Лидерство — это возможность быть инициатором перемен. Лидер отличается проактивностью, желанием брать на себя ответственность и свободой реализации.
Быть лидером и быть управленцем — не всегда одно и то же. Лидерство — это возможность вдохновлять людей, вести команду за собой. Управленец же действует за счет своего административного ресурса, в зоне ответственности, которую ему выделила компания.
Раньше, когда значительная часть людей работала на заводах, лидерами по умолчанию становились руководители коллектива. В современном мире руководитель может выполнять роль лидера, но это не всегда обязательно. Когда обычный сотрудник предлагает инициативы, связанные с автоматизацией или оптимизацией процессов в организации или берёт на себя ответственность по ведению мини-проекта — это тоже проявление лидерства.
В управлении коллективом лидер может выполнять разные роли:
● Визионер. Лидеру важно быть визионером — человеком, который хорошо представляет будущее задач и проектов, за которые он отвечает. Он понимает, к чему движется команда, отслеживает тренды в отрасли, показывает их команде и доносит информацию таким образом, чтобы сотрудники на локальных позициях совершали минимум ошибок. В ситуации, когда две команды пытаются разделить зону ответственности, лидер принимает решение и распределяет обязанности. Он вдохновляет, заряжает своим видением остальных и помогает коллегам увидеть смысл в профессиональных задачах.
● Медиатор. В случае, если коллеги не могут договориться друг с другом, они обращаются к лидеру ― авторитету или эксперту в отрасли, который готов их рассудить. В кризисные времена лидер в коллективе помогает членам команды справиться с эмоциями, транслирует уверенность и выступает буфером для задач или ситуаций, которые приходят извне. В этом случае лидер отстаивает интересы команды.
● Коуч. Инструмент современного лидера — коучинговый подход, в котором он вместе с сотрудником исследует слабые места, генерирует идеи и решения, даёт кредит доверия и сопровождает на каждом этапе. При таком подходе сотрудник понимает, что его ценят и ошибки — это точки роста, а не повод для увольнения.
Изучить методы управления, которые пригодятся лидеру, можно на курсе «Управление командой разработки». Курс рассчитан на опытных разработчиков, которые только планируют стать руководителями, и руководителей команд разработки, которые хотят систематизировать знания. Студенты могут задавать наставнику любые вопросы по управлению на консультациях, разбирать реальные ситуации на воркшопах и обмениваться опытом с другими студентами-руководителями.
Современное эффективное лидерство предполагает использование мягких трендов в управлении. Жёсткое принципиальное лидерство, с сильными границами ответственности и делением на «свой-чужой», сменяется поиском взаимовыгодных решений, гибкостью, вниманием к подчинённым.
В спиральной динамике выделяют несколько уровней:
● Бежевый — уровень выживания в кризисной ситуации, где «я» преобладает над «мы». На данном этапе речь о лидерстве в управлении командой или развитии компании не идёт.
● Фиолетовый — уровень семейности маленьких компаний и коллективов, называющих себя «одной семьей». В такой системе человеческие отношения и традиции сильнее, чем бизнес. Лидером таких команд выступает человек — «отец семейства», который заботится обо всех участниках. Он создаёт максимально комфортные условия для работы и совместные ритуалы, слушает мнение каждого и анализирует его.
● Красный — уровень эволюции, где появляется конкурентный рынок и компания учится отстаивать свои границы. В таких условиях лидеру необходимы компетенции, связанные с умением проявлять жёсткость, вести за собой, выступать командиром и принимать непопулярные внутри команды решения, которые со временем покажут свою эффективность.
● Синий — уровень правил и законов. Компания расширяется и не может существовать только на авторитете руководителя, поэтому разрабатывается перечень формальных правил, за которые отвечает лидер. Он следит за их введением и соблюдением. Правила позволяют регулировать взаимоотношения между новыми сотрудниками и теми, кто в компании уже давно.
● Оранжевый — уровень первенства и эффективности. На этом этапе становится понятно, что правил много, и находятся люди, которые пытаются их обойти. В дополнение к этому в условиях конкурентного рынка важно быть гибкими, корректировать правила и становиться эффективнее других. Лидер изучает конкурентов, помогает команде придумывать идеи для инноваций и стимулирует первенство.
● Зелёный — уровень коллабораций и объединения с конкурентами. Лидер понимает, что совместная работа даёт больше свежих идей и повышает заработок. Цели лидера в менеджменте — заботиться о дальнейших перспективах компании, о её стратегии и развитии сотрудничества.
● Бирюзовый — уровень глобальных перспектив. Лидер смотрит на то, как бизнес может быть полезен для страны или мира. В перечень ответственности лидера входит забота о природе, благополучии сотрудников и их семей, принятие стратегических решений. Он — визионер, сфокусированный на приумножении позитивного вклада бизнеса в большую экосистему.
Лидерские качества можно развить лишь до какой-то степени ― согласно биопсихосоциальной модели, на нашу модель поведения влияют биологические, психологические и социальные факторы. Существуют определённые шаги, с помощью которых можно оценить свой лидерский потенциал и приблизиться к позиции лидера внутри личной и профессиональной жизни:
1. Оценить лидерство в собственной жизни. Насколько комфортно человек ощущает себя в ситуациях, когда необходимо проявить инициативу и взять на себя ответственность. Например, управляющая компания дома некачественно высаживает цветы. Человек задает вопросы: «Могу ли я в этой ситуации что-то сделать? Написать жалобу, прийти и самостоятельно посадить цветок, который мне нравится? Готов ли я организовать собрание, чтобы мы вместе способствовали улучшениям?» Если человек делает что-то из этого, он уже проявляет лидерские качества.
2. Не стремиться к широкому лидерству в рабочей среде, а начинать с небольших процессов оптимизации. Например, ввести традицию поздравлять коллег с днем рождения (организовать сбор средств на подарки, придумать праздничную рассылку) или заявить о себе как о наставнике. Всегда полезно рассказать руководителю о желании проявить свой лидерский потенциал и навыки. Он может дать совет или передать проект, где у сотрудника появится возможность себя проявить. Хорошая схема для лидера: критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай.
Бывают истории, когда человек изначально не видел себя лидером, но потом становился им через развитие навыков управления. Например, из команды разработчиков уходит тимлид, и его обязанности берёт на себя рядовой сотрудник-программист. Он договаривается с собой, понимая, что никто кроме него лучше не справится с обязанностями лидера. Через год он чувствует удовольствие от работы и получает положительную обратную связь от коллег. Из состояния «мне надо стать тимлидом, потому что я не могу бросить команду» он переходит в «оказывается, у меня получается быть лидером, я могу быть счастливым на этом месте и делать много эффективных проектов вместе с командой».
Лидерство в управлении начинается с внутреннего ощущения и принятия своей позиции.
Читать также: