Тимлид (от англ. team lead или team leader) — это руководитель, который планирует и организует работу команды, распределяет задачи между сотрудниками, мотивирует их,
отвечает за результаты перед заказчиком. Тимлид управляет небольшой командой, в которой обычно не больше 10—12 человек.
В идеале тимлид — это человек, который руководит сотрудниками, а значит, отвечает за весь управленческий цикл. Вот основные обязанности тимлида:
● Синхронизировать цели компании и команды. Одна из главных задач тимлида — совместить интересы бизнеса и команды. Для этого он должен разбираться в структуре, ценностях, бизнес-задачах компании и доносить их до сотрудников. Так каждый сотрудник будет понимать свою роль в команде и вклад в общее дело.
● Планировать работу команды. Чтобы команда выполняла работы в срок, тимлид распределяет задачи исходя из опыта и нагрузки каждого сотрудника.
● Организовывать рабочие процессы в команде. Если не выстроить рабочие процессы, сроки будут срываться. Чтобы этого избежать, тимлид выстраивает процессы. Например, объясняет, где и как команда должна получать и сдавать задачи, помогает создать и актуализировать бэклог задач, распределяет ответственность.
● Мотивировать сотрудников. Если у команды неинтересные задачи и некомфортные условия работы, есть вероятность, что сотрудники будут уходить. Поэтому важно правильно мотивировать команду.
● Контролировать процессы и результат. Без контроля команда не сможет достичь поставленных целей. Тимлиду важно следить не только за конечным результатом, но и за нагрузкой сотрудников. Например, команда начала работу над проектом, и в процессе выяснилось, что задач много и нужно привлечь ещё пару специалистов. Если бы тимлид не увидел, что коллеги не справляются, проект мог бы провалиться.
Студенты «Курса по управлению командой разработки» тренируются руководить процессами и ресурсами, общаться с командой и заказчиками. Начинающие тимлиды вместе с наставниками разбирают кейсы на индивидуальных консультациях и учатся принимать управленческие решения на воркшопах с одногруппниками.
Работодателю, который ищет тимлида разработчиков, прежде всего важны развитые у кандидатов профессиональные навыки
От тимлида редакторов ожидают опыта управления командой и профессиональных навыков, которые нужны для работы с текстами
Разберем подробнее, какие гибкие навыки нужны тимлидам:
● Тайм-менеджмент. Если тимлидом становится эксперт, который работает 40 часов в неделю, к его обязанностям добавляются новые — управленческие, — и нагрузки становится больше. Чтобы не работать теперь 60 часов в неделю, тимлид должен делегировать часть экспертных обязанностей и заниматься в основном менеджерскими задачами.
В идеале у начинающего тимлида количество менеджерских задач увеличивается, а задач разработчика становится меньше. Но в реальности задачи тимлида часто надстраиваются над экспертными
● Умение расставлять приоритеты. Пригодится, чтобы планировать задачи — свои и команды. Тимлид, который умеет расставлять приоритеты, сможет научить этому сотрудников.
● Контроль. Есть две крайности, с которыми сталкиваются начинающие тимлиды. Первая — так называемый «чайка-менеджмент». Руководитель даёт сотруднику задачу и каждые пять минут спрашивает: «Ну как, ты уже продвинулся? А сейчас как дела? Прошло уже 15 минут, а ты ещё ничего не сделал».
Вторая крайность — полное отсутствие контроля. Такое бывает с тимлидами, которые давно работают с коллегами и считают, что тем можно полностью доверять. А если сотрудников контролировать — даже минимально, они будут считать, что «новый старый» начальник им не доверяет, и отношения испортятся.
● Умение слушать и слышать коллег. Для этого нужно проводить встречи — общие и в формате «один на один». Начинающий руководитель часто думает, что он отвечает только за процессы и результаты работы команды. Это так, но не стоит забывать, что команда — это люди, поэтому задача тимлида — работать не только с результатом, но и с людьми.
● Самомотивация. Настроение команды и её отношение к переменам зависит в том числе от того, как тимлид сам смотрит на любые изменения и какими фразами их встречает.
Разберёмся, что начинающим руководителям даётся сложнее всего.
Принимать непростые решения | Тимлид всё время балансирует между интересами команды и бизнеса, поэтому периодически ему приходится делать сложный выбор. Например, если в компании идут сокращения, тимлиду приходится отказаться от неэффективных сотрудников. |
---|---|
Адаптироваться к сложным ситуациям | Часто тимлиды — командные игроки. Для них отношения с коллегами важнее, чем административный результат. Но при этом им приходится доносить до команды неприятные решения и убеждать сотрудников в необходимости изменений. |
Позиционировать себя как руководителя | У начинающих тимлидов может развиться синдром самозванца и появиться мысли вроде: «Я не делаю ничего особенного, просто чуть больше отвечаю за результаты команды». Из-за таких рассуждений отстаивать интересы команды за её пределами может быть непросто. |
Понятие team lead появилось в IT-сфере. Сейчас тимлиды работают в IT-компаниях, банках, ритейле, финансовой сфере, телекоме, E-commerce. Так называют линейных руководителей команд разработчиков, тестировщиков, аналитиков. Тимлиды есть и в смежных сферах: HR, диджитал-маркетинге, дизайнерских, редакторских командах. Есть две возможности стать тимлидом:
1. Вырасти из эксперта. Член команды — разработчик, тестировщик или аналитик — развивается и становится наставником для начинающих специалистов. Затем он органично вырастает в тимлида.
2. Применить софтскилы. Подходит для специалистов с развитыми гибкими навыками и эмпатией, которым интересно организовывать, слушать и слышать людей, чувствовать настроение команды.
Начинающему тимлиду в любом случае придётся «доращивать» свои навыки: в первом случае — прокачать софтскилы, во втором — погрузиться в технические аспекты.
Совет эксперта
Читать также: