кампании. Минус работы в инхаус-команде — не получится набраться опыта по запуску контекстной рекламы в других сферах бизнеса. Зарплата контекстолога в штате обычно складывается из фиксированной и бонусной части за достижение KPI.
● В агентстве, которое занимается интернет-маркетингом.
Здесь у контекстолога будет в работе несколько проектов из разных сфер. Недостаток работы в агентстве в том, что не получится глубоко погрузиться в каждую тему. Есть и плюсы: у специалиста развивается насмотренность, потому что он получает опыт настройки рекламы в разных тематиках, увеличивается скорость принятия решений. То, сколько зарабатывает контекстолог в агентстве, зависит от количества проектов и выполненных KPI.
● На фрилансе.
Плюс такого формата в том, что контекстолог может выбирать сферы, в которых ему интересно развиваться, и работать по удобному графику. Сколько зарабатывает специалист по контекстной рекламе на фрилансе, зависит от количества проектов и результатов кампаний. Минусы тоже есть, например, приходится самостоятельно искать клиентов.
Чтобы освоить азы контекстной рекламы, нужно изучить Яндекс Директ — это бесплатно, а в конце курса можно получить сертификат.
Дмитрий Апухтин
Контекстная реклама — хорошая сфера для старта в маркетинге, потому что специалисты учатся не только «работать руками» и настраивать рекламу, но и изучают целевую аудиторию, работают с системами аналитики, метриками интернет-маркетинга.
Если решили погрузиться в контекстную рекламу, советую ещё до начала обучения изучить Excel и Яндекс Wordstat, чтобы как можно раньше начать практиковаться в настройке.
Когда начнёте работать с клиентами, будьте активны, интересуйтесь бизнесом заказчика и не прячьтесь от новых задач — это поможет быстрее получить опыт и больше зарабатывать.
Читать также: